Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009 N 09АП-9232/2009-АК по делу N А40-10712/09-152-16 Требование о признании незаконным решения антимонопольного органа об отказе в удовлетворении жалобы на нарушение энергосбытовой организацией норм антимонопольного законодательства удовлетворено правомерно, поскольку документально подтверждено нарушение указанной организацией установленного порядка ценообразования на услуги по передаче электроэнергии.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2009 г. N 09АП-9232/2009-АК

Дело N А40-10712/09-152-16

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2009

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2009

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Попова В.И.,

судей: Цымбаренко И.Б., Бекетовой И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Московского УФАС России и ОАО “Московская объединенная электросетевая компания“ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2009 по делу N А40-10712/09-152-16, судьи Рогова А.Н. по заявлению ОАО “ВСК-Энерго“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве

третье лицо: ОАО “Московская объединенная электросетевая компания“

о признании незаконным решения от 27.11.2008 по делу N 7-50/2008

при
участии:

от заявителя: Пахалков А.В. по дов. от 11.01.2009 г. N 2, паспорт <...>;

Грибков А.Е. по дов. от 01.07.2009 г. N 33, паспорт <...>;

от ответчика: Жуков В.Н. по дов. от 01.04.2009 г. N 3-61, уд. 4238;

Лыскова А.Ю. по дов. от 13.05.2009 г. N 7-76, уд. N 4358;

Ершов Е.В. по дов. от 01.04.2009 г. N 3-62, уд. N 4263;

от третьего лица: Воронкина Н.А. по дов. от 01.01.2009 г. N 961-д, паспорт <...>;

Шишкин М.А. по дов. от 28.05.2009 г. N 1081-д, паспорт <...>;

установил:

решением от 15 апреля 2009 года, принятым по настоящему делу, Арбитражный суд города Москвы удовлетворил требования ОАО “ВСК-Энерго“ и признал незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27.11.2008 по делу N 7-50/2008 о нарушении антимонопольного законодательства, которым отказано в удовлетворении жалобы ОАО “ВСК-Энерго“ на неправомерное действие ОАО “МОЭСК“.

Суд также обязал ответчика устранить допущенные нарушения законодательства в установленные законом сроки.

При этом Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывает, что применение ОАО “МОЭСК“ к ОАО “ВСК-Энерго“ тарифа для “бюджетных потребителей“ является нарушением установленного порядка ценообразования на услуги по передаче электроэнергии и нарушением антимонопольного законодательства.

Не согласившись с принятым решением, Московское УФАС России и ОАО “МОЭСК“ обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционных жалобах указывают на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение и установление фактических обстоятельств, имеющие существенное значение для дела.

В обоснование жалобы Московское УФАС России указывает на отсутствие нарушения
ОАО “МОЭСК“ требований антимонопольного законодательства, поскольку на момент принятия Комиссией Управления оспариваемого решения Общество выставляло заявителю счета по тарифу “базовые и прочие потребители“.

ОАО “МОЭСК“ в обоснование жалобы ссылается на правомерное выставление ОАО “ВСК-Энерго“ счетов на оплату услуг по передаче электроэнергии в спорный период, исходя из тарифа, установленного Решением Топливно-энергетического комитета Московской области, утвержденным Распоряжением ТЭК МО от 26.12.2007 N 49-РП, для группы “Бюджетные потребители“.

В письменном отзыве на апелляционные жалобы ОАО “ВСК-Энерго“ просит оставить решения суда без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения. Указывает, что в действиях ОАО “МОЭСК“ в спорный период имеются признаки нарушения требований антимонопольного законодательства. Полагает, что при расчете стоимости услуг, оказываемых третьим лицом заявителю, по передаче электроэнергии подлежит применению тариф “прочие потребители“.

В судебном заседании 08.07.2009 объявлялся перерыв до 15.07.2009, о чем отражено в протоколе судебного заседания от 15.07.2009.

Представитель ОАО “МОЭСК“ доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полностью поддержал апелляционную жалобу Московского УФАС России.

