Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2009 по делу N А41-24454/09 В удовлетворении требований о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в осенне-зимний период в части включения заявителя в круг лиц, для которых постановление обязательно, отказано, поскольку заявитель, являясь собственником котельной, осуществляет эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры и обязан исполнять акты, принятые по вопросам местного значения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. по делу N А41-24454/09

Резолютивная часть решения объявлена 22.10.2009.

Полный текст решения изготовлен 29.10.2009.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Сергеева Г.А.,

При ведении протокола судебного заседания судьей Сергеевым Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ЗАО “Климовский специализированный патронный завод“, Тульская обл., г. Таруса,

к Администрации города Климовска Московской области

о признании частично недействительным постановления Главы города Климовска N 350 от 23.04.2009 г.

при участии в заседании:

от заявителя - Лукашенко Ю.В., доверенность N 10 от 26.02.2009, выдан 27.11.2007 к.п. 260-036;

от ответчика - Мирзоян Э.А., доверенность от 27.05.2009 N 14, удостоверение N 87,

установил:

ЗАО “Климовский специализированный патронный завод“ (далее
- заявитель, общество, ЗАО “КСПЗ“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Климовска Московской области (далее - ответчик, администрация) о признании частично недействительным постановления Главы города Климовска N 350 от 23.04.2009 г.

В обоснование заявления общество указывает, что 23.04.2009 главой г. Климовска Московской области принято постановление N 350 “О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы города к эксплуатации в осенне-зимний период 2009 - 2010 г.“. Этим постановлением муниципальным предприятиям г. Климовска, а также ЗАО “КСПЗ“ установлен перечень работ, по подготовке жилищно-коммунального хозяйства, жилищного фонда, объектов производственного и социально-культурного назначения к эксплуатации в осенне-зимний период 2009/2010 гг., с возложением на генеральных директоров персональной ответственности за своевременное и качественное выполнение указанных работ.

ЗАО “КСПЗ“ считает постановление главы г. Климовска N 350 от 23.04.2009 незаконным в части включения ЗАО “КСПЗ“ в круг лиц, для которых данное постановление является обязательным, по следующим основаниям:

Оспариваемое Постановление вынесено главой г. Климовска во исполнение Постановления Правительства Московской области от 25.03.2009 N 236/13 “О подготовке объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2009/10 года“. Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ определен перечень полномочий
органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Денежные средства из бюджета на выполнение утвержденных планом мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства ЗАО “КСПЗ“ не выделялись, имущество ЗАО “КСПЗ“ не предназначено для решения вопросов местного значения. Муниципальные правовые акты по вопросам организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом могут приниматься органами местного самоуправления соответствующего уровня, имеющими полномочия, согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, подобные акты могут содержать лишь нормы организационного характера.

В соответствии с учредительными документами основным видом деятельности ЗАО “КСПЗ“ является производство оружия и боеприпасов (Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата, выписка из ЕГРЮЛ N 669 от 22.04.2009), в связи с чем ЗАО “КСПЗ“ не является организацией коммунального комплекса, жилищно-эксплуатационной, ремонтно-строительной, обслуживающей жилой и нежилой фонд.

Здание котельной, сети тепло и водоснабжения являются неотъемлемой частью имущественного комплекса предприятия и собственностью ЗАО “КСПЗ“, используются заявителем, в первую очередь, для собственных нужд.

Непосредственным поставщиком тепловой энергии в северо-восточную часть города Климовска является МУП “Теплосеть“. МУП “Теплосеть“ получает тепловую энергию от ЗАО “КСПЗ“ на основании гражданско-правового договора теплоснабжения N 85/1 от 01.12.200, в соответствии
с которым ЗАО “КСПЗ“ передает через присоединенную сеть теплоэнергию в количестве и с соблюдением режима подачи согласно приложению N 1 к договору N 85/1, а МУП “Теплосеть“ принимает ее и оплачивает.

В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Ранее, Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-24587/05-63-210 по иску Администрации г. Климовска к территориальному управлению Росимущества по Московской области о признании плана приватизации частично недействительным было установлено, что имущество ЗАО “КСПЗ“ не является объектом жилищно-коммунального хозяйства города.

