Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-6972/2009-10-138 В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в аккредитации в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства и об обязании принять решение об аккредитации отказано правомерно, так как в соответствии с требованиями Положения о государственном учете жилищного фонда у заявителя, не являющегося государственной или муниципальной организацией, отсутствует возможность ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2009 г. по делу N А43-6972/2009-10-138

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.

при участии представителей

от заявителя: Тюменкова Р.С. (директора, решение от 11.03.2008 N 7),

от заинтересованного лица:

Громовой С.Б. (доверенность от 23.11.2009 N 138)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью “Геостройинвест“

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009,

принятое судьями Смирновой И.А., Рубис Е.А., Протасовым Ю.В.,

по делу N А43-6972/2009-10-138

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Геостройинвест“

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области

о признании незаконным отказа в аккредитации в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства и об
обязании принять решение об аккредитации

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Геостройинвест“ (далее - ООО “Геостройинвест“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства об отказе Обществу в аккредитации в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области (далее - Управление) от 16.03.2009 N 43, и об обязании Управления принять решение об аккредитации Общества.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.05.2009 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования ООО “Геостройинвест“ отказано.

Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Ссылаясь на пункты 2, 3 статьи 43, пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 08.09.2009 N 268, Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции “Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства“, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2007 N 146, и Административный регламент предоставления Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной услуги “Предоставление заинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства“, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.04.2007 N 147, заявитель жалобы считает, что отказ Управления в аккредитации по причине отсутствия у Общества архива и возможности его ведения является незаконным, так как функции технического учета возлагаются
на государственные и муниципальные организации, а Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ функции учета и инвентаризации разграничены.

Подробно позиция Общества изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.

Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов ООО “Геостройинвест“, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области заявило ходатайство о замене его на процессуального правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. Данное ходатайство удовлетворено арбитражным судом кассационной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.12.2009.

Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 25.11.2004, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц сделана запись за N 1045207485872; основным видом деятельности Общества является геодезическая и картографическая деятельность, дополнительным - строительство зданий и сооружений и лесозаготовки.

Общество 17.02.2009 обратилось в Управление с заявлением об аккредитации его в качестве организации по технической инвентаризации объектов капитального строительства с приложением соответствующего пакета документов.

Приказом Управления от 16.03.2009 N 43 утверждено решение Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Комиссия), оформленное протоколом от 16.03.2009 N 1, об отказе Обществу в аккредитации на осуществление технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Отказ в аккредитации мотивирован тем, что Обществом
представлен неполный пакет документов, предусмотренный в пункте 3.2 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70; не выполнены требования о наличии у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации“ и требования о наличии у организации возможности соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации.

Общество обжаловало принятое Комиссией решение в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 2 статьи 4, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьями 1, 31, 44, 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Обществу в аккредитации не соответствует законодательству о государственном кадастре объектов недвижимости и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Руководствуясь статьями 5, 10, 18, 20 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации“, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства“, пунктом 5.3.4 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 456, пунктом 14 Положения о государственном учете жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301,
Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, и пунктами 2.1, 3.1, 3.2, 3.3 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2005 N 70, апелляционный суд сделал вывод о том, что отсутствие у организации архива или подтверждения возможности ведения архива является достаточным основанием для отказа в аккредитации данной организации на проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности“ (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2005 N 141 “О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности“) государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (подпункт “а“); до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством (подпункт “б“).

Во исполнение указанного постановления приказом
Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 N 70 утверждено Положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение об аккредитации).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения об аккредитации одним из требований, предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, является требование о наличии у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 “О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации“ (далее - Положение N 1301) и от 04.12.2000 N 921 “О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства“ (далее - Положение N 921).

В пунктах 3, 7 Положения N 1301 установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ), БТИ обязаны осуществлять, в том числе техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда, а пункт 14 предусматривает, что учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Отчуждение архивов БТИ не допускается.

В соответствии с Положением N 921 техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации
(органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Согласно пункту 13 Положения N 921 технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

В силу пункта 3.2 Положения об аккредитации к заявлению об аккредитации прилагается справка о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, подтверждающая ведение или возможность ведения архива в соответствии с требованиями пункта 2.1 настоящего Положения, а также порядок доступа и выдачи информации из архива, определенный надлежащим органом.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации“ (далее - Закон N 125-ФЗ) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно - в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской академии наук; временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 20 Закона N 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.

Частью 2 этой
же статьи установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора.

Из приведенных норм следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, а соответственно и ведущих архивы таких документов, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, не предусмотрено действующим законодательством. Такие организации являются только источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.

Следовательно, у организаций, не являющихся государственными или муниципальными организациями, отсутствует возможность ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Положения о государственном учете жилищного фонда.

Таким образом, ведение архива, в том числе хранение архивных документов, находящихся в государственной собственности, не может осуществляться организациями иных форм собственности, помимо государственной или муниципальной, а следовательно, такие организации не могут быть аккредитованы в качестве организации технической инвентаризации объектов капитального строительства как не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения об аккредитации.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Ссылка заявителя жалобы на статью 44 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку, согласно части 2 данной статьи до 01.01.2010, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период не осуществляется и подготовка документов, необходимых
для государственного учета данных объектов недвижимости в соответствии с ранее установленным порядком осуществления такого учета, проводится в соответствии с правилами, установленными на день вступления в силу данного Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании норм права.

Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

в порядке процессуального правопреемства считать надлежащей стороной по делу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2009 по делу N А43-6972/2009-10-138 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Геостройинвест“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

Н.Ю.БАШЕВА