Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2009 N 09АП-11046/2009-АК по делу N А40-10819/09-152-21 Заявление о признании незаконным отказа органа власти в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, а также обязании ответчика обратиться в уполномоченный орган с соответствующим обращением о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка удовлетворено правомерно, поскольку ответчик не представил доказательств законности примененных оснований отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 августа 2009 г. N 09АП-11046/2009-АК

Дело N А40-10819/09-152-21

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 г.

Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2009 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Попова В.И.

судей: Гончарова В.Я. и Пронниковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальщиковой А.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.04.2009 по делу N А40-10819/09-152-21 судьи Рогова А.Н. по заявлению ОАО “Городская информационно-справочная служба“ (ОАО “ГИСС“) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы

третье лицо: Управление Роснедвижимости по г. Москве

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя: Яковлева М.А. по дов.
от 16.01.2009 г. N 12, влев Д.А. по дов. от 10.08.2009 г. N 125,
от ответчика: Буянова А.Н. по дов. от 29.12.2008 г. N 33-И-3156/8, удост. N 856;

от третьего лица: не явился, извещен;

установил:

ОАО “Городская информационно-справочная служба“ (ОАО “ГИСС“) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, вл. 15 (напротив), оформленного письмом ТУ в СЗАО Департамента земельных ресурсов города Москвы от 20.10.2008 N 33-578-1216/7-(0)-2, а также об обязании ответчика обратиться в Управление Роснедвижимости по г. Москве с соответствующим обращением о постановке на государственный кадастровый учет указанного земельного участка.

Решением от 24.04.2009 суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свое решение наличием к тому совокупности необходимых условий, а именно: противоречия ненормативного акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Не согласившись с принятым решением, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом податель жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества, которое, по мнению Департамента, не обладает правом на спорный земельный участок.

В письменных пояснениях по апелляционной жалобе ОАО “ГИСС“ указывает, что Департамент земельных ресурсов города Москвы должен обратиться в Управление Роснедвижимости по г. Москве с заявлением об учете изменений
объекта недвижимости - земельного участка улично-дорожной сети, в связи с необходимостью кадастрового учета части земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, вл. 15.

Представители Управления Роснедвижимости по г. Москве, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем, при отсутствии возражений явившихся сторон, дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Пояснил, что оформление земельно-правовых отношений на спорный участок возможно только путем учета изменений преобразуемого объекта недвижимости. Указал, что с заявлением об уточнении границ земельного участка улично-дорожной сети заявитель не обращался.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.

Пояснил, что с заявлением об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта, которым в данном случае является Департамент земельных ресурсов г. Москвы. Указал, что ответчик должен обратиться в Управление Роснедвижимости по г. Москве с заявлением об учете изменений объекта недвижимости в связи с необходимостью кадастрового учета части земельного участка.

Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы, не находит оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела, по следующим основаниям.

Как усматривается из фактических обстоятельств дела, Архитектурно-планировочным объединением Северо-Западного административного округа г. Москвы во исполнение Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ был подобран земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, вл. 15.

Согласно заключению ТОРЗ СЗАО Департамента земельных ресурсов города Москвы на N 100-02(380)-15185/5-(0)-7 от 27.11.2006 Объединение посчитало возможным использование указанного земельного участка в лит. “А-Б-В-Г-А“ для установки и последующей эксплуатации справочного киоска, при условии оформления земельно-правовых отношений в установленном порядке (т. 1 л.д. 54).

Решением Архитектурно-планировочной комиссии Архитектурного совета Москомархитектуры, оформленным протоколом от 02.06.2006 N 21, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы подтвердил возможность временного размещения справочного киоска на указанном земельном участке, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 27.01.2004 N 29-ПП “Об очередных мерах по упорядочению работы и размещению объектов мелкорозничной сети“ (т. 1 л.д. 40).

Решением имущественно-земельной комиссии Префектуры СЗАО г. Москвы, оформленным протоколом от 26.10.2005 N 19, было согласовано размещение справочного киоска по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, напротив вл. 15, с условием разработки заявителем градостроительного заключения в установленном порядке (т. 1 л.д. 39).

ОАО “ГИСС“ была проведена работа по установлению границ названного земельного участка на местности с закреплением их временными межевыми знаками и определением его площади. При этом на данный земельный участок было разработано градостроительное заключение от 12.07.2007 N 280-32/218-2007.

25.10.2007 Общество на основании Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП
“О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ обратилось в ТОРЗ СЗАО Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 19.10.2007 N 1462-4/07 о постановке земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, вл. 15, на государственный кадастровый учет, приложив необходимый комплект документов (т. 1 л.д. 15).

