Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 08.09.2009 по делу N А41-17468/09 Заявление о признании недействительным описания местоположения границ и поворотных точек земельных участков, обязании уполномоченного органа исправить кадастровую ошибку удовлетворено, так как сотрудники общества, производя межевание земельных участков, допустили грубые ошибки в определении геодезических координат поворотных точек, границ участков и по этим неверным данным участки были поставлены на государственный кадастровый учет, что является кадастровой ошибкой в сведениях.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 8 сентября 2009 г. по делу N А41-17468/09

Резолютивная часть решения оглашена 01 сентября 2009 г.

Текст решения в полном объеме изготовлен 08 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Н.В. Севостьяновой

судей (заседателей)

протокол судебного заседания вела судья Н.В. Севостьянова

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества “Родничок-1“

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области

при участии в заседании:

от заявителя: Хаустов Д.Н., представитель по доверенности от 14.05.2009 г., адвокатское удостоверение N 6433

от Роснедвижимости: Новикова О.В., представитель по доверенности от 11.01.2009 г. N 00010-6

от эксперта: Ушанкин Н.Н., н 28.11.2006 г., удостоверение N 250, ведущий
инженер ОАО “МосНИиПИземлеустройства“

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество “Родничок-1“ (далее - СНТ “Родничок-1“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - УФАКОН по МО) со следующими требованиями:

1. Признать недействительными описания местоположения границ и поворотных точек земельного участка площадью 13 015 кв. м для садоводства, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер N 50:20:0090428:0048, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с.о., в районе д. Чапаевка;

2. Признать недействительными описания местоположения границ и поворотных точек земельного участка площадью 16 985 кв. м для садоводства, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер N 50:20:0090428:0049, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с.о., в районе д. Чапаевка;

3. Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области исправить кадастровую ошибку в сведениях Государственного кадастра недвижимости в части описания местоположения границ и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:48, внеся новые сведения на основании заявления N 1.20/08-8316 от 27 октября 2008 г. и материалов, подготовленных Открытым акционерным обществом “МосНИиПИземлеустройства“;

4. Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области исправить кадастровую ошибку в сведениях Государственного кадастра недвижимости в части описания местоположения границ и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:49, внеся новые сведения на основании заявления N 1.20/08-8311 от 27 октября 2008 г. и материалов, подготовленных Открытым акционерным обществом “МосНИиПИземлеустройства“.

В качестве эксперта суд пригласил представителя Открытого акционерного общества “МосНИиПИземлеустройства“.

Представитель заявителя в судебном заседании свои требования поддержал.

Представитель Управления Роснедвижимости по Московской области в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям изложенным
в отзыве.

В судебном заседании экспертом Ушанкиным Н.Н. представлено заключение по кадастровой ошибке сведений.

Эксперт ответил на вопросы представителей сторон.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

На основании решения исполкома Одинцовского Горсовета народных депутатов от 31.05.1991 г. N 632/13 земельный участок общей площадью 3,00 га был отведен войсковой части 78447 под коллективное садоводство из земель совхоза им. XXII съезда КПСС. До этого участок фактически использовался под огороды-сады граждан.

Войсковой части 78447 был выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 536 и составлен план на данный участок земли, состоящий из двух земельных участков. Межевые знаки (поворотные точки границ) на местности не сохранились, геодезические координаты в то время определялись в условной системе.

17.04.2001 г. Постановлением главы Одинцовского района Московской области N 816 было прекращено право бессрочного пользования в/ч 78447 на земельный участок размером 3,00 га и он был предоставлен садоводческому некоммерческому товариществу “Родничок-1“ для садоводства в бессрочное пользование (л.д. 8).

В 2002 г. землеустроительная организация Общество с ограниченной ответственностью “Земля“ произвела новое межевание земельных участков СНТ “Родничок-1“, в результате которого был составлен план участка и подготовлены материалы для постановки Участков на государственный кадастровый учет.

На основании выше указанных данных отделом по Одинцовскому району Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости Московской области были поставлены на государственный кадастровый учет два земельных участка СНТ “Родничок-1“: земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090428:0048 площадью 13 015 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090428:0049 площадью 16 985 кв. м.

Земельные участки прошли государственную регистрацию права, что подтверждается свидетельством серии 50 АД N 055227
от 03.12.2002 г. и свидетельством серии 50 АД N 055228 от 03.12.2002 г. соответственно (л.д. 10, 11).

