Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.09.2009 по делу N А79-4235/2009 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, отказано правомерно, так как правовые основания для отказа в регистрации данных изменений отсутствуют, а проведение проверки достоверности сведений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в полномочия регистрирующего органа не входит.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2009 г. по делу N А79-4235/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.06.2009,

принятое судьей Яковлевой Г.Н.,

по делу N А79-4235/2009

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары

о признании недействительной государственной регистрации изменений

и

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
(далее - Межрайонная инспекция N 1) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, произведенной на основании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция по г. Чебоксары) от 27.01.2009 N 205.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью “Элтехтрейд“ (далее - ООО “Элтехтрейд“, Общество).

Решением суда от 26.06.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Межрайонная инспекция N 1 не согласилась с принятым решением и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил статью 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“. Инспекция по г. Чебоксары неправомерно приняла решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, поскольку в регистрирующий орган руководитель ООО “Элтехтрейд“ представил документы, содержащие недостоверные сведения о местонахождении юридического лица.

Инспекция по г. Чебоксары в отзыве возразила против доводов заявителя жалобы.

ООО “Элтехтрейд“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 15.01.2009 единственный участник ООО “Элтехтрейд“ Левашов Леонид Михайлович принял решение N 3 о внесении изменений в учредительные документы (устав) Общества, в частности, об изменении места нахождения юридического
лица на адрес: 628007, Ханты-Мансийский автономный округ, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 87, корпус “А“, в связи с чем 20.01.2009 обратился в Инспекцию по г. Чебоксары с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Рассмотрев представленные Обществом заявление и документы, Инспекция по г. Чебоксары приняла решение от 27.01.2009 N 205 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и направила регистрационное дело в Межрайонную инспекцию N 1 для постановки на налоговый учет.

В ходе контрольных мероприятий Межрайонная инспекция N 1 установила, что по новому адресу, указанному в учредительных документах, ООО “Элтехтрейд“ (его имущество, орган управления) отсутствует.

Межрайонная инспекция N 1 посчитала, что сведения о месте нахождения ООО “Элтехтрейд“ недостоверны, государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Общества, Инспекция по г. Чебоксары провела с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, и обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 17, подпунктами “а“ и “б“ статьи 23, пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, Арбитражный суд Чувашской Республики отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа Обществу в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VI и VIII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4 статьи 18 Закона N 129-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и
соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В силу подпунктов “а“ и “б“ пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.

В рассматриваемом случае для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО “Элтрейд“ представило в Инспекцию по г. Чебоксары все документы, предусмотренные в пункте 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ, о чем свидетельствует расписка от 20.01.2009 N 205 (лист дела 8). В заявлении о государственной регистрации изменений подтверждено, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны. Подлинность подписи Левашова Л.М. в заявлении по форме N Р13001 засвидетельствована нотариусом.

В полномочия регистрирующего органа не входит оценка содержащихся в предоставленных для государственной регистрации документах сведений на предмет их достоверности.

Таким образом, у Инспекции по г. Чебоксары не имелось правовых оснований для отказа ООО “Элтехтрейд“ в государственной регистрации изменений.

Кроме того, пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлено, что за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при
создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

С учетом изложенного суд правомерно отказал Межрайонной инспекции N 1 в удовлетворении заявления.

Арбитражный суд Чувашской Республики правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.06.2009 по делу N А79-4235/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

О.П.МАСЛОВА