Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 N 09АП-18694/2009-АК по делу N А40-66384/09-154-267 Заявление о признании незаконным действия таможенного органа, выразившегося в отказе возвратить (зачесть) излишне уплаченные таможенные сборы, удовлетворено правомерно, поскольку заявитель доказал наличие излишне уплаченных таможенных сборов и правомерность их возврата.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2009 г. N 09АП-18694/2009-АК

Дело N А40-66384/09-154-267

Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2009

Постановление изготовлено в полном объеме 09.10.2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Веклича Б.С.

Судей: Поташовой Ж.В., Гончарова В.Я.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Степкиным М.С.,

при участии:

от заявителя: Родионов Н.В. по доверенности от 24.12.2008 N Ю-6592,
от ответчика: Лебедева К.В. по доверенности от 25.12.2008 N 15-46/08-200д, удостоверение ГС N 010433,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2009 по делу N А40-66384/09-154-267, судьи Локайчук Т.М.

по заявлению ОАО “ЛУКОЙЛ“

к Федеральной таможенной службе

об оспаривании действий,

установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2009, принятым
по данному делу, удовлетворено заявление ОАО “ЛУКОЙЛ“ о признании незаконным действия Федеральной таможенной службы, выразившегося в отказе возвратить (зачесть) ОАО “ЛУКОЙЛ“ сумму излишне уплаченных в четвертом квартале 2008 года таможенных сборов в размере 40 759 500 руб. В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд обязал Федеральную таможенную службу возвратить ОАО “ЛУКОЙЛ“ излишне уплаченную сумму таможенных сборов в размере 40 759 500 руб.

Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Представитель заявителя возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, так как считает решение суда законным и обоснованным. Представил письменный отзыв на жалобу.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Из материалов дела следует, что в 2008 году ОАО “ЛУКОЙЛ“ вывозило в таможенном режиме экспорта нефть/нефтепродукты и уплачивало таможенные платежи, используя при этом процедуру периодического временного декларирования. В частности, по одним и тем же экспортным операциям, таможенные сборы уплачивались как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций согласно действовавшим в тот период требованиям таможенных органов. Денежные средства в безналичном порядке списывались со счета Общества, как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций. В результате сумма, уплаченная Обществом при подаче полных таможенных деклараций за четвертый квартал 2008 года, составила 40
759 500 руб.

В ответ на заявление Общества от 29.01.2009 о зачете излишне уплаченных в четвертом квартале 2008 года таможенных сборов в размере 40 759 500, руб. Федеральная таможенная служба ответила отказом (письмо от 05.03.2009 N 05-12/9553), что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований основанными на имеющих значение для дела фактических обстоятельствах, установленных судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (пп. 1 п. 1 ст. 357.7 Таможенного кодекса РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 ст. 138
ТК РФ).

Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (п. 2 ст. 137 ТК РФ).

Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ (п. 1 ст. 357.10 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 “О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров“ установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

Согласно п. 7 названного Постановления (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

Обязанность по повторной уплате таможенного сбора, установленная указанным пунктом 7, в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрена.

В рассматриваемом случае после предоставления таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, Общество представляло полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплачивало сбор за таможенное оформление товаров.

Суммы таможенных сборов самостоятельно списывалась таможней со счета Федеральной таможенной службы, при этом ФТС велся соответствующий реестр, по которому определялось по какой таможенной декларации какая сумма была уплачена и на каком основании.

Уплаченная Обществом сумма таможенных сборов в размере 40 759 500 руб. таможенным
органом не оспаривается.

Суд первой инстанции на основании ст. 60 ТК РФ сделал правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.

Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08.07.2008 N 4574/08.

В силу п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче полной таможенной декларации правомерно признана судом излишне уплаченной.

По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, п. 1 ст. 357.8 ТК РФ).

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным бездействие таможенного органа, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных сборов.

Поскольку выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, которые оценены судом по правилам ст. 71 АПК РФ, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права и оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для его отмены не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268,
269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2009 по делу N А40-66384/09-154-267 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

Б.С.ВЕКЛИЧ

Судьи:

Ж.В.ПОТАШОВА

В.Я.ГОНЧАРОВ