Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2009 N 09АП-13518/2009-АК по делу N А40-15556/09-119-96 Требования об обязании государственного унитарного предприятия передать техническую документацию на многоквартирный жилой дом удовлетворены, поскольку требования ответчика основаны на положениях статьи 162 ЖК РФ, предусматривающих обязанность управляющей организации за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2009 г. N 09АП-13518/2009-АК

Дело N А40-15556/09-119-96

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2009 г.

председательствующего судьи Попова В.И.,

судей: Веклича Б.С., Гончарова В.Я.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ “ЖУРГАЗ“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2009 г. по делу N А40-15556/09-119-96 судьи Быковой Ю.Л.

по заявлению ТСЖ “ЖУРГАЗ“

к 1) Префектуре ЦАО г. Москвы, 2) Управе Тверского района г. Москвы, 3) ГУП “ДЕЗ Тверского района г. Москвы“

об исполнении распоряжения от 18.07.2008 N 3160 и передаче документов

при участии:

от заявителя: Маслова В.В. по
дов. от 03.03.2009 N 01,
от ответчиков: 1) Курегешева Т.В. по дов. от 30.10.2008 г., удост. 1153;

2) не явился, извещен;

3) Савальский Д.М. по дов. от 19.03.2009 г. N 20, удост. N 02/09;

установил:

решением от 10.06.2009 Арбитражный суд г. Москвы отказал ТСЖ “ЖУРГАЗ“ в удовлетворении поданного, с учетом уточнения требований, заявления (т. 1 л.д. 85) о признании незаконным бездействия Управы Тверского района и Префектуры ЦАО г. Москвы, выразившегося в неисполнении п. 1, 4 Распоряжения Префекта от 18.07.2008 г. N 3160-р “О передаче в управление товариществу собственников жилья “ЖУРГАЗ“ многоквартирного дома по адресу: 1-й Самотечный пер., дом 17А - Тверской район“, а также в обязании восстановить нарушенные права заявителя, путем обязания Управы Тверского района создать комиссию по передаче в управление ТСЖ “ЖУРГАЗ“ многоквартирного жилого дома по адресу: 1-й Самотечный переулок, д. 17А;

ГУП ДЕЗ Тверского района передать ТСЖ “ЖУРГАЗ“ на многоквартирный дом, расположенный по адресу: 1-й Самотечный переулок, д. 17 А:

техническую документацию, включающую в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и не несущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

техническую документацию длительного хранения, в том числе: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты
приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);

документацию, заменяемую в связи с истечением срока ее действия, в том числе: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции;

иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, в том числе: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектную документацию (к проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии).

Обязании Префектуры Центрального административного округа осуществить контроль за выполнением распоряжения Префекта Центрального административного округа Москвы от 18.07.2008 г. N 3160-р “О
передаче в управление товариществу собственников жилья “ЖУРГАЗ“ многоквартирного дома по адресу: 1-й Самотечный пер., дом 17А - Тверской район“.

Не согласившись с принятым решением, Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Указывает на неполное выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, нормам материального и процессуального права.

ГУП “ДЕЗ Тверского района“ представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных к нему требований. Считает, что законных оснований для обязания восстанавливать отсутствующую у него документацию на дом, не имеется.

Судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы неоднократно откладывалось, в том числе, по ходатайствам участников процесса.

В судебное заседание, назначенное на 14.10.2009 не явился представитель Управы Тверского района г. Москвы, в связи с чем, при отсутствии возражений явившихся сторон, дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал часть указанных в жалобе доводов и указал на необходимость отмены судебного акта. При этом подал письменное заявление об отказе от части заявленных требований, которое приобщено к материалам дела, а именно: от требований в части оспаривания бездействия Управы Тверского района и Префектуры ЦАО г. Москвы по исполнению пунктов 1, 4 распоряжения Префекта Центрального административного округа г. Москвы от 18.07.2008 N 3160-р “О передаче в управление в управление ТСЖ “ЖУРГАЗ“ многоквартирного дома по адресу: 1-й Самотечный переулок, дом - 17А - Тверской район“ и обязания ГУП ДЕЗ Тверского района передачи истцу следующих документов:

2) технической документации длительного хранения:

- плана участка
в масштабе 1:1000 - 1:2000;

- проектно-сметной документации и исполнительных чертежей на каждый дом;

- актов приемки жилых домой от строительных организаций;

- актов технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику,

4) иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом:

- всех документов, кроме выписки из реестра, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.

Производство по делу в указанной части требований просил прекратить. Указал, что в оставшейся части поддерживает требования об обязании ГУП “ДЕЗ Тверского района“ передать Товариществу документы, необходимые для управления домом.

Представитель Префектуры ЦАО г. Москвы поддержал решение суда, с доводами жалобы не согласился, однако не возражал по заявленному отказу от части требований Товарищества.

Представитель ГУП “ДЕЗ Тверского района“ также поддержал решение суда первой инстанции, указал, что требования о передаче технической документации, заявленные Товариществом, не основаны на нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при этом, не возражал по заявленному отказу от части требований Товарищества.

Апелляционным судом рассмотрено заявление ТСЖ “ЖУРГАЗ“ об отказе от части заявленных требований, проверены полномочия лица, его подавшего.

Согласно ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Отказ от иска в данной части не противоречит закону и не нарушает права других лиц, поэтому решение суда первой инстанции в данной части следует отменить, производство по делу прекратить на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения в остальной части заявленного требования, апелляционный суд принимает во внимание следующее.

Как следует из материалов дела,
решением N 1 от 12 сентября 2006 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу 1 Самотечный пер., дом. 17А учреждено Товарищество собственников жилья “ЖУРГАЗ“, которое зарегистрировано в УФРС по Москве 09.02.2007. (т. 1 л.д. 9 - 38).

Ранее управление жилым домом осуществляло ГУП “ДЕЗ Тверского района“.

Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы от 29.01.2007 N 554-р утверждено описание общего имущества собственников ТСЖ “ЖУРГАЗ“. (т. 1 л.д. 98).

18.07.2008 г. Префектом Центрального административного округа Москвы издано распоряжение N 3160-р “О передаче в управление товариществу собственников жилья “ЖУРГАЗ“ многоквартирного дома по адресу: 1-й Самотечный пер., дом 17А - Тверской район“.

Из данного распоряжения следует, что оно издано, во исполнение основных положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, Окружной целевой комплексной программы “Развитие самоуправления граждан в жилищной сфере на территории ЦАО на 2008 - 2010 годы“.

В пункте 1 распоряжения главе Управы Тверского района, в месячный срок предписано создать комиссию по передаче многоквартирного дома, в пункте 2 - ГУП “ДЕЗ Тверского района г. Москвы“ предписано осуществить передачу функций управления многоквартирным домом и проинформировать об этом префектуру.

Поскольку в означенные сроки комиссия по передаче дома не была создана, техническая и иная документация, связанная с управлением на многоквартирный дом не передана Товариществу, Заявитель обратился в суд на основании, в том числе, положений ст. 162 ЖК РФ, ст. 4, 198 АПК РФ.

Отказывая в удовлетворении требований Товарищества об обязании передать техническую документацию по управлению домом, суд первой инстанции исходил из того, что Товарищество, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ не доказало наличие у ответчика затребованных документов, а также, из того, что действующим законодательством
не регламентирована процедура передачи данной документации.

Апелляционный суд считает данные выводы суда первой инстанции ошибочными, не основанными на нормах действующего законодательства и полагает что основания для удовлетворения требований о передаче документации, необходимой для управления многоквартирным домом Товариществу, имеются, исходя из следующего.

Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 162 упомянутого Кодекса управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.

Таким образом, требования ТСЖ основаны на названных выше правовых нормах, а потому правильно признаны судом первой инстанции обоснованными по праву.

Вместе с тем, вывод суда первой инстанции об отсутствии регламентации перечня подлежащей передаче документации, процедуры ее передачи, а также указание на обязанность заявителя доказать наличие этой документации у прежней управляющей компании, противоречит нормам права.

