Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.11.2009 по делу N А19-21430/09-50 В удовлетворении требования о признании незаконными действий расчетно-кассового центра, выразившихся в возврате без исполнения постановления судебного пристава об обращении взыскания на денежные средства, и обязании исполнить данное постановление отказано, поскольку указанным постановлением судебного пристава взыскание на денежные средства обращено неправомерно, следовательно, оспариваемые действия расчетно-кассового центра законны.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 ноября 2009 г. по делу N А19-21430/09-50

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду “...объявлена 29 октября 2009 г.“, а не “...объявлена 29 ноября 2009 г.“.

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 02 ноября 2009 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества “Восточно-Сибирская факторинговая компания“

к Центральному банку Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Иркутской области и расчетно-кассового центра г. Усолье-Сибирское

о признании незаконными действий (бездействия), обязании исполнить постановление судебного пристава-исполнителя, взыскании
судебных расходов,

третьи лица:

Усольский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области;

судебный пристав-исполнитель Литвинова Н.К.;

Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области;

Администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское;

при участии в судебном заседании

от заявителя: генеральный директор Дмитриев И.А., приказ N 4-лс от 09.10.2006 г., представитель Кокоянин С.А., доверенность от 27.08.2009 г.;

от заинтересованного лица: Прокофьева В.Б., доверенность от 20.12.2007 г. N 8, Московских М.В., доверенность от 11.04.2008 г. N 56;

от третьего лица (Усольский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области): не явились;

судебный пристав-исполнитель Литвинова Н.К.: не явилась;

от третьего лица (Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области): не явились;

от третьего лица (Администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское): Шаипова Л.Р., доверенность от 03.06.2009 г.;

установил:

Закрытое акционерное общество “Восточно-Сибирская факторинговая компания“ (далее - ЗАО “ВСФК“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) расчетно-кассового центра г. Усолье-Сибирское, выразившихся в возврате без исполнения постановления судебного пристава-исполнителя от 18.09.2009 г. об обращении взыскания на денежные средства, обязании расчетно-кассового центра г. Усолье-Сибирское исполнить постановление судебного пристава-исполнителя от 18.09.2009 г. об обращении взыскания на денежные средства, взыскать с ответчика судебные расходы, в том числе, расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.

В обоснование заявленных требований общество указало, что в производстве судебного пристава-исполнителя Литвиновой Н.К. находится исполнительное производство N 25/36/46521/26/2009 о взыскании с муниципального образования г. Усолье-Сибирское в лице Администрации муниципального образования в пользу ЗАО “Восточно-Сибирская факторинговая компания“ долга в размере 4 609 346 руб.

18.09.2009 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете
N 40703810900003000001 финансового управления Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское, открытом в расчетно-кассовом центре г. Усолье-Сибирское, в пределах суммы 4 609 346 руб. Указанное постановление направлено для исполнения в расчетно-кассовый центр г. Усолье-Сибирское.

24.09.2009 г. письмом от 18.09.2009 г. N 41-3-49/1201 расчетно-кассовый центр г. Усолье-Сибирское возвратил постановление без исполнения.

Полагая, что действия расчетно-кассового центра г. Усолье-Сибирское по возврату постановления об обращении взыскания на денежные средства противоречат положениям статей 68, 70 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“, статье 242.2 Бюджетного кодекса РФ, заявитель просил признать их незаконными, обязать расчетно-кассовый центр г. Усолье-Сибирское исполнить требования постановления от 18.09.2009 г. об обращении взыскания на денежные средства. Кроме того, заявитель в соответствии со статьей 110 АПК РФ просил отнести на ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. и расходы по оплате услуг представителя в сумме 50 000 руб., уплаченных представителю Кокоянину С.А. на основании договора об оказании юридических услуг от 25.09.2009 г.

В судебном заседании представители ООО “ВСФК“ заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к нему.

Представитель Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское с заявленными требованиями не согласился.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, заявило о рассмотрении дела в его отсутствие.

Усольский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области в лице старшего судебного пристава-исполнителя Бухарова И.Е.,
а также судебный пристав-исполнитель Литвинова Н.К., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно решению Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008 г. по делу N А19-13369/07-58 с Муниципального образования г. Усолье-Сибирское (далее - МО г. Усолье-Сибирское) в пользу ООО “Жилсервис“ взыскано 4 609 346 руб. убытков, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

09.09.2008 г. между ООО “Жилсервис“ и ЗАО “ВСФК“ заключен договор уступки права требования, согласно которому ООО “Жилсервис“ уступило ЗАО “ВСФК“ в полном объеме свое требование к МО г. Усолье-Сибирское.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 02.10.2008 г. по делу N А19-13369/07-58 установлено процессуальное правопреемство: ООО “Жилсервис“ заменен его правопреемником - ЗАО “ВСФК“.

Определением от 27.07.2009 г., вынесенным по делу N А19-13369/07-58, дано разъяснение исполнительного листа N 15192 от 06.10.2008 г., в соответствии с которым органом, уполномоченным от имени Муниципального образования города Усолье-Сибирское осуществлять права и исполнять обязанность в исполнительном производстве, выступает Администрация Муниципального образования города Усолье-Сибирское.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов по Иркутской области от 04.08.2009 г. возбуждено исполнительное производство N 25/36/46521/26/2009 о взыскании с должника: Администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское в пользу взыскателя: ЗАО “ВСФК“ долга в размере 4 609 346 руб.

На основании постановления об обращении взыскания на денежные средства от 18.09.2009 г. приставом обращено взыскание на денежные средства в пределах 4 609 346 руб., находящиеся на счете
N 40703810900003000001.

