Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2009 по делу N А17-1439/2009 В удовлетворении заявления о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду отказано правомерно, так как факт осуществления ответчиком специализированной деятельности по размещению отходов материалами дела не подтвержден.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2009 г. по делу N А17-1439/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Масловой О.П.,

судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -

Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.06.2009,

принятое судьей Голиковым С.Н.,

по делу N А17-1439/2009

по иску Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ивановской области

к закрытому акционерному обществу “Ивановский механический завод “Ивэнергомаш“

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду

и

установил:

Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ивановской области (в настоящее время - Верхне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу “Ивановский механический завод “Ивэнергомаш“ (далее - ЗАО “ИМЗ “Ивэнергомаш“, Общество) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 127 083 рублей 69 копеек.

Решением суда от 19.06.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Управление не согласилось с решением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт и удовлетворить заявленное требование.

Ссылаясь на статью 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ и статью 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, заявитель жалобы считает, что действующее законодательство не связывает возникновение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с осуществлением предпринимательской деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Любой вид деятельности, связанный с природопользованием, может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду. Общество является природопользователем и осуществляемая им деятельность негативно воздействует на окружающую природную среду, следовательно, должно своевременно и в полном объеме вносить плату за такое воздействие.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

ЗАО “ИМЗ “Ивэнергомаш“ в отзыве возразило против доводов Управления, указав на отсутствие оснований для отмены обжалуемого решения.

Лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.

Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа
в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 17.06.2008 Общество представило в Управление расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2008 года, 29.12.2008 - за третий квартал 2008 года.

В ходе проверки полноты и правильности заполнения представленных расчетов специалисты Управления установили занижение сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, посчитав, что в связи с отсутствием у Общества полученных в установленном порядке лимитов на размещение отходов производства и потребления вся масса размещенных веществ должна учитываться как сверхлимитная, а плата за загрязнение окружающей природной среды должна рассчитываться с применением 5-кратного повышающего коэффициента.

Письмами от 09.07.2008 и 05.02.2009 Управление уведомило руководителя ЗАО “ИМЗ “Ивэнергомаш“ о том, что за Обществом числится задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за первый квартал 2008 года в сумме 32 969 рублей 90 копеек, за третий квартал 2008 года в сумме 94 113 рублей 79 копеек, и предложило произвести доплату сумм задолженности.

Общество не исполнило требование Управления о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах), статьями 1 и 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон об охране окружающей среды), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“,
пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077), пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“, введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, Временными правилами охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу, что Общество не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую
среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“, введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных
заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, размещение отходов деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.

Согласно Временным правилам охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.94, под временным накоплением отходов на промплощадке понимается хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах отходов на до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Как следует из материалов дела и установил Арбитражный суд Ивановской области, ЗАО “ИМЗ “Ивэнергомаш“ не осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и прибыли от такой деятельности не получает; действия по временному хранению и вывозу опасных отходов совершаются им в целях удаления с территории отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности Общества, и не являются действиями, связанными с размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

С учетом изложенного суд обоснованно отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителя жалобы признаются несостоятельными.

Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1
пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.06.2009 по делу N А17-1439/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.П.МАСЛОВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

М.Ю.ЕВТЕЕВА