Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2009 по делу N А19-18123/09-52 Заявление о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных законом и необходимых для государственной регистрации документов удовлетворено, поскольку заявителем представлены все необходимые документы, следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2009 г. по делу N А19-18123/09-52

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2009 года

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2009 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Агат“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области

о признании недействительными решений

при участии представителей:

от заявителя: представитель по доверенности Черемных Е.Н.;

от налогового органа: представитель по доверенности Коротаева В.Н.;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Агат“ (далее - ООО “Агат“, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными
решений от 01.07.2009 года “Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов“ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция, регистрирующий орган).

Как следует из материалов дела, ООО “Агат“ в налоговый орган 24.06.2009 года представлены заявления:

- о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (входящий номер 8427А формы Р14001);

- о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (входящий номер 8428А формы Р13001).

Вместе с заявлениями обществом были представлены: решение участника N 2 от 23.06.2009 года, решение участника N 3 от 23.06.2009 года, Устав в новой редакции, утвержденный решением учредителя N 3 от 23.06.2009 года, договор купли-продажи доли в Уставном капитале ООО “Агат“ от 23.06.2009 года, документ об уплате государственной пошлины.

Решениями от 01.07.2009 года регистрирующий орган принял решения “Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов“.

Не согласившись с принятыми решениями, общество обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными, о понуждении налогового органа устранить допущенные нарушения и произвести государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных (и не связанных) с внесением изменений в учредительные документы в отношении ООО “Агат“.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что ООО “Агат“ в соответствии
с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ представило в налоговый орган необходимые документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Регистрирующий орган в представленном отзыве указал на то, что при рассмотрении представленных ООО “Агат“ документов установлено, что заявление N Р13001 и заявление

N Р14001 представлены в связи с изменением адреса и состава участников ООО “Агат“. Указанные изменения представлены на основании заключенного 23.06.2009 года между Юрчак Л.В. и Донец Е.Н. договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО “Агат“, в результате которого продавец - Юрчак Л.В. продает, а покупатель - Донец Е.Н. приобретает долю в уставном капитале ООО “Агат“. 23.06.2009 года Донец Е.Н. в г. Иркутске принял решение возложить на себя обязанности директора и главного бухгалтера ООО “Агат“. Вместе с тем, Донец Е.Н. зарегистрирован в качестве единственного участника и руководителя в тридцати семи юридических лицах, территориально значительно отдаленных от адреса (места нахождения) ООО “Агат“. При этом спектр видов экономической деятельности, осуществляемых данными организациями весьма широк, а адрес регистрации Донец Е.Н. по месту жительства (Чувашская Республика, город Чебоксары, бульвар Юности, дом 17, квартира 96) свидетельствует об отсутствии реальной возможности исполнения Донец Е.Н. функций исполнительного органа, что дает основания полагать, что документы о назначении Донец Е.Н. руководителем ООО “Агат“ представлены в регистрирующий орган без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, нести права и обязанности в соответствии с Законом N 14-ФЗ от 08.02.1998 года “Об обществах с ограниченной ответственностью“.

Кроме того, инспекция полагает, что Донец Е.Н. не прибывал в г. Иркутск авиационным и железнодорожным транспортом для подписания договора купли-продажи доли и решения N 3 участника
ООО “Агат“ 23.06.2009 года. Таким образом, в соответствии со ст. 170 Гражданского кодекса РФ договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО “Агат“ от 23.06.2009 года, заключенный между Юрчак Л.В. и Донец Е.Н., является мнимой сделкой, то есть сделкой, совершенной лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 года) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации“.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 года N 506 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба.

В п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года перечислены сведения и документы о юридическом лице, которые содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

При этом п. 5 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года установлено, что юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения, в том числе адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом и сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по
месту своего соответственно нахождения и жительства.

Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 21 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью“, а не Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В соответствии с п. *** ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года переход доли или части доли в уставном капитале общества
к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

В пункте 2 указанной статьи сказано, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом “Об обществах с ограниченной ответственностью“ случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Как следует из материалов
дела, 24.06.2009 года представителем по доверенности Васильевой О.В. в инспекцию представлено:

1) заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы форма N Р14001;

2) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица форма N Р13001;

3) решение участника ООО “Агат“ N 2 от 23.06.2009 года (Юрчак Л.В.);

4) решение участника ООО “Агат“ N 3 от 23.06.2009 года (Донец Е.Н.);

5) договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО “Агат“;

6) свидетельство о государственной регистрации права серия 77 АБ N 249809;

7) платежное поручение N 31 об уплате госпошлины;

8) Устав ООО “Агат“ в новой редакции от 23.06.2009 года.

Из указанных документов следует, что Ф.И.О. продала Ф.И.О. 100% долю в Уставном капитале ООО “Агат“ номинальной стоимостью 10 000 руб.

Донец Е.Н. решением N 3 от 23.06.2009 года участника ООО “Агат“ принял решение: выступить участником хозяйственного общества, обязанности директора и главного бухгалтера возложить на Ф.И.О. с 25.06.2009 года, определить место нахождения ООО “Агат“: 109202, г. Москва, ул. Басовская, д. 8, пом. IV, ком. 1, внести вышеизложенные изменения в Устав ООО “Агат“ и утвердить новый устав ООО “Агат“.

Налоговый орган, принимая решения от 01.07.2009 года “Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов“ исходил из того, что Донец Е.Н. зарегистрирован в качестве единственного участника и руководителя в тридцати семи юридических лицах, территориально значительно отдаленных от адреса (места нахождения) ООО “Агат“. При этом, спектр видов экономической деятельности осуществляемых
данными организациями весьма широк, а адрес регистрации Донец Е.Н. по месту жительства (Чувашская Республика, город Чебоксары, бульвар Юности, дом 17, квартира 96) свидетельствует об отсутствии реальной возможности исполнения Донец Е.Н. функций единоличного исполнительного органа, что в свою очередь, дает основания полагать, что документы о назначении Донец Е.Н. руководителем в ООО “Агат“ представлены в регистрирующий орган без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, нести права и обязанности в соответствии с Законом N 14-ФЗ от 08.02.1998 года “Об обществах с ограниченной ответственностью“. В соответствии со ст. 170 Гражданского кодекса РФ договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО “Агат“ от 23.06.2009 года, заключенный между Юрчак Л.В. и Донец Е.Н., с дальнейшим принятием решения о смене генерального директора от 23.06.2009 года, является мнимой сделкой, то есть сделкой совершенной лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

В соответствии с п. п. “а“ п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года необходимых для государственной регистрации документов.

Суд считает доводы регистрирующего органа необоснованными, а отказ в осуществлении регистрации - неправомерным.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с
федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.

Судом установлено, что обществом в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года представлены все необходимые для государственной регистрации документы, а вышеуказанные основания для отказа в государственной регистрации по материалам дела отсутствуют.

В соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 года государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, а перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 года не содержит положений, закрепляющих право налоговых органов отказывать в государственной регистрации документов по причине того, что на имя единственного участника и (или) руководителя организации зарегистрировано несколько юридических лиц.

Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 года прямо указано, что в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п. 4 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года).

В случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в
единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись (п. 5 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года).

Кроме того, п. 4.1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года установлено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы ООО “Агат“, принятые решения от 01.07.2009 года “Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов“ противоречат действующему законодательству, в связи с чем их следует признать недействительными.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 01.07.2009 года “Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов“, как не соответствующие положениям Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Агат“ расходы по государственной пошлине в сумме 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА