Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 по делу N А11-10124/2008 В удовлетворении искового требования о взыскании убытков (в виде неполученных доходов), причиненных в результате бездействия ответчика, выразившегося в уклонении от заключения договора на перечисление средств от реализации социальных проездных билетов, отказано правомерно, так как истец доказал размер его участия в расходах на эмиссию, учет и реализацию социальных проездных билетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2009 г. по делу N А11-10124/2008

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А.

при участии представителей

от истца: Михайлова А.В. по доверенности от 16.07.2009,

от ответчика: Соловьева С.Б. протокол от 14.12.2007 N 4/07,

Тихомировой И.К. по доверенности от 16.07.2009,

от третьего лица: Королевой Ж.Е. по доверенности от 06.11.2009 N 931/01-37 АДМ,

Громовой С.Н. по доверенности от 06.11.2009 N 932/01-37 АДМ

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -

индивидуального предпринимателя Ф.И.О.

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.05.2009,

принятое судьей Ушаковой Е.П., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009,

принятое судьями Вечкановым А.И., Беляковым Е.Н., Наумовой Е.Н.,

по
делу N А11-10124/2008

по иску индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к открытому акционерному обществу “Кольчугинское автотранспортное предприятие“,

о взыскании 1 385 044 рублей 93 копеек,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Кольчугинского района,

общество с ограниченной ответственностью “Кольчуг-Автобус“ и управление федеральной почтовой службы Владимирской области - филиал федерального государственного унитарного предприятия “Почта России“

и

установил:

с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Администрации Кольчугинского района (далее - Администрация) о взыскании 1 385 044 рублей 93 копеек от продажи единых месячных социальных проездных билетов за 2005 год и восемь месяцев 2006 года.

Иск основан на статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ “Об основах организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории Владимирской области“ и постановлении губернатора Владимирской области от 22.03.2005 N 156 “О введении на территории Владимирской области социального проездного билета для отдельных категорий граждан“ и мотивирован тем, что у Предпринимателя возникли убытки, в виде неполученных доходов, причиненные ему в результате бездействия ответчика, выразившегося в уклонении от заключения договора на перечисление средств от реализации социальных проездных билетов.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определениями от 06.11.2008 и от 21.01.2009 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество “Кольчугинское автотранспортное предприятие“ (далее - ОАО “Кольчугинское АТП“, Общество), общество с ограниченной ответственностью “Кольчуг - Автобус“, управление федеральной почтовой службы Владимирской области - филиал федерального государственного унитарного
предприятия “Почта России“.

Определением суда от 03.04.2009 арбитражный суд в соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца произвел замену ненадлежащего ответчика - Администрации Кольчугинского района - надлежащим - ОАО “Кольчугинское АТП“.

Руководствуясь статьями 15, 393, 421 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Владимирской области решением от 15.05.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2009, отказал в удовлетворении иска. Суд посчитал, что истец не представил доказательств о размере его участия в расходах на эмиссию, учет и реализацию социальных проездных билетов. В материалах дела отсутствовала совокупность всех условий для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности на основании статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 15.05.2009 и постановление от 23.07.2009.

По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям статьи 421 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не применил подлежащие применению нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации; средства от продажи социальных проездных билетов в полном объеме поступали только ОАО “Кольчугинское АТП“, осуществляющему 74,2 процента перевозок льготных пассажиров на маршрутах городского транспорта общественного пользования; Предприниматель осуществлял 25,8 процента перевозок, однако каких-либо отчислений в зависимости от объема произведенных перевозок льготных пассажиров Предпринимателю ответчик не произвел. В связи с этим заявитель считает, что у него образовались убытки посредством неосновательного обогащения на стороне ответчика.

Суды дали неправильное толкование статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Общество и Администрация в отзывах на кассационную жалобу отклонили
доводы, изложенные в ней, и просили оставить судебные акты без изменения. В судебном заседании представители сторон соответственно поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 09.11 по 10.11.2009 г.

Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 15.05.2009 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009 по делу N А11-10124/2008 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ “Об основах организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории Владимирской области“ определены полномочия органов местного самоуправления по организации перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно статье 6 Закона перевозка пассажиров транспортом общего пользования по областному или муниципальному заказу организуется с обязательным представлением льгот по проезду отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством и в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на компенсацию расходов, понесенных перевозчиком.

Размещение заказа на пассажирские перевозки транспортом общего пользования производится заказчиком (Администрацией) на конкурсной основе с последующим заключением договоров.

Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления“, осуществления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду транспортом общего пользования на
городских и пригородных маршрутах постановлением губернатора Владимирской области от 22.03.2005 N 156 с 01.04.2005 на территории Владимирской области введены единые месячные социальные проездные билеты на проезд в границах муниципального образования городским транспортом общего пользования, кроме такси, для отдельных категорий граждан.

Из пункта 7 указанного постановления следует, что эмиссию, приобретение, реализацию и учет месячных социальных проездных билетов на городские муниципальные маршруты осуществляют организаторы перевозок (перевозчики), утверждаемые главами муниципальных образований.

Победителями конкурса по размещению муниципального заказа на оказание услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования на территории округа Кольчугино на 2005 год были признаны ОАО “Кольчугинское АТП“ и Предприниматель между которыми распределены маршруты перевозок транспортом общего пользования.

Администрация заключала с перевозчиками (в том числе и с Предпринимателем) договоры на организацию транспортного обслуживания населения на 2005 год, по условиям которых в обязанность перевозчика входит осуществление перевозки пассажиров по месячным социальным проездным билетам, при этом надлежащим образом он обязан производить учет и реализацию месячных социальных проездных билетов пассажирам по цене, не превышающей предельной стоимости месячных социальных проездных билетов, установленной постановлением губернатора Владимирской области от 22.03.2005 N 156 “О введении на территории Владимирской области социального проездного билета для отдельных категорий граждан“ на поездки в городском автомобильном транспорте для каждой категории граждан в отдельности.

Постановлением главы Кольчугинского района от 04.10.2005 N 1195 распределены денежные средства между перевозчиками, связанными с перевозкой отдельных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам за 2005 год, согласно данным статистической отчетности в зависимости от пассажиропотока: открытое акционерное общество “Кольчугинское АТП“ - 74,2 процента; предприниматель Добедина Н.И. - 25,8 процента.

Победителями конкурса по размещению муниципального заказа на оказание
услуг по пассажирским перевозкам транспортом общего пользования на территории округа Кольчугино на 2006 год также были признаны ОАО “Кольчугинское АТП“ и Предприниматель.

Договор на организацию транспортного обслуживания населения на 2006 год Администрацией с Предпринимателем не заключен.

Постановлением главы Кольчугинского района Владимирской области от 11.09.2006 г. N 1253 УФПС Владимирской области - филиал ФГУП “Почта России“ распределяет денежные средства, поступившие от продажи социальных проездных билетов, согласно процентному соотношению ОАО “Кольчугинское АТП“ - 74,2 процента и предприниматель Добедина Н.И. - 25,8 процента.

Как следует из материалов дела, Предприниматель осуществлял деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом на территории города Кольчугино и обслуживал городские маршруты N 1 “А“, N 7, N 7 “А“ и 10.

Суд установил, что в спорный период эмиссию, учет и реализацию социальных проездных билетов производило ОАО “Кольчугинское АТП“ за счет собственных средств. Продажа социальных проездных билетов осуществлялась в отделениях связи города Кольчугино по договору от 16.05.2005 N 41, заключенному между УФПС Владимирской области - филиалом ФГУП “Почта России“ и ОАО “Кольчугинское АТП“. Денежные средства от реализации социальных проездных билетов УФПС Владимирской области ежемесячно перечисляло на расчетный счет ОАО “Кольчугинское АТП“.

