Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2009 N 09АП-9687/2009-АК по делу N А40-36259/09-152-224 Заявление о привлечении федерального государственного унитарного предприятия к административной ответственности за осуществление услуг почтовой связи с нарушением условий, предусмотренных лицензией, удовлетворено правомерно, так как материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях заинтересованного лица события вменяемого ему административного правонарушения.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2009 г. N 09АП-9687/2009-АК

Дело N А40-36259/09-152-224

Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 04.08.2009 г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Свиридова В.А.,

судей: Пронниковой Е.В., Захарова С.Л.,

при ведении протокола судебного заседания Коваленко В.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП “Почта России“ на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2009 г. по делу N А40-36259/09-152-224, судьи Рогова А.Н.,

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Кемеровской области

к ФГУП “Почта России“

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от
заявителя не явился, извещен;

от ответчика: Шангин А.М. паспорт по дов. от 14.07.2009;

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Кемеровской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“ (далее - ФГУП “Почта России“) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление услуг почтовой связи с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Решением арбитражного суда от 21.04.2009 заявленные Управлением требования удовлетворены, суд сделал вывод о доказанности заявителем обстоятельств послуживших основанием для привлечения ФГУП “Почта России“ к административной ответственности и взыскал штраф в размере 30 000 руб.

ФГУП “Почта России“ не согласилось с решением, и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Указал, что заявителем нарушена методика проведения проверки, и поэтому результаты проведенной проверки не могут являться доказательствами совершения ответчиком административного правонарушения. Сослался на то, что заявитель злоупотребил своими полномочиями при проведении надзора и контроля в сфере связи и информационных технологий. Пояснил, что претензионная работа в отношении контрагентов, обеспечивающих по договорам перевозку, не проводилась. Указал, что в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.02.2005
г. N 87 “Об утверждении Перечня наименования услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечней лицензионных условий“ лицензионные условия лицензии Предприятия N 25577 изменились и подлежат применению с учетом внесенных изменений.

Представитель заявителя, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При этом в суд от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие полномочного представителя. В соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ, при отсутствии возражений со стороны ответчика, дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из фактических обстоятельств дела, что ФГУП “Почта России“ осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии серии А025271 N 25577, выданной Министерством РФ по связи и информатизации 11.04.2003, сроком действия до 11.04.2013.

При проведении планового мероприятия по контролю без взаимодействия с оператором связи (дистанционном контроле) за соблюдением контрольных сроков пересылки почтовых отправлений ФГУП “Почта России“ 10.03.2009 г. по адресу: г. Кемерово, ул. Сарыгина 7 был установлен факт осуществления ФГУП “Почта России“ предпринимательской деятельности в области связи с нарушением п. 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577.

В ходе проверки установлен факт нарушения подпункта “а“ пункта 6 “Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
24.03.2006 г. N 160 “Об утверждении Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции“.

По результатам проверки заявителем был составлен акт проверки N 25577-42Т-03/0121 от 10.03.2009 г., в котором зафиксированы обнаруженные нарушения.

На основании фактов, зафиксированных в протоколе от 19.03.2009 г. N 058, административный орган пришел к выводу, что ФГУП “Почта России“ нарушены обязательные требования по соблюдению установленных сроков пересылки почтовых отправлений, предусмотренные п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221, подпункта “а“ пункта 6 “Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160 “Об утверждении Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции“, ч. 1 ст. 29 Федерального закона “О связи“, п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа,
составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 205 АПК РФ.

Арбитражный суд первой инстанции, привлекая ФГУП “Почта России“ к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей, принял законное и обоснованное решение, правомерно исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу пунктов 5.3, 5.3.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 г. N 354, указанный орган осуществляет контроль и надзор, лицензирование деятельности, в том числе, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований в области услуг связи.

Полномочия на составление протокола об административном правонарушении предоставлены должностному лицу заявителя в соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ, Приказом
Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 05.08.2008 г. N 22.

Исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что протокол об административном правонарушении от 19.03.2009 г. N 058 составлен с соблюдением требований к порядку и срокам его составления, установленных главой 28 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона “О почтовой связи“, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом “О связи“.

Согласно ст. 29 Федерального закона “О связи“, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие Перечни лицензионных условий, устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В настоящее время действует Перечень лицензионных условий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. N 87, согласно п. 5 раздела XX которого к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Подпунктом “а“ п. 47 раздела V “Права и обязанности операторов почтовой связи“ Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

Статьей 46 Федерального закона “О связи“ предусмотрена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами
связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Согласно п. 4 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 25577, при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами “О связи“, “О почтовой связи“, другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их полномочий.

Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи и контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона “О почтовой связи“ операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 160 “Об утверждении Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции“.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона “О почтовой связи“ отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом “О связи“, Федеральным законом “О почтовой связи“, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, международными договорами РФ, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ в пределах их
полномочий.

Ответственность операторов почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи (в данном случае нарушение контрольных сроков) определяется в соответствии со ст. 34 Федерального закона “О почтовой связи“.

Таким образом, с учетом правильно примененных норм права и установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно признал наличие в действиях ответчика события правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Рассматривая вопрос вины Общества в совершении правонарушения, суд первой инстанции учел положения ст. 2.1 КоАП РФ, и правомерно признав наличие вины, указал на то, что на ответчика, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков пересылки почтовой корреспонденции, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП “Почта России“ не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.

Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 21 апреля 2009 г. по делу N А40-36259/09-152-224 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев
со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

В.А.СВИРИДОВ

Судьи:

Е.В.ПРОННИКОВА

С.Л.ЗАХАРОВ