Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009 по делу N А40-87551/08-151-394 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по эпизоду отказа налоговым органом в вычете НДС, начисления недоимки по НДС, пени, штрафа отказано, так как в нарушение НК РФ заявитель принял к налоговому вычету сумму НДС по счетам-фактурам, выставленным по услугам по транспортировке товара, помещенного под таможенный режим экспорта, что привело к неуплате НДС.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 марта 2009 г. по делу N А40-87551/08-151-394

Полный текст решения изготовлен в судебном заседании и объявлен 03 марта 2009 г.

Судья Арбитражного суда г. Москвы Чекмарев Г.С.

при ведении протокола судебного заседания судьей Чекмаревым Г.С.

при участии:

от истца - Демчук Т.С. дов. от 15.01.09 г., Мялковский С.С. дов. от 01.01.09 г.,

Ковалева Н.В. дов. от 27.02.09 г.;

от ответчика - Катков М.В. дов. от 16.01.09 г., Волкова С.Н. дов. от 02.03.09 г.

от 3-го лица (ООО “Сургутэкс“) - Ищенко С.В. дов. от 26.12.08 г.,

Филиппов А.Ю. дов. от 15.04.08 г.

от 3-го лица (ООО “Трансойл“) - Колбинцев А.О. дов. от 29.12.08 г.

Рассмотрев в
судебном заседании дело N А40-87551/08-151-394

по иску ОАО “Сургутнефтегаз“

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

о признании частично недействительным решения N 52-21-14/1096 от 30.10.08 г. “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“

установил:

ОАО “Сургутнефтегаз“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения N 52-21-14/1096 от 30.10.08 г. “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по оспариваемому эпизоду отказа налоговым органом в вычете НДС в размере 121.307.793 рубля, уплаченного по счетам-фактурам ООО “Сургутэкс“ от 31.12.2006 N 31126/2, от 31.01.2007 N 31017/10, от 28.02.2007 N 28027/8, от 28.02.2007 N 28027/9, от 31.03.2007 N 31037/4, от 30.04.2007 N 30047/3, от 31.05.2007 N 31057/8, от 30 06.2007 N 30067/3, от 31.07.2007 N 31077/13, от 31.08.2007 N 31087/6, от 30.09.2007 N 30097/2, от 31.10.2007 N 31107/7, от 30.11.2007 N 30117/10, от 31.12.2007 N 31127/13 (выставленным в соответствии с договорами комиссии от 22.12.2005 N 1626 и от 25.01.2007 N 78 по услугам транспортировки нефтепродуктов, в дальнейшем реализуемых на экспорт), начисления недоимки по НДС в этой же сумме, наложения штрафа в размере 24.261.558 рублей и начисления пени в размере 10.002.912,88 руб.

Исковое требование заявителя обосновано тем, что в оспариваемых решениях налогоплательщику было необоснованно отказано в возмещении суммы, которое обусловлено излишней уплатой налога в результате ошибочного, по мнению налогового органа применения заявителем налоговой ставки НДС 18% вместо применения ставки 0%. По товару, указанному в спорных счетах-фактурах ставка налога 18% указана верно, так как
этот товар не был помещен под таможенный режим экспорта, и налоговый орган неправомерно основывает дату помещения под таможенный режим экспорта с датой составления соответствующей Временной таможенной декларации. Кроме того, ответчик неправомерно привлек заявителя к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДС, так как неверное исчисления размера налога, подлежащего вычету не является неуплатой данного налога. Письмом Минфина РФ от 17.02.2009 N 03-07-15/20, направленным в адрес ФНС России в рамках исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Сечина, даны разъяснения налоговым органам, согласно которым: “услуги, связанные с перевозкой железнодорожным транспортом нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ морским транспортом и декларируемых в местах, установленных Приказом ФТС России от 24 августа 2006 N 800, подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18 процентов. При этом указанные суммы налога принимаются к вычету в порядке, установленном НК РФ“. Кроме того, в соответствии с письмом Минфина России от 11.01.2009 N 01-02-01/03-9 разъяснено, что применение ставки НДС 18% в отношении услуг по перевозке железнодорожным транспортом нефти и нефтепродуктов, подлежащих таможенному декларированию в морских портах, действующему законодательству о налогах и сборах не противоречит.

Представители третьих лиц ООО “Трансойл“ и ООО “Сургутэкс“ огласили свои правовые позиции, поддерживают доводы заявителя.

Изучив материалы дела, оценив предъявленные документы, заслушав представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, суд находит требование заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

С 30.05.2008 по 17.10.2008 налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка ОАО “Сургутнефтегаз“ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено Решение от 30.10.2008 N 52-21-14/1096 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, земельного налога.

