Решения и определения судов

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 N 09АП-7153/2009-АК по делу N А40-84084/08-149-517 В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа уполномоченного органа в принятии к исполнению комплекта документов для исполнения судебного акта отказано правомерно, поскольку в материалы дела представлены доказательства того, что исполнительный лист подлежит исполнению иным уполномоченным органом.

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2009 г. N 09АП-7153/2009-АК

Дело N А40-84084/08-149-517

Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2009 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захарова С.Л.,

судей: Москвиной Л.А., Якутова Э.В.,

при ведении протокола помощником судьи Марновой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП “СУ МР“ на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2009 по делу N А40-84084/08-149-517, судьи Лукашовой О.В.,

по заявлению ФГУП “СУ МР“ к Министерству финансов РФ

третье лицо: Министерство обороны РФ о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя: Федоров А.Р., по дов. от 30.07.2008,
от ответчика: не явился, извещен;

от 3-го лица: не явился,
извещен.

установил:

ФГУП “СУ МР“ (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов РФ, связанных с отказом в принятии к исполнению и возвращении комплекта документов для исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2008 по делу А40-9159/08-24-81 и обязании Министерства финансов РФ принять от ФГУП “СУ МР“ надлежащим образом оформленный комплект документов, указанный в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд мотивировал свои выводы тем, что в данном случае подлежит применению порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, который установлен статьей 242.3 БК РФ.

Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что полномочия по исполнению судебных актов, предусматривающих взыскание с Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих взыскание с казны Российской Федерации в соответствии со ст. 161 БК РФ наделено только Министерство Финансов РФ.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.

В судебное заседание не явились представители ответчика и третьего лица, при этом суд, располагая доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания, в отсутствие возражений со стороны заявителя, рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции полностью, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять
по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе.

Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы 28.04.2008 по делу N А40-9159/08-24-81 по заявлению ФГУП “СУ МР“ к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ Арбитражный суд г. Москвы взыскал с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП “СУ МР“ 4.315.967,69 рублей в порядке субсидиарной ответственности.

Для принудительного исполнения указанного решения Арбитражным судом г. Москвы ФГУП “СУ МР“ выдан исполнительный лист N 666409.

Указанный исполнительный лист с приложенными документами был направлен заявителем в Министерство финансов Российской Федерации.

Рассмотрев представленные документы, Министерство финансов РФ Письмом от 10.09.2008 N 08-05-14/9748 возвратил исполнительный лист N 666409 и приложенные к нему документы без исполнения со ссылкой на п. 1 ст. 242.2 и п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту также - БК РФ), согласно которым в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета
лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном БК РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что, принимая оспариваемое решение и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно руководствовался положениями бюджетного законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ в Министерство финансов РФ направляются исполнительные листы о взыскании денежных средств по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств Федерального бюджета).

Материалами дела установлено, что задолженность по решению Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2008 по делу N А40-9159/08-24-81 (л.д. 41 - 42) взыскана за счет казны Российской Федерации с Российской Федерации в лице Министерства обороны России в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения - Воинской части N 92741 (141 УКС ВВС МО РФ).

Данное обстоятельство подпадает под исключение, предусмотренное п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, следовательно, исполнительный лист по делу N А40-9159/08-24-81 не подлежит исполнению Министерством финансов РФ.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2008 подлежит исполнению в соответствии со статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания
на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В связи с изложенным судом первой инстанции, вопреки доводам в апелляционной жалобе об обратном, сделан правильный вывод о том, что у ответчика имелись основания для возвращения исполнительного документа.

Более того, как следует из совместного Письма Минфина России (N 08-00-02-89 от 17.09.2008) и Федеральным казначейства (N 42-7.1-15/92-423 от 17.09.2008) в настоящее время установлено, что в порядке, предусмотренном 242.3 БК РФ подлежат исполнению исполнительные документы органами Федерального казначейства, если исполнительные документы выданы на основании судебных актов, мотивировочная или резолютивная часть которых предусматривает взыскание денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с главного распорядителя средств соответствующего бюджета за счет казны, что имеет место в настоящем деле.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266 - 269 и 271 АПК РФ суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2009 по делу N А40-84084/08-149-517 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в
течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:

С.Л.ЗАХАРОВ

Судьи:

Л.А.МОСКВИНА

Э.В.ЯКУТОВ