Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 N 07АП-1165/09 по делу N А45-10684/2008 Необходимым условием проведения государственной регистрации ООО является не только представление в регистрирующий орган полного перечня необходимых документов, но и достоверность информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ относительно местонахождения юридического лица.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 апреля 2009 г. N 07АП-1165/09

Резолютивная часть объявлена 30.03.2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 03.04.2009 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Залевской Е.А.,

судей Кулеш Т.А., Хайкиной С,Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой С.В,

при участии представителей:

от заявителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска без участия,

от заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственности “Ларикс“ - без участия,

от третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - без участия,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому
автономному округу на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2008 года по делу N А45-10684/2008 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска к Обществу с ограниченной ответственностью “Ларикс“ о признании недействительной государственной регистрации изменений,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее по тексту - ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска, Инспекция по Дзержинскому району) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью “Ларикс“ (далее по тексту ООО “Ларикс“, общество) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества за государственным регистрационным номером 2073805019297 от 04.10.2007 года.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне заинтересованного лица к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Иркутской области N 15 и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее по тексту - МРИ ФНС России N 15 по Иркутской области и УОБАО, регистрирующий орган, апеллянт), которой внесены оспариваемые изменения.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2008 года по делу N А45-10684/2008 заявленное требование удовлетворено, государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Ларикс“, за государственным регистрационным номером 2073805019297 от 04.10.2007 года признана недействительной.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МРИ ФНС России N 15 по Иркутской области и УОБАО обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что все необходимые для вынесения налоговым органом решения о государственной регистрации документы были представлены налогоплательщиком в полном объеме, с соблюдением требований законодательства
РФ к указанным документам. Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации вносимых ООО “Ларикс“ изменений у регистрирующего органа не имелось. Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ регистрирующему органу прямо запрещено требовать от налогоплательщика представления других документов кроме документов, установленных указанным Федеральным законом.

Апеллянт полагает, что не было представлено никаких доказательств о невозможности проведения регистрирующим органом осмотра местонахождения ООО “Ларикс“ в период с 04.10.2007 года по 13.05.2008 года. Следовательно, Инспекцией по Дзержинскому району был пропущен срок обращения с рассматриваемым заявлением, поскольку он обратился по прошествии 8 месяцев со дня вынесения решения.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, обратилось незаконно, поскольку в указанном случае заявитель и третье лицо совпадают в одном лице как подразделения одного и того же органа исполнительной власти РФ - Федеральной налоговой службы РФ.

Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.

ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска, в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее доводов. Указывает, что в заявлении для государственной регистрации подтверждается, что сведения, вносимые в учредительные документы достоверны. Налоговым органам не предоставлено право проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов.

ООО “Ларикс“ были представлены в МРИ ФНС N 15 по Иркутской области и УОБАО недостоверные сведения, которые не отвечают требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации. Следовательно, регистрация произведена регистрирующим (налоговым) органом на основании документов, имеющих недостоверные сведения. Представленные в регистрирующий орган документы содержат
умышленно искаженные обязательные сведения, установленные пунктом 1 подпунктами “в“ ст. 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Подробно доводы отзыва на апелляционную жалобу изложены в письменном виде.

В судебное заседание представители апеллянта, заинтересованного лица и третьего лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствии.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как следует из материалов дела, общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.2003 года МРИ ФНС России N 15 по Иркутской области и УОБАО.

По заявлению общества 04.10.2007 года регистрирующим органом была произведена государственная регистрация изменений в сведения об ООО “Ларикс“, касающихся изменения местонахождения юридического лица: Новосибирск, ул. Авиационная, 17-3, за государственным регистрационным номером 2073805019297.

В связи с изменением адреса нахождения юридического лица регистрационное дело общества было передано из регистрирующего органа в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска.

Проведя проверочные мероприятия и установив, что здания по адресу, указанному в учредительных документах общества, не существует, налоговый орган обратился с заявление о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.

Суд первой инстанции, пришел к выводу, что в данном случае факт осуществления государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные данные, подтверждается материалами дела, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на
нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.

В соответствии со статьей 54 ГК РФ и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.

На основании подпункта “в“ пункта 1 статьи 5 Закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Статья 17 Закона N 129-ФЗ содержит перечень документов, представляемых в регистрирующий орган юридическим лицом для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в числе которых подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Закон о регистрации не возлагает на регистрирующий орган обязанности по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, однако это
не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.

Представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ по следующим обстоятельствам.

Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, представляющим из себя информацию, содержащуюся в Федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации“).

Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 указанного выше Закона).

В соответствии со статьями 12, 14, 17 Закона N 129-ФЗ при создании реорганизации или регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица или в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается достоверность представленных сведений.

Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Закона N 129-ФЗ является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что подтверждается положениями статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона N 129-ФЗ и статей 3, 13, 14 Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года.

Инспекция по Дзержинскому району г. Новосибирска провела ряд проверочных мероприятий для установления факта нахождения общества по указанному в учредительных документах адресу.

Согласно сведениям, содержащимся в письме Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска от 29.04.2008 года N 31-9889, земельный участок с кадастровым номером 54:35:012830:11 с адресным
ориентиром: г. Новосибирск, ул. Авиационная, 17 площадью 0,0809 га передан П.Г.Тиунову для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома по договору аренды от 28.02.2000 года N 13913.

Таким образом, из указанного письма следует, что дома по адресу: г. Новосибирск, ул. Авиационная, 17 не существует (лист дела 26).

Из акта проверки местонахождения ООО “Ларикс“ от 13.05.2008 года, усматривается, что в г. Новосибирске, по ул. Авиастроителей дома с номером 17 нет (л.д. 27), что соответствует сведениям Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска.

Совокупность приведенных доказательств, которые суд оценивает как достоверные, свидетельствует о том, что в ходе проведения контрольных мероприятий ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, было установлено, что общество по адресу, указанному в учредительных документах: г. Новосибирск, ул. Авиационная, 17 кв. 3, не находится и не может там находиться, поскольку строение по адресу: г. Новосибирск, ул. Авиационная, 17 отсутствует и не существовало там и на момент государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества за государственным регистрационным номером 2073805019297 от 04.10.2007 года.

Суд первой инстанции, основываясь на указанных доказательствах пришел к правильному выводу о недействительности указанного государственной регистрации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ N 943-1 имеет дату 21.03.1991, а не 21.03.2001.

Довод МРИ ФНС N 15 о неправомерности самого обращения ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица апелляционная инстанция отклоняет, так как пункт 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.2001 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ предоставляет налоговым органам право предъявлять
в суды заявления о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.

Что касается ссылки апеллянта на пропуск срока обращения в суд, то она также несостоятельна. Апеллянт не указал какой конкретно срок пропустил по его мнению заявитель. Кроме того, материалами дела подтверждается, что обследование места нахождения общества было произведено 13.05.2008 года, сведения из Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска были получены ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска в тот же день. Заявление в арбитражный суд было подано 28.07.2008 года. Таким образом, срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для подачи заявления об оспаривании действий, решений и ненормативных актов в 3 месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении прав и законных интересов не пропущен.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились.

На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, частью 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.11.2008 г. по делу N А45-10684/2008 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска к Обществу с ограниченной ответственностью “Ларикс“ о признании недействительной государственной регистрации изменений оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области - без удовлетворения.

Постановление
может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

ЗАЛЕВСКАЯ Е.А.

Судьи:

КУЛЕШ Т.А.

ХАЙКИНА С.Н.