Так, перечень подлежащей передаче технической и иной документации на многоквартирный дом установлен в пунктах 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункте 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила Госстроя России N 170), утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.

Кроме того, детальный перечень документов, подлежащих передаче, определен также и в приложении
N 10 (Реестр документов, подлежащих передаче при смене организации, управляющей многоквартирным домом (далее - Реестр ДЖКХиБ)) к Порядку передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм, утвержденному Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 29.09.2006 N 05-14-316/6.

Коллегия также отмечает, что указанным выше Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 29.09.2006 N 05-14-316/6 установлены, в том числе, порядок передачи управления многоквартирным домом, технической и иной документации, необходимой для его управления, права и обязанности органов исполнительной власти г. Москвы, по обеспечению единообразного подхода к организации системы передачи технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом.

Так, согласно пункта 4.1.5 Порядка, префектура административного округа, в целях реализации на территории административного округа политики Правительства Москвы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства города, несет ответственность за организацию контроля за исполнением решения собственников по выбору способа управления многоквартирным домом и заключением договоров управления с победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Из пункта 4.2.1.1. указанного Порядка следует, что Управа района осуществляет контроль за передачей технической и иной связанной с управлением многоквартирным домом документации от государственного унитарного предприятия, находящегося в ее ведомственном подчинении, или от иной государственной организации (по распоряжению префектуры) другой управляющей организации или жилищному объединению.

В соответствии с пунктом 5 Порядка, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, в соответствии с распоряжением префекта на основании п. 4.1.3 настоящего Порядка:

Определяет распорядительным документом ответственных за подготовку и сбор подлежащей передаче документации и включает их в состав членов комиссий по приемке-передаче документации в зависимости от ее вида.

Проводит проверку наличия технической
и иной документации согласно приложению 10 к настоящему Порядку в зависимости от выбранного собственниками способа управления, состава общего имущества и года постройки многоквартирного дома для подготовки к ее передаче и в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Правительством РФ.

Составляет опись технической документации, по которой истек срок годности, а также перечень недостающей документации и принимает меры к ее обновлению или восстановлению. Если организация, передающая управление, - государственная, то она осуществляет расчет средств, необходимых на восстановление документации, организацию множительно-копировальных работ для документов, которые передаются в копиях, а их оригиналы подлежат хранению в архиве, организацию работ по архивации, и передает опись и расчеты в управу района для решения вопроса о получении таких средств.

В срок не позднее предусмотренного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ по актам приема-передачи технической документации осуществляет ее передачу.

Осуществляет на рабочих совещаниях передачу имеющейся в наличии документации по многоквартирному дому (оригиналов документов или их копий), необходимой для деятельности выбранной собственниками помещений многоквартирного дома управляющей организации или жилищного объединения, и составляет отдельные акты передачи по имеющейся документации для подписания принимающей стороной.

Готовит гарантийные письма по восполнению утраченной или отсутствующей технической документации согласно описи по п. 5.3 настоящего Порядка - обязательства принимающей стороне с указанием сроков исполнения.

В случае если передающая документацию для управления многоквартирным домом государственная организация или организация, которая управляла таким домом по распоряжению префекта, в подписании актов по передаче технической и иной документации участвуют представители управы района, Гарантийные письма, указанные выше, при необходимости их обеспечения бюджетными средствами проходят согласование с префектурой административного округа.

Назначает и проводит совещания с представителями
ЕИРЦ, выбранной управляющей организацией и/или членами правления жилищного объединения, на которых выявляются проблемные вопросы по передаче документации и управлению многоквартирным домом. Обеспечивает протоколами совещаний каждую из сторон.

В случае возникновения споров и разногласий по процедуре передачи документации и другим вопросам по просьбе принимающей стороны организует совещания с приглашением представителей префектуры административного округа и управы района.