Истец полагает, что в спорный период (2005 год и январь - август 2006 года) Предпринимателем осуществлялись перевозки пассажиров по единым месячным социальным проездным билетам на проезд в границах муниципального образования городским транспортом общего пользования, оплата данных услуг была получена истцом не в полном объеме, так как все денежные средства от реализации социальных проездных билетов получил ответчик, поэтому спорная сумма являлась неосновательным обогащением ОАО “Кольчугинское АТП“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,
которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу пункта 4 постановления губернатора Владимирской области от 24.01.2005 N 24 эмиссию, приобретение, реализацию и учет месячных социальных проездных билетов осуществляют организаторы перевозок, определяемые главами муниципальных образований.

Пунктом 3 постановления главы округа Кольчугино от 26.01.2005 N 68 “О пассажирских перевозках на городских и пригородных маршрутах“ ОАО “Кольчугинское АТП“ рекомендовано осуществлять эмиссию, приобретение, реализацию и учет месячных социальных проездных билетов.

Согласно пункту 5 приложения N 2 постановления губернатора Владимирской области от 22.03.2005 N 156 “О введении на территории Владимирской области социального проездного билета для отдельных категорий граждан“ расчеты за перевозку пассажиров по месячным социальным проездным билетам производятся органами местного самоуправления на основании договоров, заключаемых с перевозчиками пропорционально количеству проданных социальных проездных билетов.

Постановлениями главы Кольчугинского района Владимирской области от 04.10.2005 N 1195 и от 11.09.2006 N 1253 денежные средства между перевозчиками, поступившие от продажи социальных проездных билетов распределяются ОАО “Кольчугинское АТП“ - 74,2 процента, предприниматель Добедина Н.И. - 25,8 процента.

В рассматриваемом случае все средства, поступившие от продажи социальных проездных билетов в 2005 году и январе - августе 2006 года, получало ОАО “Кольчугинское АТП“.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что Предприниматель не представил доказательств понесенных расходов, связанных с эмиссией, учетом и реализацией социальных проездных билетов.

Однако данный вывод судов является ошибочным.

Получение средств от продажи социальных проездных билетов зависит не от того, кто их выпускает и реализовывает, иначе все денежные средства от продажи шли бы изготовителям
и распространителям проездных билетов. Указанные денежные средства (за вычетом расходов на их эмиссию и реализацию), согласно перечисленным выше актам местной администрации, должны идти перевозчикам, которые перевозят отдельные категории граждан транспортом общего пользования на городских маршрутах по месячным социальным проездным билетам.

Из материалов дела, в частности договора на организацию транспортного обслуживания населения от 30.03.2005, заключенного между Администрацией и Предпринимателем; акта обслуживания пассажиров от 16.03.2005; письма Кольчугинской межрайонной прокуратуры от 13.09.2006 N 173 ж (составленного по материалам прокурорской проверки) и других документов, видно, что в 2005 году предприниматель Добедина Н.И. осуществляла перевозку льготных категорий граждан.

Суды не исследовали указанные обстоятельства, а также не выяснили вопрос об оказании Предпринимателем услуг по пассажирским перевозкам льготных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам в 2006 году.

При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.

Суду первой инстанции, при новом рассмотрении дела необходимо исследовать все фактические обстоятельства дела, в том числе: оказание предпринимателем Добединой Н.И. услуг по перевозке льготных категорий граждан по месячным социальным проездным билетам в 2005 и 2006 годах; рассмотрение вопроса о наличии или отсутствии неосновательного обогащения со стороны ОАО “Кольчугинское АТП“ при получении всех денежных средств от продажи месячных социальных проездных билетов при действующих в спорный период постановлений главы Кольчугинского района Владимирской области от 04.10.2005 N 1195 и от 11.09.2006 N 1253; принять законное и обоснованное решение.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом округа не выявлено.

Руководствуясь статьями 287
(пунктом 3 части 1), 288 (пунктом 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.05.2009 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2009 по делу N А11-10124/2008 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Владимирской области.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи

Н.А.КАШИРСКАЯ

В.А.НОГТЕВА