Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2009 N 09АП-18476/2009-ГК по делу N А40-83396/08-41-818 Заявление об обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка на условиях проекта договора удовлетворено правомерно, поскольку заявителю как собственнику объекта недвижимости в силу статьи 36 Земельного кодекса РФ предоставлено исключительное право на его приватизацию, а факт подачи заявления установленной формы о предоставлении в собственность земельного участка подтвержден документально.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2009 г. N 09АП-18476/2009-ГК

Дело N А40-83396/08-41-818

Резолютивная часть постановления объявлена “07“ октября 2009 года

Постановление изготовлено в полном объеме “09“ октября 2009 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.

судей Левиной Т.Ю., Красновой С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Спиридоновым Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Департамента земельных ресурсов города Москвы

на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2009,

принятое судьей Нечаевым С.В.

по делу N А40-83396/08-41-818

по иску ООО “Мясницкая 24“

к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

третьи лица: Префектура ЦАО города Москвы, Москомнаследие, Правительство Москвы, Росохранкультура, Департамент природопользования и охраны окружающей среды

об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка

при участии в судебном
заседании:

от истца: Лущенко Н.А. про доверенности от 14.08.2008

от ответчика: Карнаух О.Т. по доверенности от 24.12.2008 N 33-и-3085/8

от третьих лиц: Префектура ЦАО города Москвы - не явились, извещены, Москомнаследие - Меркулова Т.В. по доверенности от 29.12.2008 N 16-03-206/8-35, Правительство Москвы - Важина А.Н. по доверенности от 12.05.2009 N 4-47-7781/9, Росохранкультура, Департамент природопользования и охраны окружающей среды - не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Мясницкая 24“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту земельных ресурсов города Москвы об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 148 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Москва, ул. Мясницкая, вл. 24, на условиях прилагаемого проекта договора купли-продажи по цене 2 299 312 руб. 31 коп.

Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“, пунктом 8 постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Префектура ЦАО города Москвы, Москомнаследие, Правительство Москвы, Росохранкультура, Департамент природопользования и охраны окружающей среды.

Решением от 27.07.2009 исковые требования удовлетворены.

При этом суд руководствовался статьями 308, 420, 422, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования являются правомерными.

Не согласившись с решением от 27.07.2009, Департамент земельных ресурсов города Москвы подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что при принятии решения суд первой инстанции неправильно применил нормы
материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика, Москомнаследия, Правительства Москвы поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.

Префектура ЦАО города Москвы, Росохранкультура, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили.

Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке части 5 статьи 156, статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в нем доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный
орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Из материалов дела следует, и суд первой инстанции установил, что ООО “Мясницкая
24“ является собственником здания площадью 199,4 кв. м, расположенного по адресу: Москва, ул. Мясницкая, д. 24/7, стр. 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 22.06.2006 серии 77 АГ N 453360.

Данное здание расположено на земельном участке площадью 148 кв. м (кадастровый номер 77:01:0001038:13), имеющем адресные ориентиры: Москва, ул. Мясницкая, вл. 24.

Истец 24.09.2008 обратился к ответчику с просьбой заключить договор купли-продажи упомянутого земельного участка и направил проект договора купли-продажи.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика заключить с истцом договор купли-продажи на условиях представленного истцом проекта договора с внесением в договор условий об установлении запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке, а также условий о наличии ограничений и обременения участка, поскольку истцу, как собственнику объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001038:13, имеющем адресные ориентиры: Москва, ул. Мясницкая, вл. 24 в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставлено исключительное право на приватизацию (выкуп) этого земельного участка.

Довод заявителя о том, что истцу не был дан отказ в предоставлении спорного земельного участка, является несостоятельным, поскольку отсутствуют доказательства заключения договора купли-продажи спорного земельного участка в добровольном порядке со стороны ответчика.

Довод заявителя о том, что действующее законодательство не предусматривает наличие обязанности у ответчика на заключение договора купли-продажи, подлежит отклонению по следующим основаниям.

Порядок передачи земельных участков на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков утвержден постановлением Правительства Москвы от 27.06.2007 N 431-ПП (далее Порядок).

Названным Порядком установлена процедура рассмотрения заявления о выкупе земельного участка, предусмотрено полномочие
ответчика при рассмотрении заявления о выкупе земельного участка собрать необходимые документы. Процедура рассмотрения заявления о выкупе земельного участка предусматривает, что ответчик принимает заявление о выкупе, собирает необходимые документы и при отсутствии препятствий для выкупа готовит проект распорядительного акта Правительства Москвы (Префектуры) о предоставлении участка в собственность.

В силу пункта 5.1 Порядка, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы при отсутствии оснований для отказа в дальнейшем рассмотрении заявления и наличии в заявлении соответствующего поручения от заявителя осуществляет сбор необходимых документов для подготовки решения о предоставлении земельного участка и при отсутствии препятствий для выкупа готовит проект распорядительного акта Правительства Москвы (Префектуры) о предоставлении участка в собственность.

Из материалов дела следует, что истцом подано заявление установленной формы о предоставлении в собственность земельного участка, которое принято для рассмотрения.

При этом факт наличия или отсутствия решения органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка не имеет правового значения для решения вопроса о возможности выкупа на основании соответствующих норм Земельного кодекса Российской Федерации с даты передачи ответчику полномочия по подготовке проекта такого акта.

Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента земельных ресурсов города Москвы по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2009 по делу N А40-83396/08-41-818 оставить без изменения,
апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий-судья

М.Д.ЯДРЕНЦЕВА

Судьи:

С.В.КРАСНОВА

Т.Ю.ЛЕВИНА