Решения и определения судов

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2009 N 07АП-1600/09 по делу N А27-519/2009-5 Так как внесенные в нормативный правовой акт изменения улучшили положение Общества, публичная обязанность в отношении порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям изменена, в поведении ООО отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 марта 2009 г. N 07АП-1600/09

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2009 года

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующей Н.А.Усаниной,

судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.

при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.

при участии в заседании:

от заявителя: без участия

от заинтересованного лица: Федякшин В.А. по доверенности от 05.02.2008 г.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Коул Транс“

на решение Арбитражного суда Кемеровской области

от 13 января 2009 года по делу N А27-519/2009-5 (судья Обухова Г.П.)

по заявлению ООО “Коул Транс“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности N
32-08/193 от 03.12.2008 г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Коул Транс“ (далее по тексту ООО “Коул Транс“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области (далее Управление, административный орган) о назначении административного наказания от 03.12.2008 г. N 32-08/193, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества, в том числе по следующим основаниям:

- так как порядок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям был изменен в соответствии с Указанием N 2080-У, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, на сегодняшний день изменилась; в силу положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 54 Конституции РФ должен быть применен новый закон, Общество подлежит освобождению от административной ответственности.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 05.03.2009.), его представитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, в том числе указав на то, что Положение, изданное Центральным банком РФ, законодательной силы сравнительно с КоАП РФ не имеет; как до, так и после вступления в силу Указания 2080-У резиденты привлекаются к административной ответственности по части 6 ст. 15.25 КоАП РФ за нарушение установленного порядка представления в уполномоченный банк форм учета и отчетности; ответственность за неисполнение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности,
осталась прежней.

Общество надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не статьи 26.

В соответствии с ч. 1 ст. 26, ч. 3 ст. 156 АПК РФ неявка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2009 г. подлежащим отмене, исходя из следующего.

Материалами дела установлено, по результатам проверки административным органом выявлено нарушение Обществом установленного Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 г. N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ срока представления в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Постановлением N 32-08/193 от 03.12.2008 г. ООО “Коул Транс“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО “Коул Транс“ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности вынесенного постановления с учетом того, что установление иных порядка и сроков представления форм учета не меняет объективную сторону
административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 г. “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее Закона N 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона.

В части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, утвержден Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ и Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П).

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием ЦБ РФ N 1950-У, в качестве отчетного документа Центральным банком РФ определена справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения ЦБ РФ N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 1 к указанному Положению.

Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П
резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Пункт 2.2 Положения предписывает резидентам представлять подтверждающие документы в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.

Как установлено административным органом и не оспаривается заявителем, на основании временной таможенной декларации ГТД (ВПД) 10608050/050308/0002342 товар был вывезен за пределы таможенной территории 20.03.2008; справки о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 17.07.2008 г.

При этом указанное Положение в прежней редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по представлению указанной справки, не содержало перечня подтверждающих документов, обязательных для представления в уполномоченный банк, следовательно, выводы суда первой инстанции об исчислении срока представления данной справки с момента вывоза товара, указанного во временной таможенной декларации, основаны на правильном толковании действующих в спорный период норм права.

Вместе с тем, Указанием от 26.09.2008 г. N 2080-У Центральный банк Российской Федерации внес изменения в Положение N 258-П, установив иной порядок представления справки и подтверждающих документов в уполномоченный банк (зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.2008).

Как указано в новой редакции пункта 2.1 Положения в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории
Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.

Перевозочными документами может быть подтвержден вывоз товаров только в случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров.

Изменены также сроки представления подтверждающих документов и справок.

Согласно пункту 2.4 Положения (в новой редакции) в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров указанные в пункте 2.2 Положения справки и подтверждающие документы представляются в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа “D“).

Таким образом, Центральным банком РФ установлен обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, и сроки их представления. В случае обязательного требования о декларировании товаров таким документом является грузовая таможенная декларация, за исключением временной декларации. Перевозочными документами в данном случае факт вывоза товаров также подтвержден быть не может при отсутствии грузовой таможенной декларации.

Как подтверждается материалами дела, полная грузовая таможенная декларация была оформлена Обществом 08.07.2008 г. (л.д. 41); справка о подтверждающих документах представлена в уполномоченный банк 17.07.2008 г. (л.д. 40), в связи с чем, с учетом действующей на момент рассмотрения дела в суде редакции Положения N 258-П
срок представления учетных документов Обществом не нарушен.

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ издание акта, отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Так как внесенные в нормативный правовой акт (Положение N 258-П) изменения улучшили положение Общества, публичная обязанность, за нарушение которой Общество было привлечено к административной ответственности, изменена, в поведении ООО “Коул Транс“ отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления.

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не разрешается.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.01.2009 года по делу N А27-519/2009-5 отменить.

Требования общества с ограниченной ответственностью “Коул Транс“ удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление N 32-08/193 от 03.12.2008 г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Кемеровской области о назначении обществу с ограниченной ответственностью “Коул Транс“ административного наказания по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий

Н.А.УСАНИНА

Судьи

В.А.ЖУРАВЛЕВА

М.Х.МУЗЫКАНТОВА