Решения и определения судов

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2009 по делу N А46-5579/2009 По делу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени и штрафа.

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 августа 2009 г. по делу N А46-5579/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2009 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Золотовой Л.А.,

судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моисеенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4501/2009) инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2009 по делу N А46-5579/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска к Государственному учреждению культуры
“Омский государственный цирк“ о взыскании 1955971 руб. 66 коп. недоимки по земельному налогу, пени и штрафа,

при участии в судебном заседании представителей:

от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска - Пронина Т.А. (паспорт серия <...>, доверенность N 01-01/30531 от 10.08.2009 сроком действия на 1 год);

от Государственного учреждения культуры “Омский государственный цирк“ - Агафонова Е.Ф. (паспорт серия <...>, доверенность от 13.03.2009 сроком действия на 1 год);

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска, заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения культуры “Омский государственный цирк“ г. Омска (далее - ГУК “Омский госцирк“, учреждение, заинтересованное лицо, налогоплательщик) 1 955 971 руб. 66 коп., из которых 1509 985 руб. - недоимка по земельному налогу за 2007 год, 143 989 руб. 66 коп. - пени, исчисленные за несвоевременную уплату земельного налога, 301 997 руб. - штраф за неполную уплату земельного налога за 2007 год.

Решением от 29.05.2009 по делу N А46-5579/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявленного ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска требования.

При этом, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о том, что налоговым органом не представлено надлежащих доказательств нахождения в пользовании у ГУК “Омский госцирк“ земельного участка, в отношении которого произведено доначисление налога, что в силу положений статей 388, 389, 396 Налогового кодекса российской Федерации (далее - НК РФ) исключает обязанность учреждения по уплате налога. Поскольку земельный участок
с кадастровым номером 55:36:09 02 05:0143, находящийся до 04.06.2007 г. у учреждения в бессрочном пользовании, в 2007 году был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 55:36:09 02 05:3087 и 55:36:09 02 05:3088, которые учреждению в пользование на каком-либо праве не представлялись, размер земельного налога, указанный в решении налогового органа N 13574, не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате указанного налога.

В апелляционной жалобе ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска просит решение арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявленного ею требования отменить, принять по делу новый судебный акт со ссылкой на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

По мнению подателя жалобы, при вынесении решения N 13574 от 05.11.2008 г., налоговый орган правомерно руководствовался положениями ст. 389, 396 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми налоговая база по земельному налогу определяется налогоплательщиком в соответствии с данными государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Поскольку на 01.01.2007 г. в государственном реестр сведений о каких-либо изменениях в отношении спорного земельного участка (с кадастровым номером 55:36:09 02 05:0143) не вносилось, обязанность ГУК “Омский Госцирк“ по уплате земельного налога на протяжении всего налогового периода (2007 г.) оставалась неизменной. Подателем апелляционной инстанции также указано на неправомерное не принятие во внимание при исследовании доказательственной базы выписки из государственного кадастра недвижимости от 12.03.2009 г., согласно которой земельный участок под кадастровым номером 55:36:090205:3088 используется для эксплуатации здания цирка, а также письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.09.2009 N ТУ-3433, в соответствии с текстом которого до
06.06.2008 земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3087 был закреплен за ГУК “Омский госцирк“ на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Изложенное в совокупности, по мнению Инспекции, в полной мере доказывает наличие у учреждения обязанности уплатить земельный налог за 2007 год.

В заблаговременно представленном в апелляционный суд отзыве и устном выступлении в судебном заседании представитель ГУК “Омский госцирк“ отклонил доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Инспекции заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области N 07-06/3553 от 07.07.2009 с кадастровыми планами на спорные земельные участки.

Представитель ГУК “Омский госцирк“ в судебном заседании представила копию свидетельства N 565289 от 24.10.2007 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3088 за Российской Федерацией.

Данный документ, по мнению учреждения, подтверждает отсутствие у ГУК “Омский госцирк“ зарегистрированного права собственности за данный земельный участок.

При этом, представитель учреждения пояснила, что представленный в суд апелляционной инстанции документ представлялся в суд первой инстанции, однако, причин неприобщения его к материалам дела пояснить не смогла.

Принимая во внимание пункт 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении в арбитражном суде апелляционной инстанции“, а также учитывая, что вышеперечисленные доказательства имеют существенное значение, суд апелляционной инстанции считает возможным приобщить к материалам дела копию письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области N 07-06/3553 от 07.07.2009 с кадастровыми планами на спорные
земельные участки, а также копию свидетельства N 565289 от 24.10.2007 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3088, и дать оценку обстоятельствам дела с учетом данных доказательств, обладающих признаками относимости и допустимости.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзыв на жалобу, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд Омской области с заявленными требованиями об уплате недоимки по земельному налогу за 2007 г. послужило представление ГУК “Омский госцирк“ уточненной налоговой декларации по указанному налогу и выявленные в ходе камеральной проверки нарушения при определении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

В ходе проверки установлено, что в декларации учреждение указало в качестве объекта налогообложения земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 05:0143, налоговая база определена в размере 134220870 руб., заявлена льгота в виде освобождения от уплаты налога, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2007 год, составила 0 руб.

По окончанию проверки составлен акт от 30.09.2008 N 7528 которым установлено, что льгота учреждением заявлена необоснованно, на основании которого и других материалов проверки заместителем начальника инспекции 05.11.2008 принято решение N 13574, которым ГУК “Омский госцирк“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неполную уплату земельного налога за 2007 год в результате не правильного исчисления налога в виде штрафа составившего 301997 руб., доначислен к уплате налог в сумме 1509985 руб., а также исчислены пени за его несвоевременную уплату в сумме 143989 руб. 66 коп.

