Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.12.2009 по делу N А19-27706/09-52 Суд отказал в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, поскольку установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины заявителем не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 декабря 2009 г. по делу N А19-27706/09-52

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “ИлимСибЛес“

к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству

третье лицо: Открытое акционерное общество “Группа “Илим“

о признании незаконным и отмене постановления

при участии в заседании:

от заявителя: представитель по доверенности Смолянская Е.Н.;

от административного органа: не присутствовал;

от третьего лица: не присутствовал;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ИлимСибЛес“ (далее - ООО “ИлимСибЛес“, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления
о назначении административного наказания N 023-38-19/09 от 26.10.2009 года территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (далее - Северное лесничество, административный орган).

Северное лесничество и ОАО “Группа “Илим“ надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

Дело рассматривается в порядке п. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие представителей административного органа и третьего лица.

Из оспариваемого постановления следует, что обществом в квартале 130 деляна 1 Капаевской дачи, квартале 130 деляна 3 Капаевской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков, чем нарушило п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением о назначении административного наказания N 023-38-19/09 от 26.10.2009 года Северное лесничество ООО “ИлимСибЛес“ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 20 000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В обоснование заявленных требований ООО “ИлимСибЛес“ указало на то, что административным органом существенно нарушен порядок привлечения к административной ответственности, а при назначении административного наказания Северным лесничеством не установлен состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.32 КоАП РФ.

Северное лесничество с доводами заявителя не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав представителя общества и исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему выводу.

В соответствии с п. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно п. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий.

Порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизведением лесов (далее - государственный контроль и надзор) установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 года N 394.

Согласно указанному Положению государственный контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизведения лесов, согласно постановлению Администрации Иркутской области от 31.10.2007 года N 237-па “Об агентстве лесного хозяйства Иркутской области“, является Агентство лесного хозяйства Иркутской области, в функции которого, в том числе, входит осуществление государственного лесного контроля и надзора. Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения Агентства, обладающие правами юридического лица. Северное лесничество является территориальным управлением агентства
лесного хозяйства Иркутской области.

Из материалов дела следует, что между ОАО “Группа “Илим“ и территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству заключен договор аренды лесного участка N 91-22-20/08 от 24.12.2008 года, в соответствии с которым ОАО “Группа “Илим“ передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины, в том числе при проведении рубок спелых и перестойных насаждений.

Согласно договору субаренды лесного участка N 033/122 от 31.12.2008 года, ОАО “Группа “Илим“ передало в субаренду ООО “ИлимСибЛес“ по договору аренды лесного участка N 91-22-20/08 от 24.12.2008 года лесной участок для использования в целях заготовки древесины, в том числе при проведении рубок спелых и перестойных насаждений.

Как следует из материалов дела, заведующим мастерским участком Зелиндинско-Катинского участкового лесничества Терещенко В.М. при проведении проверки соблюдения договора аренды лесного участка от 24.12.2008 года N 91-22-20/08 ООО “Группа “Илим“ в Зелиндинско-Катинском участковом лесничестве Капаевской дачи установлено, что в квартале 130 деляна 1 площадью 20,4 га и в квартале 130 деляна 3 площадью 15,9 га обществом не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков, о чем была составлена служебная записка от 12.08.2009 года на имя начальника территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству Ковалева В.Н.

Приказом N 93 от 19.08.2009 года заместителя начальника территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству Зарубиной Т.Л. на основании служебной записки начальника участкового лесничества Терещенко В.М. назначено проведение проверки в период с 01.09.2009 года по 10.09.2009 года в отношении ООО “Группа “Илим“.

Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ (далее - Закон от 26.12.2008 года N 294-ФЗ) урегулированы отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).

В соответствии со ст. 10 Закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Таким образом, основанием для внеплановой проверки явилась служебная записка должностного лица органа
государственного контроля о возникновении угрозы причинения вреда растениям, окружающей среде, угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного характера.

В соответствии с п. 16 ст. 10 Закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Уведомлением N 788 от 19.08.2009 года Северное лесничество уведомило ОАО “Группа “Илим“ о проведении внеплановой проверки, о чем свидетельствуют копии уведомлений о вручении почтового отправления N 96553, N 96554, а также копия телеграммы, которая была вручена секретарю Кольцовой.

В ходе проведения проверки, должностными лицами административного органа были установлены нарушения в квартале 130 деляна 1 площадью 20,4 га и в квартале 130 деляна 3 площадью 15,9 га Капаевской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества обязательных требований, а именно: пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 004-1/09 от 10.09.2009 года., составленном в отношении ОАО “Группа Илим“.

При проведении проверки Северным лесничеством установлено, что фактически рубку лесных насаждений осуществлял субарендатор лесного участка - ОАО “ИлимСибЛес“.

Сведения о совершении указанного правонарушения ОАО “ИлимСибЛес“ отражены в протоколе об административном правонарушении N 025-38-19/09 от 11.09.09 г., составленном после установления факта осуществления рубок лесных насаждений в квартале 130 деляна 1 площадью 20,4 га и в квартале 130 деляна 3 площадью 15,9 га Капаевской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества ОАО “ИлимСибЛес“.

Согласно пункту 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными
лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно правилам производства по делам об административных правонарушениях, установленным в главах 28 и 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), назначение административного наказания без составления протокола об административном нарушении не допускается, кроме случаев, прямо указанных в статьях 28.4 и 28.6 Кодекса. Правонарушение, предусмотренное статьей 8.32 Кодекса, к таким случаям законом не отнесено, поэтому применение административного наказания за подобное правонарушение возможно только при наличии протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние
конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.