Письмом от 18.09.2009 г. N 41-3-49/1201 расчетно-кассовый центр г. Усолье-Сибирское возвратил названное постановление без исполнения, указав, что Банк России, равно как и его расчетные подразделения, не является органом, осуществляющим открытие и ведение счетов Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское. Обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений необходимо производить в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Суд полагает, что действия расчетно-кассового центра г. Усолье-Сибирское по возврату без исполнения постановления от 18.09.2009 г. соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ, а не пункт 2 статьи 239.

Согласно пункту 2 статьи 239 Бюджетного кодекс РФ (далее - БК РФ) иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами задолженность в размере 4 609 346 руб. взыскана на основании судебного акта с муниципального образования города Усолье-Сибирское за счет казны муниципального образования.

Согласно статье 242.1 БК
РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В силу пункта 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, исполнительный лист, копия судебного акта, а также заявление взыскателя направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Положения части 3 статьи 217 БК РФ прямо устанавливают возможность внесения изменений в бюджетную роспись в соответствии с решением руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета.

Казну муниципального образования в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ
составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Средства местного бюджета, как и бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на единый счет бюджета и расходуются с единого счета бюджета в соответствии с принципом единства кассы и подведомственности расходов, закрепленным в статье 215.1 БК РФ, определяющей основы исполнения бюджета.

Средства местных бюджетов учитываются на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета на балансовом счете N 40204 “Средства местных бюджетов“ (пункт 4.11 Плана счетов бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации), которые в свою очередь для кассового исполнения бюджетов бюджетной системы РФ открывают счета в Банке России в соответствии с частью 6 статьи 215.1 БК РФ.

В данной ситуации средства бюджета муниципального образования г. Усолье-Сибирское учитываются на едином счете бюджета, открытом в Управлении Федерального казначейства Российской Федерации по Иркутской области.

Статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“ и статьей 23 Федерального закона от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ “О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“ предусмотрена возможность открытия и обслуживания в учреждениях Банка России счетов финансовых органов муниципальных образований для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных учреждений и полученными от приносящей доход деятельности.

Согласно информации по счетам, представленной в адрес судебного пристава-исполнителя начальником финансового управления Администрации МО г. Усолье-Сибирское 14.09.2009 г. N 15/5458, финансовому управлению в расчетно-кассовом центре г. Усолье-Сибирское открыты следующие счета:

счет N 40116810500000000004 - для обеспечения наличными денежными средствами бюджетополучателей;

счет N
40703810900003000001 - для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученных учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления муниципального образования города Усолье-Сибирское;

счет N 40302810400000000002 - для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации, утвержденному Центральным банком Российской Федерации от 01.01.2006 г. N 66-П, на счете N 40703 открываются счета организациям, финансируемым из местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

В соответствии с “Порядком осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение“, утвержденным Постановлением Главы Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское от 08.02.2008 г. N 166, средства, поступающие во временное распоряжение, учитываются на лицевых счетах, открытых бюджетным учреждениям в финансовом органе на балансовом счете N 40302 “Счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных организаций“ / N 40703 “счет для учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности“.

Для открытия счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение, финансовый орган администрации г. Усолье-Сибирское представляет в учреждение Центрального банка Российской Федерации документы, необходимые для открытия банковского счета, в соответствии с установленными банковскими правилами.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного в статье 242.2 БК РФ, трехмесячного срока.

Сторонами не оспаривается, что судебный
акт о взыскании денежных средств с муниципального образования г. Усолье-Сибирское соответствующим финансовым органом в трехмесячный срок исполнен не был, в связи с чем, исполнительный лист был предъявлен взыскателем в службу судебных приставов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ “О судебных приставах“ (далее - Федеральный закон “О судебных приставах“) и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О судебных приставах“ судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом “Об исполнительном производстве“ и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Согласно положениям части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках возбужденного исполнительного производства, руководствуясь в своей деятельности законодательством об исполнительном производстве, не может определять иной порядок исполнения судебного акта по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы (в данном случае денежных средств бюджета муниципального образования), нежели установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2008 г. N 734-О-П “По жалобе гражданки В. на нарушение ее конституционных прав статьей 151 Гражданского Кодекса Российской Федерации“ при регулировании на
основании взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 71 (пункты “в“, “о“), 72 (пункт “б“ части 1), 76 (часть 1) и 124 Конституции Российской Федерации механизма исполнения судебных решений как неотъемлемой составляющей права на судебную защиту и самого правосудия федеральный законодатель устанавливает специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяя, таким образом, в качестве особых субъектов, в отношении которых может осуществляться исполнение судебных решений, публичные образования.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве общего правила принудительное обращение взыскания на бюджетные средства: согласно части 2 его статьи 239 обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства урегулирован в главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Из анализа положений пунктов 5, 6 статьи 242.2 и пункта 1 статьи 217 БК РФ следует, что Бюджетным кодексом РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по исполнению судебных актов. Иного порядка исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем неправомерно обращено взыскание на денежные средства, представляющие собою денежные средства, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, и находящиеся на счете, открытом финансовому управлению в расчетно-кассовом центре г. Усолье-Сибирское (структурное подразделение Банка России, действующее в составе Главного управления Банка России по Иркутской области). Следовательно, расчетно-кассовый центр г. Усолье-Сибирское, возвращая без исполнения постановление судебного пристава-исполнителя от 18.09.2009 г., незаконных действий не осуществлял.

В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку судебный акт принят не в пользу заявителя, оснований, предусмотренных статьей 110 АПК РФ для взыскания понесенных им судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Г.ПОЗДНЯКОВА