Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2009 по делу N А40-80126/08-145-622 Заявление о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права собственности на здание и обязании произвести регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости удовлетворено, так как заявителем были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на указанное здание, подтверждено наличие права собственности на указанный объект недвижимости, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2009 г. по делу N А40-80126/08-145-622

Резолютивная часть объявлена 03 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 10 февраля 2009 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего: судьи Петровского С.П. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания: судьей

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО “Моспромстрой“

к Управлению федеральной регистрационной службы по Москве (УФРС по Москве)

о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности

при участии:

от заявителя - Михайлова Ю.П. (паспорт, дов. от 30.01.2009 г. N 19-10/30), Устьянцева Е.В. (паспорт, дов. от 23.12.2008 г. N 19-10/351), Горячева Л.И. (паспорт, дов. от 30.01.2009 г. N 19-10/29)

от ответчика -
Кудинова Д.В. (паспорт, дов. от 26.01.2009 г. N 1507/09)

установил:

ЗАО “Моспромстрой“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения УФРС по Москве от 01.11.2008 г. N 12/015/2008-548 об отказе в государственной регистрации права собственности ЗАО “Моспромстрой“ на здание площадью 4642,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б и обязании произвести государственную регистрацию права собственности ЗАО “Моспромстрой“ на указанный объект недвижимости.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый отказ является незаконным, так как не соответствует требованиям статей 17, 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ (далее Закон N 122-ФЗ) и нарушает право собственности заявителя в части правомочия по распоряжению объектом. Заявитель указывает на то, что им были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности на указанное здание, поэтому оспариваемый отказ противоречит нормам Закона N 122-ФЗ.

В судебном заседании судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 27.01.2009 г. по 03.02.2009 г., о чем до лиц, участвующих в деле, доведено под расписку.

В судебном заседании судом к материалам дела приобщены представленные ответчиком отзыв и представленные заявителем дополнительные пояснения к заявлению.

Представитель заявителя выступил с правовой позицией на основании доводов, изложенных в заявлении и дополнительных пояснениях к заявлению.

Ответчик требование не признал по доводам, изложенным в оспариваемом отказе от 01.11.2008 г. N 12/015/2008-548, и отзыве, сославшись на то, что решение об отказе в регистрации права собственности на недвижимое имущество обосновано и принято на основании абзаца 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона.

Рассмотрев
материалы дела, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Спор возник из административных правоотношений об оспаривании решения государственного органа, который подлежит рассмотрению в порядке ст. ст. 197 - 201 АПК РФ.

Срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг
обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, 02.09.2008 г. ЗАО “Моспромстрой“ обратилось в УФРС по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б.

Письмом УФРС по Москве от 01.11.2008 г. N 12/015/2008 - 548 на основании абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закона N 122-ФЗ) в государственной регистрации права собственности ЗАО “Моспромстрой“ на вышеуказанный объект регистрирующим органом отказано. Отказ мотивирован непредставлением сведений о передаче в собственность ЗАО “Моспромстрой“ здания, расположенного по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 29Б, представлением документов, свидетельствующих об отсутствии у заявителя права собственности на объект недвижимого имущества, в отношении которого подано заявление о регистрации.

Как видно из письма регистрационного органа, решение об отказе принято на основаниях, предусмотренных абз. 4, 8, 10 п. 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям
действующего законодательства (абз. 4); правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абз. 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с этим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 10).

Довод ответчика о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие наличие прав у города Москвы на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б, является несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно Расписке в получении документов на государственную регистрацию от 02.09.2008 г. ЗАО “Моспромстрой“ поданный в регистрирующий орган для регистрации права собственности на объект недвижимости общей площадью 4642,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 29Б содержит все необходимые документы, а именно: заявление, платежное поручение, выписка и протокола от 29.06.2006 г. N 24; свидетельство от 18.01.1994 г.; свидетельство от 18.01.1994 г.; свидетельство от 24.10.2007 г.; уведомление от 29.10.2007 г.; свидетельство от 14.01.2008 г.; свидетельство от 14.01.2008 г.; устав от 28.06.2007 г.; выписка из реестра юридических лиц от 05.08.2008 г.; постановление от 24.04.1954 г. N 786; приказ от 27.07.1972 г. N 1; постановление от 04.04.1988 г. N 409; приказ от 06.06.1988 г. N 1; решение от 12.03.1991 г. N 448; приказ от 15.03.1991 г. N 118; приказ от 21.05.1991 г. N 205; приказ от 05.08.1991 г. N 283; устав от 29.05.1996 г.; изменение к уставу от 14.07.1997 г.; свидетельство от 12.08.1997 г.; экспликация от 14.08.2008 г.; поэтажный план; выписка из паспорта БТИ от 14.08.2008 г.; справка от 15.08.2008 г.; письмо сводная смета от 09.07.2007 г.; распоряжение от 22.09.1993 г. N
529-РМ; распоряжение от 22.07.1991 г. N 68-РВ-М; решение от 09.03.1961 г.; протокол от 08.12.1969 г. N 425-569 приказ от 24.05.1993 г. N 73-к; приказ от 27.01.1991 г. N 89; приказ от 14.01.1983 г. N 13-к; письмо от 12.08.2008 г.; разрешение от 09.07.2007 г. N 0198; акт от 27.05.1983 г.; акт от 09.10.1973 г.