Судом установлено, что административным органом соблюдены все требования составления протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 КоАП РФ.

Извещением N 868 от 04.09.2009 года административный орган уведомил ООО “ИлимСибЛес“ о том, что 11.09.2009 года в 11-00 состоится составление протокола об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 КоАП РФ. Извещение было получено ООО “ИлимСибЛес“ 07.09.2009 года, о чем свидетельствует копия уведомления о вручении почтового отправления N 97923.

В указанное время и место представитель общества для составления протокола не явился, в связи с чем 11.09.2009 года государственным лесным инспектором Северного лесничества Кондратенко А.Н. был составлен протокол N 025-38-19/09 об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с п. 3, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а
также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Поскольку законный представитель общества не явился в назначенное время и место для составления протокола, копия протокола N 025-38-19/09 от 11.09.2009 года об административном правонарушении была направлена в адрес общества 11.09.2009 года вместе с сопроводительным письмом N 890 от 11.09.2009 года, в котором ООО “ИлимСибЛес“ были разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Письмо и протокол получены заявителем 14.09.2009 года, о чем свидетельствует штамп представителя в уведомлении о вручении почтового отправления N 98032.

Уведомлением N 903 от 14.09.2009 года Северное лесничество известило заявителя о рассмотрении дела об административном правонарушении на 25.09.2009 года в 10-00 час. Уведомление получено ООО “ИлимСибЛес“ 18.09.2009 года, о чем свидетельствует штамп представителя в уведомлении о вручении почтового отправления N 98126.

ООО “ИлимСибЛес“ 25.09.2009 года обратилось в административный орган с ходатайством о направлении в его адрес копии акта проверки и отложении рассмотрения дела, необходимого для ознакомления с актом проверки и соответствующими материалами.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 25.1, п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Определением о продлении сроков производства по делу об административном правонарушении N 017 от 25.09.2009 года Северным лесничеством удовлетворено ходатайство общества отложении рассмотрения дела. Рассмотрение дела назначено на 09.10.2009 года в 11-00 час.

Сопроводительным письмом N 927 от 28.09.2009 года административный орган направил в адрес ООО “ИлимСибЛес“ акт проверки N 004-1/09 от 10.09.2009 года.

Сопроводительное письмо N 927 и определение N 017 были получены заявителем 01.10.2009 года, о чем свидетельствуют копии уведомлений о вручении почтового отправления N 98523, N 98524.

ООО “ИлимСибЛес“ 09.10.2009 года обратилось в Северное лесничество с ходатайством N 210-17/548 об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с тем, что акт проверки им был получен 01.10.2009 года, тогда как согласно п. 12 ст. 16 Закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ юридическое лицо свои возражения в отношении акта проверки вправе представить соответствующему органу государственного контроля (надзора) в течение 15 дней с даты получения акта.

Определением о продлении сроков производства по делу об административном правонарушении N 019 от 09.10.2009 года административный орган назначил рассмотрение административного дела на 26.10.2009 года в 14-30 час., о чем общество было извещено 14.10.2009 года согласно копии уведомления о вручении почтового отправления N 307.

26.10.2009 года заявитель представил в Северное лесничество письмо N 210-17/568 от 23.10.2009 года, из которого следует, что общество не имеет возможности представить свои возражения на акт проверки, поскольку акт составлен в отношении ОАО “Группа “Илим“.

Постановление N 023-38-19/09 о назначении административного наказания ООО “ИлимСибЛес“ по делу об административном правонарушении принято Северным лесничеством 26.10.2009 года.

В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно подпункту “а“ пункта 12 Договора субаренды лесного участка N 033/122 от 31.12.08 г. ООО “ИлимСибЛес“ обязано использовать лесной участок по назначению и в соответствии с лесным законодательством.

Должностными лицами административного органа в ходе проверки установлено, что ООО “ИлимСибЛес“ при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 20,4 га и 15,4 га в квартале 130 деляны 1 и 3 Капаевской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества.

Данный факт обществом по существу не оспаривается. Доказательств того, что места рубок от порубочных остатков при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины на площади 20,4 га и 15,4 га в квартале 130 деляны 1 и 3 Капаевской дачи Зелиндинско-Катинского участкового лесничества были очищены, заявителем не представлено.

При этом административным органом представлены материалы административного дела, из которых усматривается нарушение обществом обязательных требований лесного законодательства при заготовке древесины, а именно - п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417. Совершение правонарушения подтверждают следующие доказательства: служебная записка начальника отдела Зелендинско-Катинского участкового лесничества Терещенко В.М. от 12.08.09 г.; схемы площади неочищенной от порубочных остатков в квартале 130 деляна N 1 S = 20,4 га и N 3 S = 15,9 га Капаевской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества Северного лесничества; протокол N 025-38-19/09 от 11.09.09 г. об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Северное лесничество правомерно привлекло заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.32 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из оспариваемого постановления следует, что при назначении административного наказания Северным лесничеством учтено смягчающее административное наказание обстоятельство - сведения о привлечении к административной ответственности за аналогичные правонарушения в сроки, предусмотренные ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ отсутствуют, отягчающих административное наказание обстоятельств не установлено, в связи с чем административным органом назначено административное наказание, предусмотренное за данное правонарушение, в минимальном размере - 20 000 руб.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования ООО “ИлимСибЛес“ о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 023-38-19/09 от 26.10.2009 года Северного лесничества необоснованны. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия и по истечении указанного срока вступает в законную силу.

Судья

Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА