Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2009 по делу N А41-6698/09 Заявление о признании незаконными действий Роснедвижимости по определению кадастровой стоимости земельных участков удовлетворено правомерно, поскольку имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, не могут быть обоснованно подтверждены документами кадастровых дел о характеристиках этих участков.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2009 г. по делу N А41-6698/09

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2009 года.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Ф.И.О. С.К.,

судей Бархатова В.Ю., Диаковской Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания Шишкиной В.В.,

при участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью “Миранда“: Иванова Е.Ю. по доверенности от 10.02.2009 N 3;

от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области: представитель не явился, извещено;

от администрации Ленинского муниципального района Московской области: Бодров А.А. по доверенности от 11.01.2009 N 7;

от администрации сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области: Макушенко В.Ю. по доверенности от 27.05.2009
N 972,

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации Ленинского муниципального района Московской области и администрации сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2009 года по делу N А41-6698/09, принятое судьей Бирюковой Е.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Миранда“ к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области о признании незаконными действий, об обязании исключить сведения из государственного кадастра недвижимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Миранда“ (далее - ООО “Миранда“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом принятых судом уточнений к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - Управление Роснедвижимости по Московской области) о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Московской области по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:06 04 03:129, 50:21:05 04 02:214 в соответствии со значениями кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной застройки, об обязании Управления Роснедвижимости по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:06 04 03:129, 50:21:05 04 02:214, начиная с 01 января 2008 года включительно.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют администрация Ленинского муниципального района Московской области и администрация сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2009 года по делу N А41-6698/09 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, администрация Ленинского муниципального района Московской области и администрация сельского поселения Молоковское Ленинского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с
апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что заявитель в обоснование своих требований ссылается на то, что 27.01.2009 ООО “Миранда“ обратилось в Управление Роснедвижимости по Московской области с заявлением об исправлении ошибочных сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков. В обращении указано на необоснованность применения показателей кадастровой стоимости земель, использованных в отношении участка заявителя (т. 1 л.д. 29).

Управлением Роснедвижимости по Московской области, вопреки статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, действия по исправлению ошибочных сведений в кадастре не предприняты.

В собственности заявителя находятся земельные участки категории земель “земли населенных пунктов“, расположенные в Ленинском районе Московской области, в границах сельского поселения Молоковское, в том числе: участок площадью 175650 кв. м с кадастровым номером 50:21:06 04 03:129, с разрешенным использованием “под жилищное строительство“; участок площадью 3020 кв. м с кадастровым номером 50:21:05 04 02:214, с разрешенным использованием “под жилищное строительство“ (т. 1 л.д. 25 - 28, 44, 45).

Право собственности подтверждено свидетельствами, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области (т. 1 л.д. 23 - 24).

Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельных участков заявителя установлена на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель под жилыми домами многоэтажной
застройки (Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 N 208-РМ “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории “Земли поселений“ на территории Ленинского района Московской области“).

Однако при установлении кадастровой стоимости перечисленных участков не было учтено, что названные удельные показатели не подлежат применению, поскольку вид разрешенного использования земельных участков не содержит указания на размещение объектов многоэтажной жилой застройки и не предусмотрен распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 30.11.2005 N 208-РМ.

Таким образом, кадастровая стоимость перечисленных земельных участков была определена ошибочно, без предусмотренных для того правовых оснований, о чем заявитель уведомил Управление Роснедвижимости по Московской области.

В связи с тем, что Управление Роснедвижимости по Московской области не предприняло действий по исправлению ошибочных сведений в кадастре, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, не могут быть обоснованно подтверждены документами кадастровых дел о характеристиках этих участков.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в силу следующих обстоятельств.

Так, судом апелляционной инстанции установлено, что ООО “Миранда“ на праве собственности принадлежат: земельный участок общей площадью 3020 кв. м с кадастровым номером 50:21:05 04 02:214, категория земель: “земли населенных пунктов“ с разрешенным использованием “под жилищное строительство“, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, д. Мисайлово, уч. 239ю (т. 1 л.д. 23); земельный участок общей площадью 175650 кв. м с кадастровым номером 50:21:06 04 03:129, категория земель:
“земли населенных пунктов“ с разрешенным использованием “под жилищное строительство“, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, сельское поселение Молоковское, с. Молоково, уч. 163ю (т. 1 л.д. 24).