04.09.2008 г. ЗАО “Моспромстрой“ в УФРС по г. Москве поданы дополнительные документы: кадастровый паспорт от 21.08.2008 г.; распоряжение от 22.07.1991 г.; распоряжение от 22.09.1993 г.; постановление от 26.04.1954 г.; решение от 09.03.1961 г.; разрешение от 09.07.2007 г.; протокол от 08.12.1969 г.; протокол свободная смета.

Анализ данной документации позволил суду прийти к выводу о том, что заявителем при обращении в УФРС по г. Москве подтверждено наличие у ЗАО “Моспромстрой“ ранее возникшего права собственности на здание, расположенное по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 29Б и об отсутствии у УФРС по г. Москве оснований отказа в государственной регистрации права собственности на заявленный ЗАО “Моспромстрой“ объект.

Так, из материалов дела усматривается следующее.

В целях строительства комплексной базы механизации Исполкомом Моссовета принято решение от 09.03.1961 г. N 13/28 об отводе Главмосстрою земельного участка. Из протокола-заключения от 08.12.1969 г. N 425-569 Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы следует, что строительство данной базы по Алтуфьевскому шоссе осуществлял трест Мосстрой-2 Главмосстроя.

На основании приказа Главмоспромстроя при Мосгорисполкоме от 27.07.1972 г. N 1 “О создании Главного управления по промышленному строительству (Главмоспромстроя) при Мосгорисполкоме“, изданного во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 09.06.1972 г. N 1251р и Постановления Бюро МГК КПСС и Исполкома Моссовета от 20.07.1972 г. N 27/44, Главмоспромстрою из состава
Главмосстроя передан ряд организаций, в том числе трест “Мосстрой N 2“ (приложение к приказу от 27.07.1972 г. N 1).

В связи с тем, что Главмоспромстрой при Мосгорисполкоме действует на началах хозяйственного расчета, 20 июля 1976 г. была утверждена сводная смета строительства базы механизации треста Мосстрой-2 Главмоспромстроя по Алтуфьевскому шоссе в сумме 1 368,9 тыс. рублей.

В целях осуществления строительства базы механизации Главмоспромстрою выдано разрешение на производство подготовительных и основных строительно-монтажных работ N 0198.

После завершения строительства базы механизации заказчик - Управление капитального строительства Главмоспромстроя - принял здание производственного корпуса и административно-бытовых помещений по адресу: Алтуфьевское ш., 29Б площадью 4 055,7 кв. м в эксплуатацию, о чем свидетельствует акт приемки в эксплуатацию, утвержденный управляющим трестом “Мосстрой N 2“ 24 мая 1983 г.

Впоследствии Главмоспромстрой, во владении и пользовании которого находилось здание по адресу: Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б, был преобразован в Проектно-строительное объединение “Моспромстрой“ (ПСО “Моспромстрой“) с передачей в состав ПСО “Моспромстрой“ всех подведомственных Главмоспромстрою трестов, предприятий и организаций в соответствии с приказом Мосстройкомитета от 18.05.1988 г. N 1, изданным во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 04.04.1988 г. N 409 и решения исполкома Моссовета от 19.04.1988 г. N 840.

В силу п. 46 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 19.06.1990 г. N 590, государственное предприятие по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа может быть преобразовано в акционерное общество путем выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия.

Согласно решению Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 12.03.1991 г. N 448 Акционерное общество “Моспромстрой“
создано путем преобразования ПСО “Моспромстрой“ на основе предложений трудовых коллективов с согласия Мосстройкомитета.

В п. 1 распоряжения Вице-мэра Москвы от 22.07.1991 г. N 68-РВ-М “Об уставном фонде Акционерного общества “Моспромстрой“ закреплено, что одним из учредителей Акционерного общества “Моспромстрой“ является Исполнительный комитет Московского совета (Мосстройкомитет), доля которого в уставном фонде Акционерного общества “Моспромстрой“ составляет 75% (187 280 000 рублей).

Распоряжением Вице-мэра Москвы от 22.09.1993 г. N 529-РМ “О дополнении к распоряжению Вице-мэра Москвы от 22 июля 1991 г. N 68-РВ-М“ утвержден перечень объектов, переданных Акционерному обществу “Моспромстрой“ распоряжением Вице-мэра Москвы от 22.07.1991 г. N 68-РВ-М. В п. 16 раздела VII “Подразделения механизации“ данного перечня закреплен объект по адресу: Алтуфьевское ш., д. 29Б площадью 1,4 га.