Требованием N 4980
об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 09.12.2008 налоговый орган предложил учреждению в срок до 22.12.2008 уплатить доначисленные решением N 13574 налог, пени и штраф.

Требование ГУК “Омский госцирк“в добровольном порядке исполнено не было. В связи с тем, что учреждению открыты счета в органах Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, взыскании денежных средств с которых осуществляется на основании исполнительных документов, выданных судом, инспекция обратилась в Арбитражный суд Омской области с настоящим требованием.

29.05.2009 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда первой инстанции в части, исходя из следующих обстоятельств рассматриваемого спора и повторного исследования имеющихся в материалах дела и представленных в суд апелляционной инстанции доказательств.

С 1 января 2006 года в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ вступила в силу глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации “Земельный налог“.

Пункт 1 статьи 388 НК РФ устанавливает, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пункту 2 данной статьи не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в
пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Таким образом, в силу изложенных норм Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог уплачивают лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (ФЗ N 122-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право (ГК РФ) собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу пункта 1 статьи 2 ФЗ N 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Анализ указанных норм гражданского и земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что поскольку лицо, считается обладающим земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения с момента государственной регистрации за ним одного из указанных прав, то и обязанность уплачивать земельный налог у него возникает именно с момента государственной регистрации права на земельный участок.

Кроме того,
на основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации“ в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 7297/08.

Как следует из материалов дела, Инспекция, исходя из наличия у ГУК “Омский госцирк“ на праве бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:143, в ходе камеральной проверки исчислила сумму земельного налога за 2007 год в размере 2 013 313 руб. (134220870 (кадастровая стоимость данного земельного участка)*1,5%). С учетом доначисленного учреждению решением N 2180 от 23.06.2008 авансового платежа за 3 квартал 2007 года в размере 503 328 руб., сумма земельного налога
за 2007 год, подлежащая взысканию, составила 1 509 985 руб.

Однако, из представленных документов следует, что 04.06.2007 в Государственный кадастр недвижимости были внесены данные об образовании из ранее названного земельного участка новых земельных участков: кадастровый номер 55:36:090205:3088, площадью 20654 кв. м, разрешенное использование для общественно-деловых целей, для эксплуатации цирка и кадастровый номер 55:36:090205:3087, площадью 411 кв. м, разрешенное использования для строительства детского кафе.

Как было выше сказано, объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

При этом ст. 11.2 ЗК РФ указывает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Свидетельством о государственной регистрации права серия 55 АВ N 565289 от 24.19.2007 было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3088, площадью 20654 кв. м. ГУК “Омский государственный цирк“ Российская Федерация данный земельный участок ни на каком праве не предоставляла и, соответственно, у учреждения отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право на земельный участок, т.е. отсутствуют достаточные условия для наличия налоговой базы по земельному налогу.

Второй земельный участок с кадастровым номером 55:36:090205:3087, площадью 411 кв. м изменил свое разрешенное
использование и был предоставлен под строительство ООО “Музыка и кино“, что в силу земельного законодательства влечет его предоставление в аренду на период строительства.

Таким образом, образование 04.06.2007 года новых земельных участков прекратило существование ранее предоставленного земельного участка.

В силу вышеизложенных норм права и приведенного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 7297/08 само по себе нахождение здания цирка на территории большего из двух образованных земельных участков не порождает безусловную обязанность уплачивать земельный налог с данного участка.

В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что у ГУК “Омский госцирк“ существовала обязанность по уплате земельного налога за 2007 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:090205:143 за период с 01.01.2007 по 01.06.2007 г. в размере 845 591 руб. (134220870 (кадастровая стоимость данного земельного участка) x 1,5% x 0,42 (коэффициент 5 мес./12 мес.)). С учетом фактически уплаченного учреждением земельного налога 2007 года в размере 503 328 руб. (платежные поручения от 30.09.2008 N 555, от 06.10.2008 N 567, от 21.10.2008 N 616, от 31.10.2008 N 651, от 11.11.2008 N 662, от 25.11.2008 N 695, от 01.12.2008 N 706), сумма указанного налога за 2007 год, подлежащая взысканию, составляет 342 263 руб. (845591 - 503328).

Также, суд апелляционной инстанции считает, что с ГУК “Омский госцирк“ подлежит взысканию штраф за неуплату данного налога по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 68 452 руб. 60 коп. и пени в соответствующем сумме взыскиваемого налога сумме.

В связи с чем требования ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска о взыскании недоимки, пени, штрафа по земельному налогу в вышеуказанной части подлежат удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - частичной отмене.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 29.05.2009 по делу N А46-5579/2009 в части отказа в удовлетворении заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска требований о взыскании с государственного учреждения культуры “Омский государственный цирк“ г. Омска недоимки по земельному налогу за 2007 год в сумме 342 263 руб., пеней, исчисленных за несвоевременную уплату данной суммы земельного налога, штрафа за неполную уплату земельного налога за 2007 год в размере 68 452 руб. 60 коп., отменить, приняв в этой части новый судебный акт о удовлетворении заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска требований.

В связи с чем резолютивную часть Решения Арбитражного суда Омской области от 29.05.2009 по делу N А46-5579/2009 изложить в следующей редакции:

Заявленные Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска требования удовлетворить частично.

Взыскать с государственного учреждения культуры “Омский государственный цирк“ (ОГРН 1025500994650, ИНН 5504005053, КПП 550401001, местонахождение: 644012, г. Омск, пр. Маркса, д. 43 Б) в доход соответствующего бюджета недоимку по земельному налогу за 2007 год в размере 342 263 руб., пени, исчисленные за несвоевременную уплату данной суммы земельного налога, штраф за неполную уплату земельного налога за 2007 год в размере 68 452 руб. 60 коп.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи

О.А.СИДОРЕНКО

Н.А.ШИНДЛЕР