Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2009 по делу N А19-9140/09-64 Суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку налоговым органом использованы доказательства, полученные с нарушением закона, так как налоговый орган не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 2009 г. по делу N А19-9140/09-64

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2009 года,

Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2009 года,

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Репина С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “ЮГВИС“,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области,

об оспаривании постановлений от 14.04.2009 г. N 94, 95,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Беспалов Ю.А. - директор (паспорт);

от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ЮГВИС“ (далее: Общество) обратилось в Арбитражный
суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о смягчении административной ответственности по постановлению N 94 от 14.04.2009 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области (далее: налоговый орган).

Заявитель заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил мотивированный отзыв, в котором заявленные требования не признал.

Дело рассматривается в порядке ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области 24.03.2009 г. проведена проверка на основании поручения N 23 от 24.03.2009 г., при проведении которой в отделе ООО “ЮГВИС“ магазина “Кристалл“, расположенном по адресу: Иркутская область, Заларинский район, с. Холмогой, ул. Юбилейная, д. 20, осуществлена закупка алкогольной продукции: настойка сладкая “Клюквенная“, емкость 0,5 л, 20% алкоголя, 1 бут., дата розлива 22.02.2008 г., производитель: ОПО ПГ “Ладога“ г. Санкт-Петербург, осуществлен наличный денежный расчет с применением контрольно-кассовой техники. На момент проведения проверки в торговой точке отсутствовали документы, подтверждающие легальность алкогольной продукции, а именно: товарно-транспортная накладная N 221 от 10.10.2008 г., раздел “Б“ справки к ТТН не заверен должным образом, - отсутствует Ф.И.О., должность, уполномоченного лица организации-покупателя, оттиск печати ООО “ЮГВИС“.

По результатам проверки составлен акт от 24.03.2009 г. N 23.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления 06.04.2009 г. в отношении Общества протокола об административном правонарушении N 94.

14.04.2009 г. начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью “ЮГВИС“ вынесено постановление N 94 о назначении административного
наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Общество, полагая, что постановлением нарушены его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о его отмене.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи с нарушением налоговым органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.

В силу пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном
правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный государством порядок продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Этот порядок регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 года N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Закон).

Объективной стороной данного правонарушения является нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Статьей 10.2 Закона предусмотрено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная (ТТН); справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16 вышеуказанного Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций
о соответствии и без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 указанного Закона розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, без сертификатов соответствия не допускается.

В соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Согласно пункту 139 вышеуказанных Правил, закрепляющему особенности продажи алкогольной продукции, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:

товарно-транспортная накладная;

копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;

копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что документы на алкогольную продукцию, содержащие информацию о данной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке или объекте организации общественного питания, где производится продажа алкогольной продукции.

Как следует из акта проверки N 23
от 24.03.2009 г. и протокола N 94 от 06.04.2009 г. об административном правонарушении, на момент проведения проверки в торговой точке отсутствовали документы, подтверждающие легальность алкогольной продукции, а именно: товарно-транспортная накладная N 221 от 10.10.2008 г. на алкогольную продукцию: настойка сладкая “Клюквенная“, емкость 0,5 л, 20% алкоголя, 1 бут., дата розлива 22.02.2008 г., производитель: ОПО ПГ “Ладога“ г. Санкт-Петербург, раздел “Б“ справки к ТТН не заверен должным образом: отсутствует Ф.И.О., должность, уполномоченного лица организации-покупателя, оттиск печати ООО “ЮГВИС“.

На момент составления протокола N 94 от 06.04.2009 г. об административном правонарушении Обществом представлена товарно-транспортная накладная N 221 от 10.10.2008 г., раздел “Б“ справки к товарно-транспортной накладной надлежащим образом заверен.

Однако, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 года N 13646/07 один лишь факт ненадлежащего оформления обществом правой части раздела “Б“ справки в товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Указанное нарушение не образует состава правонарушения и по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в связи с чем данная часть обвинения подлежит исключению.

Таким образом, суд находит, что налоговым органом доказан факт реализации алкогольной продукции без документов, подтверждающих ее легальность, а именно отсутствие товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию на момент проверки, что является нарушением требований Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

При этом сотрудниками налогового органа 24.03.2009 г. в ходе проведения проверки лично осуществлена проверочная закупка алкогольной продукции в отделе ООО
“ЮГВИС“ магазина “Кристалл“.

Согласно ст. 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности“ от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ под оперативно-розыскной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статьей 6 вышеуказанного закона определен перечень оперативно-розыскных мероприятий, в который включены:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

В соответствии со ст. 13 вышеуказанного закона на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации;

2. Органов федеральной службы безопасности;

3. Федеральных органов государственной охраны;

5. Таможенных органов Российской Федерации;

6. Службы внешней разведки Российской Федерации;

7. Федеральной службы исполнения наказаний;

8. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Осуществление контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возложено на налоговые органы статьей 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за производством и оборотом этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом, в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

При таких обстоятельствах суд считает, что проведение должностными лицами налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением Обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании вышеизложенного суд считает, что постановление принято МИ ФНС России N 9 по Иркутской области с нарушением действующего законодательства, в связи с чем подлежит признанию незаконным и его отмене.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по
Иркутской области от 14.04.2009 г. N 94 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью “ЮГВИС“ к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

С.А.РЕПИН