Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.10.2009 по делу N А29-2141/2009 Заявление фонда социального страхования о взыскании суммы задолженности по договору о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, удовлетворено правомерно, так как в соответствии с действующим законодательством взыскание ответчиком излишне выплаченных сумм пособия с указанных лиц не освобождает его от обязанности возвратить данные суммы истцу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2009 г. по делу N А29-2141/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Чигракова А.И.,

судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А.

при участии представителя

от истца: Остапчук О.А. (доверенность от 29.12.2008 N 166)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -

Агентства Республики Коми по социальному развитию

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.06.2009,

принятое судьей Маклаковой С.В., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009,

принятое судьями Немчаниновой., Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,

по делу N А29-2141/2009

по иску Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми

к Агентству Республики Коми по социальному развитию

о взыскании 11 956 рублей 55 копеек задолженности

и

установил:

с учетом уточненных в
порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований Государственное учреждение Регионального отделение фонда социального страхования по Республики Коми (далее - Учреждение, Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее - Агентство, ответчик) задолженности по договору о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицом, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ в размере 11 956 рублей 55 копеек.

Решением от 25.06.2009 суд первой инстанции заявленные требования частично удовлетворил, с Агентства в пользу Учреждения взыскано 11 042 рубля 47 копеек излишне выплаченных судом пособий по уходу за ребенком. В удовлетворении остальных требований отказано.

Постановлением от 25.08.2009 апелляционного суда решение оставлено без изменения.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 3, 4, 13 и 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, пунктами 36 и 57 Положения “О назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей“, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865, указали, что ответственность за понесенные истцом убытки в виде излишне выплаченных сумм пособия по уходу за ребенком, должна быть возложена на Агентство. Взыскание излишне выплаченных сумм пособия с граждан не освобождает Агентство от их возврата Фонду.

В кассационной жалобе Агентство просит Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа отменить принятие судебного акта и принять новое решение.

Заявитель жалобы считает, что судами неправильно применены нормы материального права, а именно статьи 18 и 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ
“О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, пункты 57 и 58 Положения “О назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей“, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865.

По его мнению, Агентство выплачивало средства Фонда социального страхования на те цели, на которые они выделялись, то есть на выплату пособий по уходу за ребенком. Из этого следует, что вывод суда о нецелевом использовании указанных средств является неправомерным.

Учреждением не была доказана вина Агентства в выплате излишних сумм государственных пособий по уходу за ребенком, поэтому возмещение ущерба должно производиться не за счет Агентства, а за счет получателей пособий.

Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании просил оставить судебные акты без изменения.

Агентство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства явку представителей не обеспечило.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 25.06.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 по делу N А29-2141/2009 Арбитражного суда Республики Коми.

Как следует из материалов дела, Учреждение и Агентство заключили договор от 18.01.2007 о финансовом обеспечении расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“.

Фондом проведена проверка использования Агентством средств на выплату пособий, в результате которого выявлено, что в 2007 году с нарушением назначено и выплачено пособий на сумму 12 686 рублей 75 копеек. Излишняя выплата пособия произошла по причине того, что Агентством, в нарушении пункта 36 Положения “О назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
N 865 от 30.12.2006, гражданам Лобановой Л.В., Маняк Л.М. и Салтыковой О.Н. выплачены пособия по уходу за ребенком при получении ими одновременно пособия по безработице.

Выявленные нарушения отражены в акте сверки расчетов по договору от 18.01.2007.

Фондом в адрес Агентства была направлена претензия N 01-18/05-2990 от 16.02.2009 с просьбой о погашении задолженности в сумме 12 686 рублей 75 копеек в срок до 25.02.2009.

В связи с тем, что в добровольном порядке требование по возврату суммы задолженности Агентством не исполнено, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы задолженности в размере 11 956 рублей 55 копеек, которое было частично удовлетворено судом.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.

Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Закон) один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Частью 1 статьи 13 Закона предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).

На основании части 7 статьи 13 Закона лица, имеющие право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставлено право выбора пособия по одному из указанных оснований.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Закона порядок и условия назначения выплаты перечисленных в статье государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок назначения и выплаты ежемесячного
пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В подпункте “е“ пункта 35 Положения “О назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (далее - Положение) указан перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе матери либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящихся в отпуске по уходу за ребенком).

Пунктом 36 Положения предусмотрено, что лица, имеющие право на получение пособия по уходу за ребенком, вправе его получать при условии неполучения ими пособия по безработице.

Из материалов дела видно, что в 2007 году Агентство излишне выплатило пособия по уходу за ребенком в сумме 12 686 рублей 75 копеек гражданами Лобановой Л.В., Маняк Л.М. и Салтыковой О.Н., поскольку указанные лица одновременно получили пособия по безработице, что является нарушением данного Закона.

По подпункту 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 “Об основах обязательного социального страхования“ Учреждение вправе обращаться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного Фонду социального страхования.

Учреждение считает, что выплата пособий по уходу за ребенком с нарушением действующего законодательства повлекло причинение Фонду социального страхования вреда в указанном выше размере.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем
размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено. Произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, для взыскания убытков истцу необходимо доказать следующую совокупность обстоятельств: факт их причинения и размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда в произошедшем.

Пунктом 50 Положения предусмотрен перечень документов для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе в рассматриваемом случае должна предоставляться справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице.

Из решений мировых судов от 14.01.2008 по делу 3-3/2008, от 30.04.2008 по делу N 2-4136/2008 и от 14.01.2008 по делу N 2-2/2008 следует, что Лобанова Л.В., Маняк Л.М. и Салтыкова О.Н. представили в Агентство все необходимые документы для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе справки из центра занятости о том, что они на учете в качестве безработных не состоят. При этом указанные лица не известили Агентство о том, что вместе с ежемесячным пособием по уходу за ребенком они получили пособие по безработице.

При таких обстоятельствах Учреждением не была доказана вина Агентства в нецелевой и необоснованной выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком названным лицам.

В рассматриваемом случае физические лица, получающие пособия на детей представляли в Агентство недостоверные сведения и справки из центра занятости населения, что позволило им в нарушение закона
одновременно получить пособие по безработице и ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Данные факты установлены решениями мировых судов от 14.01.2008 по делу 3-3/2008, от 30.04.2008 по делу N 2-4136/2008 и от 14.01.2008 по делу N 2-2/2008.

Следовательно, в необоснованном получении пособий имелась вина названных физических лиц.

Однако на дату обращения Учреждения с иском в арбитражный суд Агентство, узнав об этих фактах, уже взыскало с Лобановой Л.В., Маняк Л.М. и Салтыковой О.Н. суммы излишне полученных пособий.

Исходя из этого, суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что права Агентства не нарушены и взыскал с Агентства в пользу Фонда излишне выплаченную сумму пособий по уходу за ребенком в размере 11 042 рублей 47 копеек (с учетом частичного возврата суммы).

Кассационная жалоба Агентства удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены принятых судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривается, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.06.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009 по делу N А29-2141/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи

Н.А.КАШИРСКАЯ

В.А.НОГТЕВА