В соответствии с постановлениями Правительства Московской области от 29.10.2007 N 822/39 и 26.12.2007 N 1017/47 земельные участки с кадастровыми номерами: 50:21:05 04 02:214 и 50:21:06 04 03:129 переведены из категории земель “земли сельскохозяйственного назначения“ в категорию земель “земли населенных пунктов“, а также изменен вид разрешенного использования земельных участков на использование под жилищное строительство (т. 1 л.д. 44, 45, 52, 58 - 82).

Исходя из сведений государственного кадастра недвижимости при определении кадастровой стоимости земельных участков Управлением Роснедвижимости по Московской области применялось значение удельного показателя кадастровой стоимости для земель под домами многоэтажной застройки: для д. Мисайлово - 6467,96 руб. /кв. м и для с. Молоково - 12087,86 руб. /кв. м, указанные в приложении N 2 к распоряжению Минэкологии Московской области от 30.11.2005 N 208-РМ “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории “Земли поселений“ территории Ленинского района Московской области“.

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 (зарегистрирован в Минюсте России 02.05.2007, регистрационный N 9370), далее - Методические указания, а также ранее применявшаяся Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (не действует в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 10.05.2007 N 150), предусматривают применение указанного удельного показателя кадастровой стоимости для земель для определения кадастровой стоимости земельных участков под жилыми домами многоэтажной застройки и жилой застройки повышенной этажности (земельные участки,
предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки).

Однако кадастровые сведения об участках не позволяют обоснованно подтвердить, что участки предназначены для размещения домов многоэтажной жилой застройки, поскольку имеющиеся в кадастровых делах документы - основания внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании участков не содержат однозначного указания на такой вид допустимой градостроительной деятельности.

В материалах дела отсутствуют доказательства застройки принадлежащих ООО “Миранда“ земельных участков, в том числе объектами многоэтажной жилой застройки.

Методические указания и Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, для целей определения кадастровой стоимости земельных участков не предусматривают в составе типовых видов разрешенного использования земель населенных пунктов такой вид как “под жилищное строительство“ (без указания характера соответствующей градостроительной деятельности).

Как сообщило Управление Роснедвижимости по Московской области, для определения группы видов разрешенного использования участков в целях расчета их кадастровой стоимости Управлением Роснедвижимости по Московской области направлен запрос в администрацию Ленинского муниципального района Московской области, о чем сообщалось истцу (т. 2 л.д. 24 - 25).

Однако до настоящего времени, ответа от администрации не последовало.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, не могут быть обоснованно подтверждены документами кадастровых дел о характеристиках этих участков.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся
в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 “Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости“ функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.

В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 1.1 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39 (далее по тексту - Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по
исполнению государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“ (далее по тексту - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2 Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).

Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.

Как видно из материалов дела, 30.11.2005 Министерством экологии и природопользования Московской области принято распоряжение N 208-РМ “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, относящихся к категории “Земли поселений“ на территории Ленинского района Московской области“ (л.д. 30 - 35 т. 1).

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:06 04 03:129, 50:21:05 04 02:214 указанным распоряжением не утверждалась.

Учитывая изложенное выше, а также то обстоятельство, что в целях определения кадастровой стоимости перечисленных земельных участков Управлением Роснедвижимости по Московской области были применены удельные показатели кадастровой стоимости для земель под домами многоэтажной застройки, не соответствующие видам разрешенного использования названных участков, арбитражный апелляционный суд считает, что внесение в реестр оспариваемых сведений является неправомерным.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В связи с изложенным оснований для принятия доводов апелляционных жалоб и отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 01 апреля 2009 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-6698/09 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

С.К.ХАНАШЕВИЧ

Судьи

В.Ю.БАРХАТОВ

Н.В.ДИАКОВСКАЯ