Кроме того, 21.01.2008 Общество обратилось к Первому заместителю Префекта СЗАО г. Москвы с заявлением N 93-4/08 об оформлении земельно-правовых отношений сроком на 11 месяцев 28 дней для установки справочного киоска на земельный участок по вышеназванному адресу (т. 1 л.д. 17).

Письмом от 12.02.2008 N 346сл Первый заместитель Префекта СЗАО г. Москвы сообщил заявителю, что оформление земельно-правовых отношений возможно после проведения работ по формированию земельного участка и постановки на кадастровый учет в Управлении Роснедвижимости по г. Москве (т. 2 л.д. 80).

В ответ на обращение заявителя от 04.08.2008 N 33-5Т8-1216/7-(6)-0 ТУ в СЗАО ДЗР г. Москвы письмом от 11.08.2008 N 33-5Т8-1216/7-(6)-1 сообщило ОАО “ГИСС“ о том, что Территориальным управлением проведены работы по формированию участка, расположенного по адресу: ул. Маршала Василевского, вл. 15 (напротив). При этом границы участка утверждены Распоряжением Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 10.04.2008 N 580 (т. 2 л.д. 81).

20.10.2008 письмом N 33-578-1216/7-(0)-2 ответчик отказал заявителю в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, вл. 15 (напротив), поскольку земельный участок расположен в границах земель общего пользования, а именно в границах участка улично-дорожной сети, поставленного на кадастровый учет в соответствии с Законом города Москвы от 21.03.2007 N 8 “О перечне земельных участков улично-дорожной
сети города Москвы“ (т. 2 л.д. 82).

Кроме того, госорган сослался на п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“, в соответствии с которым, земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости на указанных земельных участках, на срок проведения соответствующих работ, но не более пяти лет.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 5 данной нормы права, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Рассмотрев спор повторно, в пределах установленных законом, апелляционный суд считает, что ответчик не доказал соответствие оспариваемого акта (решения) нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а, суд первой инстанции обоснованно указал на наличие необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы о неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушении судом норм материального и процессуального права признаются несостоятельными.

Как установлено в апелляционном суде,
суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, указанные выше, с учетом положений статей 64, 68, 71, 75 АПК РФ, а также, правильно применив нормы материального права, регулирующего возникший спор, сделал обоснованный вывод об отсутствии у ответчика правовых оснований для принятия оспариваемого решения.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.

Согласно ст. ст. 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве“ решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.

Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов предписывалось подобрать в 2001 - 2003 годах согласованные ОАО “ГИСС“ земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.

Пунктом 6.2.1 Постановления Правительства
Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“ предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО “ГИСС“ в порядке, установленном Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП “Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу“.

Как видно из материалов дела, 10.04.2008 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы было издано распоряжение N 580 “Об утверждении проекта границ земельного участка, являющегося частью улично-дорожной сети и расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, вл. 15 (напротив) используемого ОАО “Городская информационно-справочная служба“ для установки нестационарного объекта - справочного киоска (т. 1 л.д. 10 - 11).

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.

На основании п. 2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.

Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.

В обоснование оспариваемого отказа ответчик сослался на п. 5 ст. 9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48
“О землепользовании в городе Москве“.

Следует отметить, что порядок постановки земельных участков на кадастровый учет предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“.

Однако, как правомерно установил суд первой инстанции, статья 27 настоящего Федерального закона не предусматривает в качестве основания отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка его расположение в границах улично-дорожной сети.

Кроме того, город Москва как субъект Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, обязан соблюдать общие требования, предъявляемые к оборотоспособности земельных участков, при наличии соответствующего федерального закона.

Согласно п. “к“ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В силу ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 9 Земельного кодекса РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в том числе, установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.

Статья 76 Конституции РФ устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 1 и 2). При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, к ведению города Москвы как субъекта Российской Федерации не отнесено ограничение оборотоспособности земельных участков. При этом федеральное законодательство не устанавливает ограничений на передачу земельных участков, расположенных в границах улично-дорожной сети, по договорам аренды.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает недоказанной ответчиком законность примененных оснований отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Василевского, вл. 15 (напротив).

В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что ОАО “ГИСС“ с заявлением об уточнении (изменении) границ земельного участка улично-дорожной сети не обращалось, при этом возложение такой обязанности на Департамент противоречит требованиям законодательства.

Данные доводы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, поскольку в силу п. 4 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ с заявлением об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.

Кроме того, отказ в постановке на государственный кадастровый учет вышеназванного земельного участка является препятствием как для оформления договора аренды на земельный участок, так и реализации Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП “О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы“

Таким образом, оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, вопреки доводам жалобы, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на подателя жалобы, однако, последний от ее уплаты освобожден.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2009 по делу N А40-10819/09-152-21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

В.И.ПОПОВ

Судьи:

В.Я.ГОНЧАРОВ

Е.В.ПРОННИКОВА