Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.09.2009 по делу N А19-12256/09-35 Требования о признании незаконным бездействия ответчика по неисполнению исполнительного листа, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя удовлетворены, поскольку ответчик не исполнил свою обязанность по перечислению денежных средств по исполнительным документам на расчетный счет заявителя, тем самым нарушив права заявителя на получение взысканных по решению суда денежных средств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 2009 г. по делу N А19-12256/09-35

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриенко Е.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального унитарного предприятия “Жилищно-эксплуатационное управление“

к Финансовому управлению Нижнеилимского района Иркутской области

третье лицо - Администрация Муниципального образования “Нижнеилимский район“

о признании бездействия незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Куняева О.А. (представитель по доверенности от 26.12.07 г. N 16, предъявлен паспорт)

от ответчика - не явились

от третьего лица - не явились

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Жилищно-эксплуатационное управление“ (далее МУП “ЖЭУ“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации Муниципального образования “Нижнеилимский район“,
в лице Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия мэра Нижнеилимского муниципального района Гендельман С.Я.; об обязании Администрации Муниципального образования “Нижнеилимский район“ полностью возместить МУП “ЖЭУ“ сумму основного долга в размере 300000 рублей, 7500 рублей - возмещение расходов по оплате госпошлины по решению Арбитражного суда Иркутской области от 12.05.08 г. по делу N А19-2277/08-13 (исполнительный лист N 9581).

Заявитель представил уточнения к заявлению и просит считать суд надлежащим ответчиком по делу Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области, а также признать бездействие Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области незаконным.

Уточнение судом принято.

Определением суда от 02.09.09 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Муниципального образования “Нижнеилимский район“, в лице Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области на надлежащего - Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области.

Определением суда от 02.09.09 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Администрация Муниципального образования “Нижнеилимский район“.

22.09.09 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 29.09.09 г. 11 час. 00 мин.

29.09.09 г. в 11 час. 55 мин. судебное заседание было продолжено.

После перерыва в судебном заседании участвует тот же представитель заявителя. Представители ответчика и третьего лица - не явились.

Заявитель представил письменные пояснения по делу.

Ответчик и третье лицо направили письменные отзывы, в котором просят суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Дело в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12.05.08 г. по делу N А19-2277/08-13 удовлетворены исковые требования МУП “ЖЭУ“ о взыскании с Администрации Нижнеилимского муниципального района 300000 рублей
основного долга и 7500 рублей возмещение расходов по оплате госпошлины.

Указанное решение суда вступило в законную силу 12.06.08 г., взыскателю 02.07.08 г. выдан исполнительный лист N 9581.

30.09.08 г. исполнительный лист N 9581 по делу N А19-2277/08-13 был предъявлен МУП “ЖЭУ“ в Финансовое управление для осуществления взыскания и перечисления задолженности.

Заявитель, полагая, что бездействие ответчика по неисполнению исполнительного листа N 9581, выданного Арбитражным судом Иркутской области 02.07.08 г. по делу N А19-2277/08-13 нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании его незаконным.

Исследовав представленные материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании пункта 5 статьи 242.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в
порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона РФ “Об исполнительном производстве“ от 02.10.07 г. N 229-ФЗ порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Согласно ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Исполнение судебных актов
производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ).

В силу пункта 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений на территории муниципального образования “Нижнеилимский район“, в том числе Администрации Муниципального образования “Нижнеилимский район“.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист N 9581 по делу N А19-2277/08-13 поступил для исполнения в Финансовое управление 30.09.08 г.

Учитывая, что исполнительный лист поступил в Управление 30.09.08 г., требования, содержащиеся в нем, должны быть исполнены в срок до 30.12.08 г. Однако на день рассмотрения дела, денежные средства по исполнительным документам на расчетный счет заявителя перечислены не были.

Таким образом, судом установлено, что Финансовое управление не исполнило в установленный трехмесячный срок своих обязательств, тем самым нарушило требования статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку он лишен возможности получить взысканные по решению суда денежные средства.

Бюджетный Кодекс РФ устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок по исполнению судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов отсутствие или наличие дефицитного бюджета.

Кроме того, в нарушение ст. 65 АПК РФ ответчиком в подтверждение своих доводов, изложенных в отзыве от 16.09.09 г., не представлено документального подтверждения причин неисполнения судебного акта, в том числе в связи с недостаточностью (отсутствием) в бюджете
денежных средств.

Довод Администрации о том, что заявителем пропущен срок для обращения в Арбитражный суд для защиты нарушенных прав и законных интересов, суд находит также несостоятельным.

Как усматривается из материалов дела, заявление МУП “ЖЭУ“ о направлении исполнительного листа N 9581 от 02.07.08 г. получено Финансовым управлением 30.09.08 г.

Конкурсным управляющим МУП “ЖЭУ“ Лукиной О.В. 27.01.09 г. было направлено заявление-требование о произведении расчетов по исполнительному листу N 9581, в котором предлагалось сообщить дату поступления денежных средств по указанному исполнительному листу, а также дать информацию о результатах рассмотрения данного заявления

Письмом от 10.02.09 г. N 1-9/423, полученным заявителем 15.02.09 г., мэр Нижнеилимского района сообщил, что вопрос о погашении задолженности по исполнительному листу будет рассмотрен на очередном заседании Думы Муниципального образования “Нижнеилимский район“. При этом в письме была ссылка на исполнительный лист N 130/09 от 26.01.09 г., хотя заявитель требовал произвести расчеты по исполнительному листу N 9581 от 02.07.09 г.

В ходе устных переговоров с начальником Финансового управления, заявителю пояснили, что требование о произведении расчетов по исполнительному листу N 9581 будет рассмотрено на ближайшем заседании Думы Муниципального образования “Нижнеилимский район“.

01.04.09 г. заявителем было повторно направлено в Финансовое управление заявление-требование N 55-09 о произведении расчетов по исполнительному листу N 9581, что подтверждается почтовой квитанцией от 01.04.09 г. N 00969.

В связи с тем, что ответа на данное обращение не последовало, МУП “ЖЭУ“ обратилось в прокуратуру Иркутской области с письмом от 27.05.09 г. N 231/09, в котором просило разобраться в сложившейся ситуации и принять в отношении Администрации Муниципального образования “Нижнеилимский район“ меры прокурорского реагирования в связи с ее уклонением от исполнения
решения суда от 12.05.08 г. по делу N А19-2277/08-13.

Из устных пояснений сотрудника прокуратуры Темощюк Ю.В. заявителю стало известно, что Финансовым управлением и Администрацией были нарушены требования ст. ст. 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса РФ, что является основанием для обращения в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об обжаловании действий (бездействия) ответчика в порядке ст. 198 АПК РФ.

В связи с неисполнением ответчиком исполнительного документа в установленные законом сроки, МУП “ЖЭУ“ 16.06.09 г. обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что МУП “ЖЭУ“ стало известно о бездействии Финансового управления в мае 2009 года из устных пояснений должностного лица прокуратуры, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия 16.06.09 г., то есть до истечения трехмесячного срока.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением в пределах срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.09.09 г. по делу N А19-3062/09.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение финансовым органом действий, направленных на исполнение судебного акта, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. К судебным расходам относится государственная пошлина.

При этом суд, взыскивая со стороны уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на сторону обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм равных понесенным им судебным расходам.

То обстоятельство, что стороной является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не должно влечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Напротив, в ч. 1 ст. 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования муниципального унитарного предприятия “Жилищно-эксплуатационное управление“ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области, выразившееся в неисполнении исполнительного листа N 9581, выданного Арбитражным судом Иркутской области 02.07.08 г. по делу А19-2277/08-13.

Обязать Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области
устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке установленном действующим законодательством.

Взыскать с Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области в пользу муниципального унитарного предприятия “Жилищно-эксплуатационное управление“ расходы по уплате государственной пошлине в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья

Е.В.ДМИТРИЕНКО