Согласно ст. 14 Закона СССР от 06.03.1990 г. N 1305-1 “О собственности в СССР“ и ст. 14 Закона РСФСР от 24.12.1990 г. N 443-1 “О собственности в РСФСР“ хозяйственные общества обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов их участниками.

В соответствии с п. 15 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 19.06.1990 N 590, общество является собственником имущества, переданного ему участниками.

Согласно п. 3 решения Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 12.03.1991 г. N 448 Мосстройкомитет как орган управления государственным имуществом, находящимся в пользовании подведомственных организаций и предприятий, является держателем принадлежащих государству акций на полную стоимость передаваемого имущества.

Кроме того, в силу абз. 2 п. 1 распоряжения Вице-мэра Москвы от 22.07.1991 г. N 68-РВ-М долю исполкома Московского совета (Мосстройкомитета составляют основные и оборотные средства, находящиеся на балансе “Моспромстрой“).

Таким образом,
здание по адресу: Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б (база механизации), являющееся имуществом ПСО “Моспромстрой“, было внесено исполкомом Моссовета в уставный фонд Акционерного общества “Моспромстрой“ совместно с другими объектами на основании распоряжения Вице-мэра Москвы от 22.07.1991 г. N 68-РВ-М “Об уставном фонде Акционерного общества “Моспромстрой“ и распоряжения Вице-мэра Москвы от 22.09.1993 г. N 529-РМ “О дополнении к распоряжению Вице-мэра Москвы от 22 июля 1991 г. N 68-РВ-М“.

Таким образом, здание площадью 4 642,3 кв. м, расположенное по адресу: Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б, заявление о государственной регистрации наличия права собственности, которое Заявитель подал в УФРС по Москве, внесено в уставный фонд Акционерного общества “Моспромстрой“, в связи с чем у Акционерного общества “Моспромстрой“ возникло собственности на данное здание.

На основании указанного, суд приходит к выводу о том, что заявление ЗАО “Моспромстрой“ на государственную регистрацию права собственности на указанный объект подано в соответствии со ст. ст. 16, 17 Закона N 122-ФЗ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленными регистрирующему органу документами подтверждена правомерность отнесения здания по адресу: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 29Б к собственности ЗАО “Моспромстрой“.

Изложенное позволяет сделать вывод об отсутствии у УФРС по Москве предусмотренных п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ оснований для отказа заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.

Таким образом, из представленных заявителем в регистрирующий орган документов следует наличие у ЗАО “Моспромстрой“ права собственности на объект недвижимости, в отношении которого подано заявление о государственной регистрации права собственности.

На основании изложенного судом
установлено, что в соответствии с требованиями ст. ст. 17, 18 Закона N 122-ФЗ ЗАО “Моспромстрой“ представило в регистрирующий орган все необходимые для проведения государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества документы.

В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

УФРС по Москве не представлено доказательств подтверждающих обоснованность принятого решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б.

Поскольку судом установлено, что решение об отказе в регистрации права собственности, оформленное письмом от 01.11.2008 г. N 12/015/2008-548, не соответствует требованиям ст. ст. 2, 4, 6, 17, 18, 20 ФЗ РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и нарушает права и законные интересы заявителя по осуществлению права собственности в соответствии со ст. 209 Гражданским кодексом РФ, требования заявителя о признании оспариваемого решения незаконным подлежит удовлетворению.

В связи с незаконностью отказа в государственной регистрации права собственности ЗАО “Моспромстрой“ на здание площадью 4642,3 кв. м по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б, суд в порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обязывает ответчика произвести государственную регистрацию права собственности ЗАО “Моспромстрой“ на здание площадью 4642,3 кв. м по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б.

В связи с удовлетворением требований заявителя, с учетом того, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании ст. ст. 2, 4, 13, 16, 18, 20 Федерального закона РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, ст. 333.17 Налогового кодекса РФ, и руководствуясь ст. ст. 65, 68, 71, 102, 167 - 170, 176, 197 - 201 АПК РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Управления Федеральной регистрационной службы по Москве от 01.11.2008 г. N 12/015/2008-548 об отказе в государственной регистрации права собственности ЗАО “Моспромстрой“ (юридический адрес: 101443, г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 23/15, стр. 1, ОГРН 1027739028943) на здание площадью 4642,3 кв. м по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б.

Проверено на соответствие Федеральному закону РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Москве произвести государственную регистрацию права собственности ЗАО “Моспромстрой“ на здание площадью 4642,3 кв. м по адресу: г. Москва, Алтуфьевское ш., д. 29Б.

Возвратить ЗАО “Моспромстрой“ уплаченную по платежному поручению от 17.11.2008 г. N 13281 государственную пошлину в размере 2 000 рублей из доходов федерального бюджета.

Решение подлежит исполнению со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

С.П.ПЕТРОВСКИЙ