Организует в назначенный день оформление:

сводного акта приема-передачи согласно приложению 11 к настоящему Порядку, в котором помимо указания наименования передаваемой документации указывается ее качественный (оригинал, копия, ксерокопия) и количественный (количество экземпляров) состав, номера и даты актов передачи той или иной документации, составленных на рабочих совещаниях;

актов передачи документации по разделам приложения 10 к настоящему Порядку, не оформленных на предыдущих рабочих совещаниях по передаче документации.

Перечень и примерные сроки основных мероприятий по передаче управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, в зависимости от их организационно-правовых форм (в том числе жилищному объединению) приведены в приложении 12 к указанному Порядку.

Как установлено в суде и следует из материалов дела, перечень документов затребованных к передаче Товариществом, указан в соответствии с приведенными выше правовыми актами.

Ссылки ответчиков о направлении истребуемых документов по почте Заявителю, отказе в принятии документов, их отсутствие, не может быть принят во внимание, ввиду того, что порядок и условия их передачи, не соответствует Порядку, утвержденному Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 29.09.2006 N 05-14-316/6.

При изложенных выше обстоятельствах, коллегия, установив, что документация, необходимая для эксплуатации дома, ответчиком не передана, считает обоснованными заявленные требования. Обязанность передать исчерпывающий перечень документации возникает из закона и отсутствие указанных документов у обязанной стороны не освобождает ее от исполнения этой обязанности.

Апелляционный суд также руководствуясь принципом исполнимости судебного акта считает необходимым установить ответчику шестидесятидневный срок для восстановления и передачи отсутствующих у него документов.

Таким образом, при установленных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 49, 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2009 г. по делу N А40-15556/09-119-96, отменить.

Принять отказ товарищества собственников жилья “ЖУРГАЗ“ от требований в части оспаривания бездействия Управы Тверского района и Префектуры ЦАО г. Москвы по исполнению пунктов 1, 4 распоряжения Префекта Центрального административного округа г. Москвы от 18.07.2008 N 3160-р “О передаче в управление в управление ТСЖ “ЖУРГАЗ“ многоквартирного дома по адресу: 1-й Самотечный переулок, дом - 17А - Тверской район“ и обязания ГУП ДЕЗ Тверского района передачи истцу следующих документов:

2) технической документации длительного хранения:

- плана участка в масштабе 1:1000 - 1:2000;

- проектно-сметной документации и исполнительных чертежей на каждый дом;

- актов приемки жилых домой от строительных организаций;

- актов технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику,

4) иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом:

- всех документов, кроме выписки из реестра, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом.

Производство по делу в указанной части требований прекратить.

Обязать государственное унитарное предприятие города Москвы “Дирекция единого заказчика Тверского района“ передать товариществу собственников жилья “ЖУРГАЗ“ следующую документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: 1-й Самотечный пер., д. 17А:

1) техническую документацию, включающую в себя:

- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о стоянии общего имущества;

- документы (акты) о приемке результатов работ;

- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и несущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.

2) техническую документацию длительного хранения, в том числе:

схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения.

- паспорта котельного хозяйства, котловые книги (при наличии).

- паспорта лифтового хозяйства;

- паспорта на жилой дом, квартиру и земельный участок;

- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

3) документацию, заменяемую в связи с истечением срока ее действия, в том числе:

- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;

- акты технических осмотров;

- журналы заявок жителей;

- протоколы измерения сопротивления электросетей;

- протоколы измерения вентиляции.

4) иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, в том числе:

- выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;

Обязать государственное унитарное предприятие города Москвы “Дирекция единого заказчика Тверского района“ передать указанные выше документы в течение 30 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, а при их отсутствии - восстановить и передать документацию, в течение 60 дней, со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Возвратить товариществу собственников жилья “ЖУРГАЗ“ из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную при подаче иска по платежному поручению N 001 от 12.02.2009 в размере 2000 рублей и апелляционной жалобы по платежному поручению N 3 от 06.07.2009 в размере 1000 рублей.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий судья:

В.И.ПОПОВ

Судьи:

Б.С.ВЕКЛИЧ

В.Я.ГОНЧАРОВ