В письменном отзыве администрация требования заявителя не признает, указывает, что доводы общества являются надуманными и не соответствуют действующему законодательству. В число лиц, на которых распространяется Постановление Главы г. Климовска от 23.04.2009 года N 350, ЗАО “КСПЗ“ вошло как предприятие, имеющее на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, а именно котельную, предназначенную для обслуживания значительной части населения (более половины) г. Климовска. Постановление Главы г. Климовска от 23.04.2009 года N 350 было принято в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2009 г. N 236/13 “О подготовке объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства и социальной
сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2009/2010 года“.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд считает, что в удовлетворении заявления надлежит отказать по следующим основаниям.

Статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Муниципальный правовой акт в соответствии с Федеральным законом N 131-Ф - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Статья 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные
правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, как указано в п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N
131-ФЗ предусматривает, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с ч. 4 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

23.04.2009 года было принято Постановление Главы г. Климовска от 23.04.2009 года N 350 “О задачах по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы города к эксплуатации в осенне-зимний период 2009/2010 г.“.

Данным постановлением организации, находящиеся на территории города, в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы городского округа Климовск к эксплуатации в осенне-зимний период 2009/2010 гг., обязаны выполнить перечень работ, определенных в Постановлении Главы г. Климовска от 23.04.2009 года N 350.

В число лиц, на которых распространяется Постановление Главы г. Климовска от 23.04.2009 года N 350, входит и ЗАО
“КСПЗ“. Предприятие имеет на балансе котельную, обслуживающую значительную часть населения г. Климовска. Постановление Главы г. Климовска от 23.04.2009 года N 350 принято во исполнение Постановления Правительства Московской области от 25 марта 2009 г. N 236/13 “О подготовке объектов жилищно-коммунального, энергетического хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2009/2010 года“. Оспариваемое постановление соответствует статьям 2, 7, 16, 17, 36 и 43 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, поскольку направлено на обеспечение своевременной и качественной подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы г.о. Климовск к эксплуатации в осенне-зимний период 2009/2010 гг.

Суд отвергает доводы заявителя о том, что ЗАО “КСПЗ“ не относится к организациям коммунальной инфраструктуры.

Согласно ст. 2 Федерального Закона “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

Статья 2 Федерального Закона “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ определяет понятие “системы коммунальной инфраструктуры“ как совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и
иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Согласно договору теплоснабжения N 85/1 от 01 декабря 2003 года, заключенному между заявителем и МУП “Теплосеть“, первый производит и передает тепловую энергию, а муниципальное предприятие покупает тепловую энергию и через присоединенную сеть предоставляет услуги теплоснабжения населению г. Климовска.

При этом ежегодно Топливно-Энергетическим комитетом Московской области (далее - ТЭК МО) истцу устанавливается тариф на тепловую энергию. Протоколом Правления Топливно-Энергетического комитета Московской области от 25.10.2006 N 6, утвержденным распоряжением ТЭК МО от 7 ноября 2006 г. N 23-РП, заявителю установлен тариф на тепловую энергию на 2007. Решением Правления Топливно-Энергетического комитета Московской области от 18.10.2007 N 11, утвержденным распоряжением ТЭК МО от 22 октября 2007 N 30-РП, заявителю был утвержден тариф на тепловую энергию на 2008 год. Решением Правления Топливно-Энергетического комитета Московской области от 11.12.2008 года N 17, утвержденным распоряжением ТЭК МО от 11.12.2008 г. N 40-Р, заявителю утвержден тариф на тепловую энергию на 2009 год.

Таким образом, ЗАО “КСПЗ“ является предприятием, осуществляющим эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, так как объект, принадлежащий предприятию (котельная), используется в сфере теплоснабжения, для обслуживания населения г. Климовска и находится в границах
территории муниципального образования город Климовск.

Котельная ЗАО “КСПЗ“ не является муниципальной собственностью и в соответствии с учредительными документами основным видом деятельности общества является производство оружия и боеприпасов. Однако эти обстоятельства не освобождают заявителя от обязанности исполнения на территории муниципального образования принятых органами местного самоуправления муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Оспариваемое постановление соответствует закону, не нарушает законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не нарушает баланс частных и публичных интересов, носит организационный характер и направлено на подготовку коммунальной инфраструктуры города к отопительному сезону.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в 10-й Арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья

СЕРГЕЕВ Г.А.