Заявитель оспаривает Решение налогового органа о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС за 2006 - 2007 годы только в части эпизода отказа в вычете НДС в размере 121 307 793 руб., уплаченного по счетам-фактурам ООО “Сургутэкс“ от 31.12.2006 N 31126/2, от 31.01.2007 N 31017/10, от 28.02.2007 N 28027/8, от 28.02.2007 N 28027/9, от 31.03.2007 N 31037/4, от 30.04.2007 N 30047/3, от 31.05.2007 N 31057/8, от 30.06.2007 N 30067/3, от 31.07.2007 N 31077/13, от 31.08.2007 N 31087/6, от 30.09.2007 N 30097/2, от 31.10.2007 N 31107/7, от 30.11.2007 N 30117/10, от 31.12.2007 N 31127/13, выставленным в соответствии с договорами комиссии от 22.12.2005 N 1626 и от 25.01.2007 N 78 по услугам транспортировки нефтепродуктов, в дальнейшем реализуемых на экспорт. По мнению ответчика Общество в нарушение статей 164, 169, 171, 172 НК РФ необоснованно приняло к вычету указанную сумму НДС в связи с тем, что перечисленные счета-фактуры оформлены с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ, выразившемся в указании налоговой ставки НДС 18%, в то время как к операциям, указанным в счетах-фактурах, должна была применяться налоговая ставка НДС 0%.

Решением налогового органа Общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа (пункты 1 и 3.2 резолютивное части Решения налогового
органа). В части оспариваемого эпизода отказа в вычете НДС штраф составляет 24 261 558 рублей. Кроме того, Обществу предложено уплатить пени. В части оспариваемого эпизода отказав вычете НДС - пени составили 10 002 912,88 рублей.

В обоснование необходимости применения в рассматриваемом случае налоговой ставки НДС 0% (а не примененной ставки 18%), налоговым органом указывает, что услуги оказаны после помещения товаров, в отношении которых оказываются услуги, под таможенный режим экспорта, следовательно, они подпадают под действие пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьями 171, 172 НК РФ сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 2 ст. 169 Кодекса установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи,
не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Подпунктами 7, 8, 10, 11, 12 п. 5 ст. 169 Кодекса установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору без учета налога, стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога, налоговая ставка, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога.

Налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным соответствующими пунктами статьи 164 Кодекса.

В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 164 НК РФ (изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 года) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение
производится по налоговой ставке 0 процентов также при реализации: выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.

Таким образом, при выполнении работ (оказании услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, данный счет-фактура признается несоответствующим требованиям пп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ, и, соответственно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.

В своем заявлении в суд заявитель указывает, что при применении ставки 0% на основании пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ значение имеет факт предъявления товара таможенному органу при таможенном оформлении и факт вывоза товара. В данном случае по спорным счетам-фактурам на дату составления ВГТД вывозился товар, который не был помещен под таможенный режим экспорта. Подача ВГТД не рассматривается ни Таможенным кодексом РФ, ни правоприменительными (таможенными) органами в качестве вывоза товара, обоснование налоговым органом своей позиции исключительно ссылками на дату подачи ВГТД является неправомерным.

Суд первой инстанции оценивает указанный довод заявителя, как противоречащий правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 31375/07, N 10159/07, N 10160/07, N 10246/07, N 10249/07, от 20.11.2007 N 7205/07.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября
2007 г. по делу N 7205/07: применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс РФ связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164).

Исходя из ч. 3 ст. 157 Таможенного кодекса РФ днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Операции, названные в пп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 марта 2008 года N 16581/07 указано: для определения надлежащей налоговой ставки необходимо установить, являлся ли экспортируемым товар в момент оказания услуги. Для целей обложения налогом на добавленную стоимость товар считается экспортируемым с момента его помещения под таможенный режим экспорта (статья 164 НК РФ). Поскольку в спорном случае товар до убытия декларировался, помещался под таможенный режим экспорта и вывозился с таможенной территории Российской Федерации по временным таможенным декларациям, у суда первой инстанции не было оснований руководствоваться отметками таможенных органов на полных грузовых таможенных декларациях, удостоверяющих окончательные сведения о товаре после его вывоза и оформляемых по таможенным правилам после убытия товара. Суду следовало исходить из дат выпуска товара в таможенном режиме экспорта на временных таможенных декларациях, а при их непредставлении - руководствоваться аналогичными отметками таможенных органов на квитанциях о приеме груза к перевозке.

