Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2009 N 08АП-7069/2009 по делу N А46-9151/2009 По делу о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости, удельной кадастровой стоимости земельных участков организации.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2009 г. N 08АП-7069/2009

Дело N А46-9151/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Рыжикова О.Ю.

судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.

при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7069/2009) Администрация города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 17.09.2009 по делу N А46-9151/2009 (судья Стрелкова Г.В.), по заявлению закрытого акционерного общества Проектно-промышленно-строительно-ремонтное объединение “Омскагропромдорстрой“ к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области

3-е лицо Правительство Омской области, Администрация города Омска, Федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая
палата“

о признании действий незаконными,

при участии в судебном заседании представителей:

от ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ - Смирнов А.А. (удостоверение N 325 выдано 22.01.2003, доверенность N 165 от 16.10.2009 сроком до 31.12.2009);

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от Правительства Омской области - Фетисов В.В. (удостоверение N 295 выдано 15.06.2006, доверенность N исх-09/пп-517/01 от 27.05.2009 сроком на 3 года);

от Администрации города Омска - Окишев К.В. (удостоверение N 634 выдано 27.12.2005, действительно до 15.04.2010, доверенность N 02-24/2006 от 02.04.2009 сроком действия на 1 год);

от Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

установил:

Решением 17.09.2009 по делу N А46-9151/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования закрытого акционерного общества Проектно-промышленно-строительно-ремонтное объединение “Омскагропромдорстрой“ (далее - ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“, общество), уточненные в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области), совершенные 27.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 275600998,40 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3727,36 руб. за один кв. м земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:34, площадью 73940 кв. м, с местоположением, установленным относительно 2-этажного здания конторы, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 22 Декабря, д. 100, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, Правилам проведения государственной оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 N 316.

Обязал Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов закрытого акционерного общества ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“.

Прекратил на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части требования о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в 2007 году в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 106221086,73 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3920,61 руб. за один кв. м земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:3042, площадью 27093 кв. м, с местоположением, установленным относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 22 Декабря, д. 100, в связи с отказом от данного требования.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что о нарушении прав и законных интересов, а именно о документе, на основании которого в государственный земельный кадастр была внесена оспариваемая кадастровая стоимость, ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ узнало из ответа заинтересованного лица от 10.04.2009, в связи с чем процессуальный срок на обращение в суд с заявлением пропущен не был.

Рассмотрев заявление по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области порядка внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков организации. Позиция суда мотивирована тем, что в силу норм действующего законодательства кадастровая стоимость земельного участка является результатам государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, правомочие по утверждению результатов которой возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление
Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П не может являться актом, утверждающим государственную кадастровую оценку земель, поскольку постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, на основании которого заинтересованным лицом 27.12.2007 была внесена кадастровая стоимость в размере 275600998 руб. 40 коп., ни для одного из 15 видов разрешенного использования для кадастровых кварталов, имеющих номера 55:36:14 01 02, в котором расположен принадлежащий заявителю земельный участок, не был утвержден показатель, внесенный в государственный земельный кадастр и впоследствии с государственный кадастр недвижимости.

В апелляционной жалобе Администрация города Омска просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ требований.

По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не дал оценку доводам Управления Роснедвижимости по Омской области в части пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, а именно: организация с заявленными требованиями о признании незаконными действий, совершенных 27.12.2007, обратилась в апреле 2009 года, не заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с момента их опубликования 25.12.2007 в издании “Омский вестник“ N 127 и повторно 29.02.2008 в издании “Третья столица“ N 10, а также размещения их на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Омской области, стали общедоступными, и именно с указанного момента, с учетом подачи организацией расчетов по земельному налогу в 2008 году, по мнению подателя жалобы, следует исчислять процессуальный срок, установленный в статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Омской области оводы апелляционной жалобы поддержало, просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об
отказе в удовлетворении заявленных требований.

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не соглашается, считает их необоснованными, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области и Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.

В судебном заседании представитель Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Правительства Омской поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 17.03.1993 Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации города Омска, о чем инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г.Омска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1025501389132.

ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ является правопреемником акционерного общества закрытого типа проектно-промышленно-строительно-ремонтное объединение “Омскагропромдорстрой“, которому на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок площадью 73940 кв. м, впоследствии принявший кадастровый номер 55:36:14 01 02:34, что подтверждается постановлением Городской регистрационной палаты Администрации города Омска от 18.07.1997 N 2090 и свидетельством Кр-2-5-60969/1185-2 от 10.07.1997.

Письмом, датированным
04.03.2009 за исх. N 01-19/321, по запросу заявителя Управление Роснедвижимости по Омской области сообщило, что кадастровая стоимость земельного участка, имеющего номер 55:36:14 01 02:34 внесена в государственный земельный кадастр на основании отчета от 27.11.2007 N 05-09/02, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36“ в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п “О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36“.

По данным выписки из государственного кадастра недвижимости от 03.03.2009 за исх. N 5536/205/09-1267 земельному участку номер 55:36:14 01 02:34 соответствует кадастровая стоимость в размере 275600998,40 руб. исходя из удельного показателя 3727,36 руб. /кв. м.

ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“, считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 02:34, во-первых, незаконными, во-вторых, нарушающими его права и законные интересы как налогоплательщика, оспорило данные действия, обратившись в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

17.09.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в оспариваемой части, в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Как усматривается из материалов дела, в ходе
рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением Роснедвижимости по Омской области и Правительством Омской области было заявлено о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.

Как следует из материалов дела, ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области 10.04.2009, что подтверждается штампом Арбитражного суда Омской области на заявлении организации.

В обоснование заявленного требования ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ сослалось на то, что кадастровая стоимость земельных участков номер 55:36:14 01 02:3042 и 55:36:14 01 02:34, внесенная в государственный земельный кадастр 27.12.2007, в нарушение требований Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органом исполнительной власти Омской области утверждена не была. Кроме того, постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36“ не содержит удельных показателей, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельных участков, принадлежащих ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“.

Таким образом, фактически организация связывает момент того, когда, по ее мнению, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости его земельных участков в ГКН стали незаконными и нарушающими ее права, с фактом издания Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П были утверждены усредненные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 04 03:3018.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные
правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 N 48 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части“ учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 “О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области“ официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах “Омский вестник“ или “Омская правда“.

Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П было официально опубликовано в издании “Омский вестник“ от 25.12.2007 за N 127. Соответственно с этой даты доведено до сведения неограниченного круга лица, в том числе до сведения заявителя.

Таким образом, фактически с момента публикации Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, то есть с декабря
2007 года, организация имела возможность узнать о том, что кадастровая стоимость его земельного участка не определена, и соответственно, уже с этого момента могла оценить действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельных участков, как незаконные и нарушающие ее права и законные интересы.

Кроме того, учитывая, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П является нормативным правовым актом, то есть содержит обязательные для исполнения неограниченного круга лиц правила поведения, при этом в силу основных принципов права незнание закона не освобождает от обязанности исполнения установленных им правил, суд апелляционной инстанции считает, что по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликование нормативного правового акта является общеизвестным фактом, то есть отсутствует необходимость доказывания того, что лицо знало о существовании данного факта, поскольку это презюмируется законом.

Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков“, принятого в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что 10.04.2009 - на день обращения ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ в Арбитражный суд Омской области, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ заявлено не было.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В связи с изложенным, учитывая отсутствие ходатайства ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ о восстановлении срока, а также то, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ следует отказать в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ оспаривало действия Управления Роснедвижимости по Омской области, произведенные 27.12.2007 по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ему на праве бессрочного (постоянного) пользования, без надлежащего, по мнению организации, утверждения их размера нормативным правовым актом, то есть, фактически заявило о нарушении Управлением Роснедвижимости по Омской области процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащих ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ земельных участков.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно Закону Омской области “О регулировании земельных отношений в Омской области“ от 08.02.2006 N 731-03 к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).

Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области “О регулировании земельных отношений в Омской области“, приняло Постановление N 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “организация проведения государственной кадастровой оценки земель“ (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункта 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:

проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;

утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;

- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).

Таким образом, общество необоснованно отождествило утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением после утверждения кадастровой стоимости земель.

То есть, утверждение, что кадастровая стоимость каждого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового района 55:36 города Омска, должна быть утверждена Правительством Омской области, является необоснованным, что также подтверждается, во-первых, пунктом 13 Административного регламента, который предусматривает возможность разъяснений как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка; во-вторых, особым порядком доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленным пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008.

Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации N 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-П в декабре 2007 года.

То обстоятельство, что в ноябре 2008 года приложение к Постановлению N 174-П было дополнено второй таблицей, - “кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска...“, не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена 19.12.2007, и, соответственно, не означает, что Управление Роснедвижимости по Омской области не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.

При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции, в части удовлетворения заявленных требований, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ требований, апелляционная жалоба Администрации города Омска - удовлетворению.

В связи с удовлетворением апелляционной жалобы и отказе в удовлетворении требований общества на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“. Поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, с ЗАО ППСРО “Омскагропромдорстрой“ подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1000 руб. 00 коп.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 17.09.2009 по делу N А46-9151/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований закрытого акционерного общества Проектно-промышленно-строительно-ремонтное объединение “Омскагропромдорстрой“ отказать полностью.

Взыскать с закрытого акционерного общества Проектно-промышленно-строительно-ремонтное объединение “Омскагропромдорстрой“ в доход федерального бюджета 1000 руб. 00 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Ю.РЫЖИКОВ

Судьи

Н.Е.ИВАНОВА

Е.П.КЛИВЕР