Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.07.2009 по делу N А19-8665/09-69 Требования о признании незаконным отказа в установлении лимитов на размещение отходов и обязании ответчика устранить допущенные нарушения удовлетворены, поскольку у заявителя отсутствовала обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2009 г. по делу N А19-8665/09-69

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.07.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чигринской М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью “Усольехимпром“

к Прибайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным отказа в установлении лимитов на размещение отходов на период с 01.01.2009 г. по 26.05.2009 г., содержащегося в письме N 66-2 от 21.01.2009 г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Мельников А.В. по доверенности, Корзун Н.Л. по доверенности,

от заинтересованного лица:
Вострецова Т.П. по доверенности,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Усольехимпром“ (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Прибайкальскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление или административный орган) о признании незаконным отказа в установлении лимитов на размещение отходов на 2009 г. и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.

В дальнейшем заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования и просил признавать незаконным отказ в установлении лимитов на размещение отходов на период с 01.01.2009 г. по 26.05.2009 г. на 2009 г., содержащийся в письме N 66-2 от 21.01.2009 г.

В судебном заседании 08.07.2009 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12 час. 30 мин. 14.07.2009 г.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали уточненное требование.

Представитель управления заявленное требование не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Дело рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ по имеющимся в нем доказательством, исследовав которые суд установил следующее.

Общество зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Иркутской области 22.02.2005 г. за основным государственным регистрационным номером 1033802144750, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 38 N 000956428.

Общество, являясь производственным предприятием основной деятельностью которого является производство химической продукции, в процессе которой образуются опасные отходы, 29.12.2008 г. обратилось в управление с заявлением об установлении лимитов на размещение отходов на 2009 год.

Письмом N 66-2 от 21.01.2009 г. управление отказало в установлении лимитов на размещение отходов на 2009 г. в связи с отсутствием у общества лицензии на вид деятельности по
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Не согласившись с данным решением управления, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив обстоятельства дела, доводы представителей сторон и представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в
качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).

В статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ даны следующие основные понятия:

- отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

- обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно пп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, то есть по обращению с отходами, за исключением их образования.

Порядок лицензирования указанной деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 г. N 524.

Статья 12 Федерального закона N 89-ФЗ устанавливает особое требование к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определение места строительства таких объектов осуществляется на основе
специальных исследований и при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы. Объект размещения отходов вносится в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение этого реестра осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, из толкования норм Федерального закона N 89-ФЗ следует, что деятельность по сбору, транспортированию и размещению опасных отходов носит специализированный характер, осуществляется в специально оборудованных местах.

В соответствии со статьей 200 АПК РФ управление как государственный орган не доказало, что общество помимо деятельности, в процессе которой образуются отходы, осуществляет специализированную деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, хранению, транспортировке и размещению опасных отходов в специально оборудованных местах в соответствии с требованиями статьи 12 Закона, подлежащую лицензированию, а в связи с этим и необходимость наличия у общества лицензии на такую деятельность.

Суд делает вывод, что исходя из выше указанных фактов, у общества отсутствовала обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Сбор и хранение отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и не подлежит лицензированию, так как общество не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, доказательств обратного управлением не представлено.

Как установлено судом, общество хранило отходы своего производства в специально оборудованных местах для хранения отходов на территории предприятия. Вместе с тем, соответствие этих мест ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ не установлено.

Довод управления о том, что 14.04.2009 г. общество оформило лицензию на вид деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов не влияет на вывод суда.

В соответствии со ст. ст. 11,
18, 19 Федерального закона N 89-ФЗ для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, установлены обязательные требования по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.03.2002 г. N 115 хозяйствующие субъекты (природопользователи) обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора.

Согласно статье 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. “Об охране окружающей среды“ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью.

Соответственно, обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на все субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.

На основании указанных положений суд считает ошибочным вывод управления о том, что одним из условий утверждения лимитов на размещение отходов является наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,
размещению отходов.

Таким образом, отказ управления об утверждении заявителю лимитов на размещение опасных отходов на период с 01.01.2009 г. по 26.05.2009 г. фактически ограничивает общество в осуществлении деятельности, связанной с размещением опасных отходов и налагает на него дополнительные требования по учету и оплате размещаемых отходов как сверхлимитных, то есть отказ управления является незаконным.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.

Уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании ст. 168 ч. 2, ст. 208 ч. 4 АПК РФ, п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным отказ Прибайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установлении ООО “Усольехимпром“ лимитов на размещение отходов на период с 01.01.2009 г. по 26.05.2009 г., содержащийся в письме N 66-2 от 21.01.2009 г.

Обязать Прибайкальское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО “Усольехимпром“.

Возвратить ООО “Усольехимпром“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 372 от 10.04.2009 г.

Решение может быть
обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

М.Н.ЧИГРИНСКАЯ