Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.09.2009 по делу N А19-15690/09-52 Заявление о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, обязании ответчика устранить допущенные нарушения удовлетворено, поскольку спорный земельный участок отвечает требованиям законодательства, предъявляемым к многоконтурным земельным участкам, а именно: все контуры границ участка располагаются на территории одного муниципального образования, в связи с чем ответчиком неправомерно не осуществлена постановка на государственный кадастровый учет данного участка.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 сентября 2009 г. по делу N А19-15690/09-52

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2009 года

Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2009 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Роял Вуд“ к Федеральному государственному учреждению “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании:

от заявителя - представитель по доверенности Сиротина Т.А.

от ответчика - представитель по доверенности Байрамова Э.Г.

установил:

Открытое акционерное общество “Роял Вуд“ (далее - ОАО “Роял Вуд“, общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением
о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области (далее - ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области, ответчик), выразившихся в отказе в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения путем постановки на кадастровый учет многоконтурного земельного участка.

Исследовав представленные материалы дела, суд установил следующее.

ОАО “Роял Вуд“ 10.07.2009 года обратилось с заявлением в ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14, принадлежащего заявителю на праве договора аренды N Ю 50/05 от 01.07.2005 года, заключенного с Шелеховской администрацией в лице Управления по распоряжению муниципальным имуществом Шелеховского муниципального образования.

Ответчик письмом N 09исх/929-ст от 21.07.2009 года уведомил заявителя о невозможности осуществить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости по причине того, что в межевом плане от 09.07.2009 года границы земельного участка представляют собой несколько контуров, а именно - 17. Централизованный учет объектов недвижимости осуществляется с использованием программного комплекса автоматизированная информационная система ГКН (далее - АИС ГКН), версия 026.9.02.046, в котором не реализована функция постановки и предоставления сведений по многоконтурным земельным участкам.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий по отказу в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка.

В обоснование заявленных требований ОАО “Роял Вуд“ пояснило, что отсутствие технической возможности программного обеспечения, посредством которого осуществляется кадастровый учет многоконтурного земельного участка, не является основанием для отказа в постановке на учет. Отсутствие кадастрового учета лишает заявителя осуществить получение прав на земельный участок, объект недвижимости и как следствие - возможности освоения
проекта по строительству и организации контейнерного терминала.

Ответчик в представленном отзыве пояснил, что программный комплекс, позволяющий осуществить постановку на государственный кадастровый учет и предоставить сведения по многоконтурным земельным участкам, в настоящее время находится в стадии доработки. После доработки программного комплекса АИС ГКН будет осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14. В связи с чем заявитель просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Как следует из материалов дела, между Шелеховской администрацией (далее - Арендодатель) и ООО “Ириком“ (далее - Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Ю 50/05 от 01.07.2005 года, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, от ТП-94 МУП “ШЭС“ до ТП, расположенной на территории ООО “Ириком“, площадью 1,9300 га, земель поселения, для реконструкции ЛЭП - 10 кВ. Договор заключен на основании постановления мэра Шелеховского муниципального образования от 23.06.2005 года N 854-п. сроком на 11 месяцев с 01.07.2005 года до 01.06.2006 года.

Договором от 05.08.2005 года Арендатор передал ООО “Роял Вуд“ (далее - Новый Арендатор) права и обязанности по договору аренды земельного участка N Ю 50/05 от 01.07.2005 года, в отношении земельного участка площадью 1,9300 га земель поселения, для проведения работ по реконструкции линейно-кабельного сооружения ЛЭП - 10 кВ, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, от ТП-94 МУП “ШЭС“ до ТП (трансформаторной подстанции), расположенной по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14, сроком
на 11 месяцев.

Согласно выписке из протокола заседания земельной комиссии от 10.03.2009 года, земельной комиссией было рассмотрено заявление ООО “Роял Вуд“ о продлении срока действия договора аренды земельного участка N Ю 50/05 от 01.07.2005 года и решено: предварительно согласовано продление договора аренды земельного участка от 01.07.2005 года N Ю 50/05 на 11 месяцев.

ОАО “Роял Вуд“ 10.07.2009 года обратилось с заявлением в ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон) государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее - кадастровые сведения) и состоит из содержащих такие сведения разделов: 1) реестра объектов недвижимости; 2) кадастровых дел; 3) кадастровых карт.

Приказом от 20.02.2008 года N 35 “Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости“ Министерства юстиции Российской Федерации утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Пунктом 4 Порядка установлено, что при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые
процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости);

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона) (далее - порядок информационного взаимодействия);

6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Пунктом 5 Порядка установлено, что Реестр объектов недвижимости состоит из:

1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее - Реестры)

2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее - формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Для ведения Реестров используется автоматизированная информационная система ГКН.

В соответствии с п. 18 Порядка выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения:

1) о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;

3) об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, а также об учете адреса правообладателя);

4) о снятии с учета объекта недвижимости;

5) о внесении кадастровых сведений в ГКН в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;

6) об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Согласно статье 17 Закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета
объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.

Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);

2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);

3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

Согласно п. 19 Порядка при выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой на кадастровый учет, учетом изменений, снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 31 Порядка может быть принято решение:

1) о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении);

2) об отказе в осуществлении кадастрового учета (далее - решение об отказе).

Пунктом 2 ст. 26 Закона установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

3) местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено
заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случая, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости);

4) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами статьи 27 Закона.

В соответствии со ст. 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер, за исключением случаев выдела земельного участка или раздела земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок);

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер такого земельного участка не
соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;

2) размер образуемого или измененного земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

3) доступ к такому земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;

4) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;

5) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

6) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Орган кадастрового учета обязан выдать решение об отказе в осуществлении кадастрового учета соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, направить такое решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в соответствующем заявлении почтовому адресу.

Таким образом,
перечень случаев, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, когда орган кадастрового учета может принять решение об отказе в постановке на учет земельного участка является исчерпывающим.

Как следует из письма ФГУ “ЗКП“ по Иркутской области от 21.07.2009 года N 09исх/929-ст, ответчик уведомил общество о невозможности осуществить постановку на кадастровый учет объекта недвижимости по причине того, что в межевом плане от 09.07.2009 года границы участка представляют собой несколько контуров, а именно - 17 (многоконтурный участок).

По вопросу выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета в отношении многоконтурных земельных участков Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 16.01.2009 года N 266-ИМ/Д23 “О многоконтурных земельных участках“ пояснило, что в целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.

Образование многоконтурных земельных участков должно осуществляться по правилам главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).

В соответствии со статьями
11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.

Все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).

Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из схемы расположения земельного участка от 18.06.2009 года N 03-10/96, ситуационного плана, межевого плана, все контуры границы многоконтурного земельного участка располагаются на территории одного муниципального образования - Шелеховского муниципального образования.

Следовательно, земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14, соответствует вышеуказанным требованиям действующего законодательства к земельным участкам.

Минэкономразвития России в письме от 16.01.2009 года N 266-ИМ/Д23 “О многоконтурных земельных участках“ пояснило, что при несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ (далее - Закон о кадастре), принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка. При этом, Закон о кадастре не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по причине многоконтурности его границы.

Следовательно, ответчиком неправомерно не осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14 по причине многоконтурности его границы.

Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области, выразившихся в отказе в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14 являются незаконными.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области по отказу в постановке на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14.

Обязать Федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем постановки на кадастровый учет многоконтурного земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, п. Большой Луг, пер. Набережной, 14.

Взыскать с Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества “Роял Вуд“ расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА