Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2009 N 07АП-1733/09 по делу N А45-13375/2008-57/305 В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления главы муниципального образования о предоставлении в аренду земельного участка отказано, поскольку в материалы дела не представлено доказательств принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации, что подтверждало бы необходимость уведомления соответствующего органа о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования предприятия, а равно невозможности распорядиться таким участком органом местного самоуправления.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2009 г. N 07АП-1733/09

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2009 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего М.Х.Музыкантовой,

судей В.А.Журавлевой, Н.А.Усаниной.

при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.

при участии:

от заявителя: Мищук Л.Р., удостоверение N 167051 до 16.01.2011 г.

от ответчика: Антонова М.В. по доверенности от 28.01.2009 г.

от третьих лиц:

от Государственного научного учреждения Сибирский научно-исследовательский институт кормов СО РАСХН: Антонова М.В. по доверенности от 17.12.2008 г.;

от Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия опытно-производственное хозяйство “Элитное“ СО РАСХН: Лукашова Ю.В. по доверенности от 09.02.2009 г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия опытно-производственное хозяйство
“Элитное“ Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук

на решение Арбитражного суда Новосибирской области

от 11.01.2009 г. по делу N А45-13375/2008-57/305 (судья Хорошилов А.В.)

по заявлению Прокуратуры Новосибирской области

к Администрации муниципального образования Мичуринского сельского Совета Новосибирской области

Третьи лица: Государственное научное учреждение Сибирский научно-исследовательский институт кормов СО РАСХН, Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие опытно-производственное хозяйство “Элитное“ СО РАСХН, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области

о признании недействительным постановления от 19.06.2006 г. N 390,

установил:

Прокуратура Новосибирской области в лице заместителя прокурора Турбина А.Ю. (далее по тексту Прокуратура, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к Администрации муниципального образования Мичуринского сельского Совета Новосибирской области (далее Администрация) с привлечением в качестве третьих лиц Государственного научного учреждение Сибирский научно-исследовательский институт кормов СО РАСХН (далее по тексту ГНУ СибНИИ кормов СО РАСХН), Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия опытно-производственное хозяйство “Элитное“ СО РАСХН (далее по тексту ГУСП ОПХ “Элитное“), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области (далее Управление), с заявлением о признании недействительным постановления от 19.06.2006 г. N 390.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.01.2009 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, ГУСП ОПХ “Элитное“ подана апелляционная жалоба, в которой оно просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Прокуратурой требований, в том числе по следующим основаниям:

- ГУСП ОПХ “Элитное“ не было надлежащим образом извещено о времени и месте судебных заседаний по делу N А45-13375/2008, что в соответствии со ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае;

- выводы
суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: Сибирское отделение РАСХН обратилось в Управление с просьбой о проведении межевания, уточнении границ земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ОПХ “Элитное“; управление приняло распоряжение об образовании новых земельных участков без уведомления ГУСП ОПХ “Элитное“;

- суд не применил нормы, подлежащие применению, а именно ст. 20 ЗК РФ; ГУСП ОПХ “Элитное“ не могло приобрести право постоянного бессрочного пользования земельным участком, следовательно, не могло отказаться от указанного права пользования на спорный земельный участок.

В судебном заседании представитель ГУСП ОПХ “Элитное“ доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица, третьего лица - ГНУ СибНИИ кормов СО РАСХН доводы апелляционной жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным, поддержала доводы отзыва третьего лица в суде первой инстанции, указав, что Прокуратурой не представлены документы, подтверждающие, что спорный земельный участок предоставлялся в постоянное (бессрочное) пользование ОПХ “Элитное“; в кадастровом плане земельного участка по состоянию на 06.12.2005 г. сведения о правах отсутствуют, то есть участок является вновь образованным; а довод Прокуратуры об идентичности участков необоснованным; право собственности Российской Федерации не нарушено, так как Территориальным управлением ФАГУИ подтверждено право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, возникшее в 2007 г.

Представитель Прокуратуры в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы не признала по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, предусмотренный п. 5 Правил, ст. 53 ЗК РФ Администрацией не соблюден; факт обращения ГУСП ОПХ “Элитное“ в Территориальное управление ФАУГИ с просьбой о проведении межевания земельного участка не свидетельствует о том, что предприятие отказалось от принадлежащего ему
права постоянного (бессрочного) пользования.

Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило; отзыв на апелляционную жалобу в соответствии со ст. 262 АПК РФ не представило.

В силу ч. 1 ст. 266, ч. 1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ неявка лица, участвующего в деле в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает решение суда Новосибирской области от 11.01.2009 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения заинтересованным лицом порядка распоряжения земельными участками в части не уведомления территориального органа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГУП “Элитное“; согласия территориальных органов Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на передачу в аренду земельного участка Администрация не получала; нарушения прав и законных интересов собственника по владению, пользованию и распоряжению федеральным имуществом.

Следуя материалам дела, предметом оспаривания заместителем Прокурора Новосибирской области являлось постановление главы муниципального образования Мичуринский сельский Совет N 390 от 19.06.2006 г. “О предоставлении в аренду земельного участка ГНУ СибНИИ кормов СО РАСХН“, которым прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГУСП ОПХ “Элитное“ площадью 830783 кв. м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:19:081301:0250, находящегося примерно в 1,9 км по
направлению на север от ориентира Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринского сельского Совета, п. Элитное, расположенного за пределами участка (п. 1), данный земельный участок предоставлен Государственному научному учреждению Сибирского научно-исследовательского института кормов Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук в аренду сроком на 49 лет.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона N 137-ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ (действовавшего в момент издания оспариваемого Постановления) установлено, что право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации; основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у указанных субъектов возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которых у Российской Федерации возникает право собственности в силу ст. 3 ФЗ N 101-ФЗ, является их представление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.

При этом, в соответствии
с п. 1 ст. 53 Земельного кодекса РФ отказ федеральных организаций от земельных участков не влечет за собой автоматического прекращения их права на указанные земельные участки.

Пунктом 2 статьи 2 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных данным Кодексом, федеральными законами, а также Указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

Реализуя свои полномочия по изданию нормативных правовых актов в сфере регулирования земельных отношений, во исполнение пункта 10 статьи 3 ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и пункта 14 статьи 43 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ Правительство утвердило Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

В силу абзаца “б“ пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. N 576 “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной на землю“ Министерство имущественных отношений Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации, в том числе и в случаях, прекращения прав органов государственной власти РФ, граждан и юридических лиц на земельные участки, предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.

В соответствии с п. 5 Правил распоряжения земельными участками, в случае отказа органа государственной власти, органа местного самоуправления, граждан и юридических лиц от права постоянного (бессрочного) пользования на незастроенные земельные участки, уполномоченные на распоряжение земельными участками органы уведомляют о таких случаях Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) - в
отношении земельных участков, которые были предоставлены государственному унитарному предприятию.

Таким образом, пункт 5 Правил регулирует порядок распоряжения не всеми землями, государственная собственность на которые не разграничена, а лишь теми, которые ранее были обременены правом на них федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также созданных этими органами унитарных предприятий, учреждений, организаций; а Правительством Российской Федерации определен порядок распоряжения указанными землями, позволяющими защитить интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на те земельные участки, на которые у них возникает право собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю.

Предусмотренный пунктом 5 Правил порядок не наделяет Минимущество России полномочиями распоряжаться земельными участками, определять их юридическую судьбу, а устанавливает процедуру подготовки и принятия соответствующих решений о распоряжении земельными участками органами, уполномоченными на распоряжение земельными участками и не лишает уполномоченных на распоряжение земельными участками органов права самостоятельно распорядиться указанными выше земельными участками в случае отсутствии претендентов в лице федеральной организации или субъектов РФ.

Исходя из анализа приведенных положений нормативно-правовых актов следует необходимость уведомления уполномоченного органа в случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности.

Как следует из материалов, в деле отсутствует утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации перечень земельных участков в части возникновения у Российской Федерации право собственности на спорный земельный участок.

Так, согласно постановления Администрация Новосибирского района Новосибирской области N 917 от 10.12.1992 г. (л.д. 15, т. 1), государственному акту на право бессрочного (пользования) землей N НСО-19-000182 (л.д. 09 - 14, т. 1), земельный участок площадью 3371 га. на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлялся опытно-производственному
хозяйству “Элитное“ из земель сельскохозяйственных угодий для ведения сельского хозяйства.

Доказательств принадлежности выделенного ОПХ “Элитное“ земельного участка Российской Федерации, что подтверждало бы необходимость уведомления соответствующего органа о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ГУСП ОПХ “Элитное“, а равно невозможности распорядиться таким участком органом местного самоуправления, Прокуратурой в материалы дела не представлено.

В соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Территориальное управление по Новосибирской области N 895-р от 16.07.2007 г. “О внесении земельного участка с кадастровым номером 54:19:081301:0250 в реестр федерального имущества“, свидетельства о государственной регистрации права Российской Федерации на земельный участок, площадью 830783 кв. м, находящийся примерно в 1,9 км по направлению на север от ориентира Новосибирская область, Новосибирский район, МО Мичуринского сельсовета, поселок Элитный, расположенного за пределами участка, кадастровый номер 54:19:081301:0250 (л.д. 72, 73, т. 1) право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, с учетом положений ст. 2 ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“, возникло 17.10.2007 г., то есть после принятия постановления N 390 от 19.06.2006 г.

Спор о разграничении собственности на спорный земельный участок между муниципальным образование Мичуринского сельсовета и территориальным органом по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области отсутствует, в связи с чем, орган местного самоуправления в пределах своих полномочий распорядился спорным земельным участком.

Кроме того, из письма Территориального управления Роснедвижимости от 10.07.2008 г. (л.д. 96, т. 1) следует, что источником образования земельного участка кадастровый номер 54:19:081301:0250 является земельный участок, предоставленный ОПХ “Элитное“ на праве постоянного (бессрочного) пользования, согласно государственному акту N НСО-19-000182.

Распоряжением N 1687-р от 10.11.2005 г. Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Территориальное управление по Новосибирской
области) утверждены проекты границ 17 земельных участков, расположенных в Новосибирском районе, в том числе и спорный земельный участок.

В кадастровом плане земельного участка по состоянию на 06.12.2005 г. сведения о правах (графа 15), об образованных, ликвидируемых участках (графы 18.2, 18.3) отсутствуют (л.д. 97, 98 т. 1).

Таким образом, участок площадью 830783 кв. м. кадастровый номер 54:19:081301:0250 является вновь образованным, а не ранее предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование; доказательств того, что земельный участок, указанный в оспариваемом постановлении, в государственном акте на право постоянного (бессрочного) пользования, в кадастровом плане является идентичным, заявителем в материалы дела не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

При этом при образовании новых земельных участков ГУСП ОПХ “Элитное“ в соответствии со ст. 20 ЗК РФ не являлось тем субъектом, которому мог быть предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кроме того, основанием для принятия оспариваемого постановления N 390 являлась, в том числе и выписка из протокола N 5 заседания Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 16.05.2006 г. (л.д. 10, т. 1) о принятии предложения Сибирского регионального отделения Россельхозакадемии и даче согласия на передачу в аренду права аренды земельными участками общей площадью 3323, 6540 га. от Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия опытно-производственное хозяйства “Элитное“ Государственному научному учреждению Сибирскому научно-исследовательскому институту кормов Сибирского отделения Россельхозакадемии в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, что не нарушало порядок
распоряжения земельным участком, указанным в гос. акте N НСО-19-000182 органом местного самоуправления в силу п. 3 ст. 53 ЗК РФ.

Удовлетворяя заявленные Прокуратурой Новосибирской области требования в полном объеме и признавая недействительным постановление Администрации муниципального образования Мичуринского сельского Совета Новосибирского района Новосибирской области от 19.06.2006 г. N 390, судом первой инстанции не принята во внимание произведенная государственная регистрация сделки аренды Управлением Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области 31.07.2006 г. ((л.д. 19 - 22, т. 1, отметка на обороте договора), а равно то обстоятельство, что зарегистрированное право исходя из статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ может быть оспорено только в судебном порядке; зарегистрированное право аренды на спорный земельный участок на основании постановления МО Мичуринского сельсовета от 19.06.2006 г. N 392 (вводная часть договора аренды земельного участка) никем не оспорено.

Таким образом, признавая недействительным оспариваемое постановление и в части предоставления земельного участка в аренду, судом поставлено под сомнение зарегистрированное право аренды на спорный земельный участок, признанное и подтвержденное государством на основании соответствующей государственной регистрации (п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ).

Прокуратура Новосибирской области обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд на основании ст.ст. 198, 201 АПК РФ.

В силу статей 198, 201 АПК РФ решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии двух условий: не соответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушающими права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; при отсутствии хотя бы одного из которых заявление не подлежит удовлетворению.

Выводы суда первой инстанции о невозможности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в лице его территориального органа, реализовать правомочия собственника, в частности - права на формирование предложений по использованию земельного участка, на принятие решения о предоставлении земельного участка, что привело к нарушению прав и законных интересов собственника по владению, пользованию, распоряжению федеральным имуществом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, право Российской Федерации на спорный земельный участок возникло 17.10.2007 г.; при этом зарегистрированное право аренды на спорный земельный участок указанным органом не оспорено, в связи с чем вывод о невозможности собственником владеть, пользоваться и распоряжаться федеральным имуществом, несостоятелен; фактически спорный земельный участок из правообладания Российской Федерации не выбыл, поскольку передан в аренду Государственному научному учреждению СибНИИ кормов СО РАСХН, имеющему государственный статус.

Довод ГУСП ОПХ “Элитное“ о не уведомлении о времени и месте судебных заседаний по делу опровергается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями с отметкой ГУСП ОПХ “Элитное“ о получении копии судебного акта (л.д. 49, 122) и само по себе не является самостоятельным основаниям для отмены судебного акта.

При изложенных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу п. 3 ч. 1 ст. 270, п. 2 ст. 269 АПК РФ является основанием для отмены решения суда с принятием по делу нового судебного акта в порядке ч. 3 ст. 201 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных заместителем Прокурора Новосибирской области требований.

Государственная пошлина, уплаченная ГУСП ОПХ “Элитное“ за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит возврату стороне.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 января 2009 года по делу N А45-13375/2008-57/305 отменить.

В удовлетворении требований заместителя Прокурора Новосибирской области о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования Мичуринского сельского Совета Новосибирского района Новосибирской области от 19.06.2006 г. N 390 “О предоставлении в аренду земельного участка Государственному научному учреждению Сибирскому научно-исследовательскому институту кормов СО РАСХН“ отказать.

Возвратить Государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию опытно-производственное хозяйство “Элитное“ Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 48 от 27.01.2009 г.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

М.Х.МУЗЫКАНТОВА

Судьи

В.А.ЖУРАВЛЕВА

Н.А.УСАНИНА