В 2008 г. СНТ “Родничок-1“ обратилось в землеустроительную организацию ОАО “МосНИиПИземлеустройства“ с целью выполнения межевых работ по определению границ отдельных земельных участков, находящихся в пользовании членов садоводческого товарищества.

Специалистами ОАО “МосНИиПИземлеустройства“ был произведен обмер участков по фактическому пользованию. После обработки результатов измерений выявлено несоответствие фактических границ земельных участков границам по сведениям государственного кадастра недвижимости.

При этом в кадастровые границы не вошли некоторые отдельные земельные участки членов садоводческого товарищества, произошло наложение Участка на железнодорожную линию. Границы земельных участков наглядно представлены на инженерно-топографическом плане СНТ “Родничок-1“, составленному топографической организацией ООО “Земельное дело“.

Эксперт считает, что при межевании земельных участков СНТ “Родничок-1“ в 2002 г. сотрудники ООО “Земля“ допустили нарушение технологии производства землеустроительных работ, что привело к грубым ошибкам в определении геодезических координат поворотных точек границ Участков. Неверные значения координат были внесены в документы, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, что в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ является кадастровой ошибкой в сведениях.

Специалистами ОАО “МосНИиПИземлеустройства“ и правлением СНГ “Родничок-1“ разработан вариант расположения границ земельных участков по фактическому пользованию, устраняющий вышеизложенные проблемы. В общие границы включены отдельные участки всех 53 членов садоводческого товарищества. При этом в новые границы не вошли части некоторых отдельных земельных участков и некоторые хозяйственные постройки.

17.08.2008 г. членами общего собрания СНТ “Родничок-1“ утверждено новые общие границы Участков. Данный вариант установления границ земельных участков СНТ “Родничок-1“ согласован со смежным землепользователем ЗАО “Шарапове“ и с главным
архитектором управления архитектуры и градостроительства по Одинцовскому району.

27.10.2008 г. заявитель обратился в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по Одинцовскому району с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090428:0048 площадью 13 015 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 50:20:0090428:0049 площадью 16 985 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с.о., в районе д. Чапаевка.

26.11.2008 г. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по Одинцовскому району рассмотрело заявления СНТ “Родничок-1“ и вынесло решения об отказе учета изменений в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, указав, что выявлено нарушение п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (л.д. 26, 27).

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Статья 4 названного Кодекса предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.

Такие доказательства заявителем суду представлены.

Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О землеустройстве“ иное описание местоположения границ объекта землеустройства допускается составлять, если они совпадают с границами имеющихся на местности ориентиров (дороги, улицы, защитные лесные насаждения, реки, ручьи, каналы, линейные объекты и другие подобные объекты), которые отражены в сведениях государственного земельного кадастра, и (или) на основе измерений расстояний между объектом землеустройства и соответствующими ориентирами с указанием направлений от ориентиров к объекту землеустройства, а также на основе соответствующих измерений относительно объекта землеустройства и межевых знаков.

В соответствии с ч. 6 ст. 17 Федерального закона “О землеустройстве“ местоположение границ земельных участков, используемых для индивидуального жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и сельскохозяйственного производства, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов
территориального планирования (в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов индивидуального жилищного и гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов.

Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона “О землеустройстве“, при составлении иного описания местоположения границ земельных участков такие границы межевыми знаками не закрепляются и считаются совпадающими с границами указанных в части четвертой настоящей статьи объектов.

Правомерность позиции Заявителя также подтверждается разъяснениями Письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 09.07.2007 г. N ВК/2124 (абз. 4 - 5 Письма).

Согласно абз. 4 - 5 вышеуказанного Письма: “Местоположение границ земельных участков может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования..., землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов. В случае споров о границах объектов землеустройства, местоположение которых описано картометрическим способом, или составлено иное описание, выполняется закрепление границ межевыми знаками с определением их координат“.

Согласно п. 8 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

Однако оспариваемое решение ответчика не содержит ни одного из названных в Законе о государственном кадастре недвижимости оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, ни каких-либо указаний на допущенные Обществом нарушения, а также рекомендации о
доработке представленных заявителем документов.

В результате экспертизы ОАО “МосНИиПИземлеустройства“ установлено, что сотрудники ООО “Земля“, производя межевание земельных участков СНТ “Родничок-1“ в 2002 г., допустили грубые ошибки в определении геодезических координат поворотных точек границ земельных участков кадастровыми номерами: 50:20:0090428:0048, 50:20:0090428:0049. По этим неверным данным участки были поставлены на государственный кадастровый учет, что в соответствии со ст. 28 Федерального Закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ является кадастровой ошибкой в сведениях.

1. Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

2. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и
устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган
кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

5. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

6. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической ошибки в сведениях или кадастровой ошибки в сведениях представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Форма таких документов и состав сведений, содержащихся в них, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, суд считает вариант расположения границ земельных участков СНТ “Родничок-1“, разработанный ОАО “МосНИиПИземлеустройства“ и согласованный в соответствующих инстанциях, наиболее приемлемым.

Допущенные технические ошибки были совершены не по вине Управления Роснедвижимости по Московской области, а землеустроительной организацией ООО “Земля“ при выполнении землеустроительных работ в 2002 году.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:0048 СНТ “Родничок-1“ площадью 13 015 кв. м: от исходной точки, расположенной в западном углу участка, на северо-восток 19,03 м (т. 1 - т. 2), на юго-восток 162,37 м, 21,17 м, 19,12 м, 19,24 м, 57,14 м (т. 2 - т. 3 - т. 4 - т. 5 - т. 6 - т. 7), на северо-восток 7,59 м (т. 7 - т. 8), на юго-восток 20,22 м, 20,32 м, 42,24 м, 168,38 м (т. 8 - т. 9 - т. 10 - т. 11 - т. 12), на юго-запад 12,56 м (т. 12 - т. 13), на северо-запад 207,59 м, 41,84 м, 39,50 м, 58,33 м, 22,43 м, 121,88 м, 42,18 м (т. 13 - т. 14 - т. 15 - т. 16 - т. 17 - т. 18 - т. 19).

Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:0049 СНТ “Родничок-1“ площадью 16 985 кв. м: от исходной точки, расположенной в северо-западном углу участка, на юго-восток 84,64 м, 129,43 м, 133,44 м, 44,74 м (т. 20 - т. 21 - т. 22 - т. 23 - т. 24), на юго-запад 25,16 м (т. 24 - т. 25), на северо-запад 32,77 м (т. 25 - т. 26), на юго-запад 26,43 м (т. 26 - т. 27), на северо-запад 35,77 м, 12,29 м, 24,01 м, 23,76 м, 25,17 м (т. 27 - т. 28 - т. 29 - т. 30 - т. 31 - т. 32), на северо-восток 15,00 м (т. 32 - т. 33), на северо-запад 60,45 м (т. 33 - т. 34), на юго-запад 12,81 м (т. 34 - т. 35), на северо-запад 39,07 м (т. 35 - т. 36), на северо-восток 3,64 м (т. 36 - т. 37), на северо-запад 27,38 м (т. 37 - т. 38), на юго-запад 4,25 м (т. 38 - т. 39), на северо-запад 110,24 м (т. 39 - т. 40), на северо-восток 46,06 м (т. 40 - т. 20).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о возврате государственной пошлины заявителю, арбитражный суд учитывает следующее.

В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 14 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ СНТ “Родничок-1“ возвращается государственная пошлина из бюджета в размере 4 000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 18.05.2009 г. N 2.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176, 180, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными описания местоположения границ и поворотных точек земельного участка площадью 13 015 кв. м для садоводства, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер N 50:20:0090428:0048, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с.о., в районе д. Чапаевка.

Признать недействительными описания местоположения границ и поворотных точек земельного участка площадью 16 985 кв. м для садоводства, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер N 50:20:0090428:0049, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с.о., в районе д. Чапаевка.

Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области исправить кадастровую ошибку в сведениях Государственного кадастра недвижимости в части описания местоположения границ и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:48, внеся новые сведения на основании заявления N 1.20/08-8316 от 27 октября 2008 г. и материалов, подготовленных Открытым акционерным обществом “МосНИиПИземлеустройства“.

Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области исправить кадастровую ошибку в сведениях Государственного кадастра недвижимости в части описания местоположения границ и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:49, внеся новые сведения на основании заявления N 1.20/08-8311 от 27 октября 2008 г. и материалов, подготовленных Открытым акционерным обществом “МосНИиПИземлеустройства“.

Садоводческому некоммерческому товариществу “Родничок-1“ возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

Судья

Н.В.СЕВОСТЬЯНОВА