В судебном заседании представитель Московского УФАС России доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полностью поддержал апелляционную жалобу ОАО “МОЭСК“.

Считает, что оспариваемое решение ответчика является законным и обоснованным, соответствует нормам действующего законодательства. Указал, что в действиях ОАО
“МОЭСК“ нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает жалобы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.

Считает, что отнесение заявителя к группе “бюджетные потребители“ для целей определения стоимости услуг по передаче электроэнергии не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, не имеющего возможность выбора другого поставщика услуги по передаче электроэнергии.

Законность и обоснованность судебного акта проверена в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как усматривается из фактических обстоятельств дела и правильно установлено судом первой инстанции, ОАО “ВСК-Энерго“ обратилось в Управление ФАС по Москве с жалобой на действия ОАО “МОЭСК“, использующего монопольное положение для понуждения оплачивать услуги по передаче электроэнергии по тарифу, установленному для группы “Бюджетные потребители“, вместо тарифа, установленного для группы “Прочие потребители“, а также не учитывающего при взаиморасчетах величины нагрузочных потерь.

27.11.2008 Комиссия Московского УФАС вынесла Решение по делу N 7-50/2008, которым отказала в удовлетворении жалобы и прекратила производство по делу, указав на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, а именно: ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в действиях ОАО “ВСК-Энерго“, одновременно приняв решение о передаче материалов о нарушении антимонопольного законодательства в Федеральную службу по тарифам для принятия мер.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в
арбитражный суд.

В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению и, сделал правильный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.

Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 331, в том числе установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также, предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию и другие нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, Московское УФАС России является госорганом, полномочным принимать оспариваемое по настоящему делу решение.

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и на основании установления имеющих значение для дела обстоятельств, сделан обоснованный вывод о несоответствии оспариваемого решения ответчика требованиям антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект -
субъект естественной монополии, занимает доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Как следует из материалов дела, ОАО “МОЭСК“ осуществляет деятельность по производству (генерации) тепловой энергии и реализации ее потребителям, отнесенных ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“, к сфере деятельности субъектов естественной монополии и, в силу ч. 5 ст. 5 ФЗ “О защите конкуренции“, занимает доминирующее положение на рынках генерации и розничного сбыта тепловой энергии.

24.09.2007 между ОАО “МОЭСК“ и ОАО “ВСК-Энерго“ (энергосбытовая компания) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 8546-409, а также подписано Дополнительное соглашение N 1 о пролонгации настоящего договора на 2008 год.

Вместе с тем, как правомерно установил суд первой инстанции, в приложении N 10 к Дополнительному соглашению N 1 ОАО “МОЭСК“ необоснованно отнесло заявителя к группе “бюджетные потребители“, что повлекло неправильный выбор тарифа на оплату услуг по передаче электроэнергии и, следовательно, неверный расчет стоимости услуг по передаче электроэнергии в 2008 году и выставлении счета-фактуры на оплату данных услуг за январь 2008 года.

В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“; п. 65 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 N 109, п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, п. 123 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643 стоимость услуг по передаче электроэнергии определяется путем сложения стоимости услуг по содержанию электросетей и стоимости нормативных технологических потерь электроэнергии за вычетом стоимости объемов потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, рассчитанной администратором торговой системы (нагрузочных потерь).

При этом, стоимость услуг по содержанию электросетей определяется путем умножения объема заявленной мощности на установленный органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов единый тариф на содержание электросетей, дифференцированный по уровням напряжения и группам потребителей.

Таким образом, для расчета стоимости услуг по содержанию электросетей необходимо правильно применить тариф, установленный органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Согласно п. 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, и п. 54 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, принадлежащих к одной группе из числа тех, по которым предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).

В силу п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии потребителями услуг по передаче электроэнергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие
поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Как видно из материалов дела, ОАО “ВСК-Энерго“ является потребителем услуг ОАО “МОЭСК“ по передаче электроэнергии на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 24.09.2007 N 8546-409.

Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном рынке предусмотрены три группы потребителей услуг по передаче электроэнергии (базовые потребители, население, прочие потребители). Группа “Бюджетные потребители“ данными Методическими указаниями не предусмотрена. При этом потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней (бюджетные потребители), могут лишь указываться отдельной строкой в группе “Прочие потребители“ в целях формирования бюджетной политики.

Исходя из смысла приведенной нормы, ОАО “ВСК-Энерго“, являясь коммерческой организацией, относится к группе “Прочие потребители“, следовательно, при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии для заявителя необходимо применять тарифы, установленные для группы “Прочие потребители“.

С учетом изложенного, ссылка подателей жалоб на правомерное применение ОАО “МОЭСК“ при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии тарифа, установленного Решением Топливно-энергетического комитета Московской области, утвержденным Распоряжением ТЭК МО от 26.12.2007 N 49-РП, для группы “Бюджетные потребители“, является необоснованной.

Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии между ОАО “МОЭСК“ и ОАО “ВСК-Энерго“ должен применяться тариф на содержание электросетей для группы “Базовые и прочие потребители“, установленный на 2008 год Решением Топливно-энергетического комитета Московской области, утвержденным Распоряжением ТЭК МО от 26.12.2007 N 49-РП.

Ссылка ОАО “МОЭСК“ в апелляционной жалобе на отмену тарифа “Бюджетные потребители“ Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.08.2008 N 333-к, только с 01.10.2008 является несостоятельной, поскольку в рамках настоящего предмета спора рассматривался вопрос о
применении при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии тарифа “Прочие потребители“ либо тарифа “Бюджетные потребители“.

Податели жалоб также указывают, что ОАО “ВСК-Энерго“ приобретает электроэнергию не для собственных нужд, а в интересах потребителей электроэнергии, в связи с чем в силу ст. 3 Федерального закона “Об электроэнергетике“ не подпадает под понятие “потребитель электроэнергии“. Данный довод судом апелляционной инстанции признается неправомерным.

Понятие “потребителя услуг по передаче электроэнергии“ дано в п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, согласно которому потребителем услуг по передаче электроэнергии является именно энергосбытовая компания, а не обслуживаемые ею потребители электроэнергии, в интересах которых заключен соответствующий договор.

Следует отметить, что ОАО “ВСК-Энерго“ выступает самостоятельной стороной в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, действует от своего имени и за свой счет, обеспечивает учет переданной электроэнергии, потребляет услугу по передаче для транспортировки электроэнергии с оптового рынка до своих потребителей.

Кроме того, подпункт в) пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, регламентирующий порядок заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии, предусматривает в качестве потребителя услуги именно энергосбытовую организацию.

Более того, как достоверно установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 60 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации энергосбытовая организация, заключившая с сетевой организацией договор оказания услуг по передаче электроэнергии, рассматривается законодателем в качестве потребителя услуг по передаче электроэнергии.

Следовательно, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, пришел к правильному выводу о том, что ОАО “МОЭСК“, применив к ОАО “ВСК-Энерго“ при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии тариф “Бюджетные потребители“, нарушило установленный порядок ценообразования на указанные услуги
и, следовательно, требования антимонопольного законодательства.

Таким образом, с учетом правильно установленных обстоятельств дела и примененных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности ответчиком соответствия оспариваемого акта нормам действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Согласно положениям статьи 65 Кодекса, лицо, оспаривающее ненормативный акт государственного органа, должно представить доказательства наличия у него прав и законных интересов, которые он считает нарушенными оспариваемым актом, и доказательства нарушения этих прав.

В данном случае, с учетом того, что у ОАО “ВСК-Энерго“ отсутствует возможность выбора другого поставщика услуг по передаче электрической энергии, заявителем доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым актом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств и норм права, регулирующих спорные правоотношения, считает, что в рассматриваемом случае имеется совокупность оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.

Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае не установлены основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта Арбитражного суда г. Москвы.

Расходы по уплате госпошлины подлежат распределению в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2009 по делу N А40-10712/09-152-16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

В.И.ПОПОВ

Судьи:

И.Б.ЦЫМБАРЕНКО

И.В.БЕКЕТОВА