При таких условиях в спорных счетах-фактурах
ООО “Сургутэкс“ от 31.12.2006 N 31126/2, от 31.01.2007 N 31017/10, от 28.02.2007 N 28027/8, от 28.02.2007 N 28027/9, от 31.03.2007 N 31037/4, от 30.04.2007 N 30047/3, от 31.05.2007 N 31057/8, от 30.06.2007 N 30067/3, от 31.07.2007 N 31077/13, от 31.08.2007 N 31087/6, от 30.09.2007 N 30097/2, от 31.10.2007 N 31107/7, от 30.11.2007 N 30117/10, от 31.12.2007 N 31127/13 была необоснованно указана ставка НДС 18% (вместо 0%), соответственно, указанные счета-фактуры были выставлены с нарушением порядка, предусмотренного п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.

Факт связи осуществленных контрагентами общества операций по реализации услуг по транспортировке товара и иных работ, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, с экспортом этого товара судом установлен и наглядно виден из представленной в материалы дела таблицы, в которой по каждой из названных счетов-фактур приведены соответствующие Временные и Полные ГТД (т. 5 л.д. 59 - 60).

На вопрос суда представитель ответчика пояснил, что по каждому счету-фактуре, указанной в данной таблице товар в последующем был вывезен за пределы РФ в таможенном режиме экспорта.

Указанное обстоятельство представитель заявителя не отрицает.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что выставление спорных счетов-фактур было осуществлено после фактического помещения товара под таможенный режим экспорта. Соответственно, перевозимые товары были помещены под таможенный режим экспорта на момент осуществления операций, связанных с реализацией услуг по транспортировке данного товара, и оказания услуг по транспортировке товара.

Суд установил, что заявитель не доказал свое право на возмещение НДС в размере, указанном в спорных счетах-фактурах, поскольку в данных счетах-фактурах неверно указана налоговая ставка 18 процентов за все оказанные Обществу услуги (в том
числе за перечисленные выше услуги, которые подлежат обложению по ставке 0 процентов). А счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Следовательно, счета-фактуры ООО “Сургутэкс“ на оказанные транспортные услуги экспортного груза, оформленные с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.

Таким образом, в нарушение ст. 164, 169, 171, 172 НК РФ ОАО “Сургутнефтегаз“ приняло к налоговому вычету сумму налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным по услугам по транспортировке товара, помещенного под таможенный режим экспорта, что привело к неуплате налога на добавленную стоимость в размере 121 307 793 руб. Неуплата данной суммы налога привело к начислению штрафа в размере 24 261 558 руб. (121 307 793 x 20% = 24 261 558), а также к начислению пени в размере 10 002 912,88 руб.

Суд признает несостоятельным довод заявителя об отсутствии законных оснований для привлечения его к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога при неверном исчислении размера НДС, заявленного к вычету, так как заявитель не представил доказательства правильного исчисления и полной уплаты НДС подлежащий уплате в спорный налоговый период.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции не усматривает законных оснований для удовлетворения заявления ОАО “Сургутнефтегаз“ о признании недействительным в оспариваемой части решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30.10.08 г. N 52-21-14/1096 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Судебные расходы подлежат распределению между сторонами по правилам ст. 110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 АПК РФ

решил:

В удовлетворении заявления ОАО “Сургутнефтегаз“ о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30.10.08 г. N 52-21-14/1096 “О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ по оспариваемому эпизоду отказа налоговым органом в вычете НДС в размере 121.307.793 рубля, уплаченного по счетам-фактурам ООО “Сургутэкс“ от 31.12.2006 N 31126/2, от 31.01.2007 N 31017/10, от 28.02.2007 N 28027/8, от 28.02.2007 N 28027/9, от 31.03.2007 N 31037/4, от 30.04.2007 N 30047/3, от 31.05.2007 N 31057/8, от 30.06.2007 N 30067/3, от 31.07.2007 N 31077/13, от 31.08.2007 N 31087/6, от 30.09.2007 N 30097/2, от 31.10.2007 N 31107/7, от 30.11.2007 N 30117/10, от 31.12.2007 N 31127/13 (выставленным в соответствии с договорами комиссии от 22.12.2005 N 1626 и от 25.01.2007 N 78 по услугам транспортировки нефтепродуктов, в дальнейшем реализуемых на экспорт), начисления недоимки по НДС в этой же сумме, наложения штрафа в размере 24.261.558 рублей и начисления пени в размере 10.002.912,88 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты его изготовления.

Судья

Г.С.ЧЕКМАРЕВ