Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.09.2009 по делу N А31-1138/2009 Заявление о признании недействительным распоряжения департамента имущественных и земельных отношений о предоставлении в собственность земельного участка удовлетворено правомерно, так как факт необоснованного применения департаментом при расчете выкупной цены удельного показателя кадастровой стоимости, не соответствующий данным кадастрового паспорта, что привело к завышению выкупной стоимости земельного участка, подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2009 г. по делу N А31-1138/2009

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Павлова В.Ю.,

судей Апряткиной Г.С., Бабаева С.В.

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -

Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 04.05.2009,

принятое судьей Авдеевой Н.Ю.,

по делу N А31-1138/2009

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области

о признании недействительным распоряжения

и

установил:

индивидуальный предприниматель Сагателян Сергей Норикович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (далее - Департамент) от 09.02.2009 N
65/з “О предоставлении в собственность Сагателяну С.Н. земельного участка по улице П. Щербины, д. 9“ (далее - распоряжение от 09.02.2009 N 65/з).

Требование основано на статьях 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что Департамент при расчете выкупной цены применил удельный показатель кадастровой стоимости, не соответствующий данным кадастрового паспорта, что привело к завышению выкупной стоимости земельного участка.

Суд решением от 04.05.2009 удовлетворил заявленные требования, сделав вывод о том, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент не доказал обоснованность применения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что привело к завышению выкупной стоимости земельного участка и тем самым нарушило интересы Предпринимателя.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя, суд не принял во внимание, что в заявлении Предпринимателя о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп не указана цель использования данного участка.

В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель сослался на законность и обоснованность судебного акта, просил оставить жалобу без удовлетворения и рассмотреть ее без участия представителя.

Департамент в ходатайстве просил рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Как усматривается из документов и установил суд, нежилое строение
с пристройкой общей площадью 418,4 квадратного метра, литеры Н, н, условный номер 44:27:00:00000:1-12660, расположенное по адресу: г. Кострома, ул. П. Щербины, д. 9, принадлежит на праве собственности Предпринимателю, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 14.08.2007 серии 44 АБ N 151886.

Данное нежилое строение находится на земельном участке площадью 15 038,08 квадратного метра с кадастровым номером 44:27:061201:162, кадастровая стоимость которого, согласно кадастровому плану земельного участка от 20.10.2008, составляет 11 193 745 рублей 23 копейки.

Предприниматель 21.10.2008 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему в собственность за выкуп указанного земельного участка.

По запросу Департамента инспектором муниципального земельного контроля за использованием земель был произведен осмотр упомянутого земельного участка и составлен акт обследования земельного участка от 18.12.2008 N 1477, согласно которому на момент обследования расположенное на земельном участке и находящееся в собственности Предпринимателя нежилое строение используется для ремонта большегрузного автотранспорта.

Департамент счел, что целевым использованием земельного участка является эксплуатация объекта технического обслуживания и ремонта большегрузного транспорта, что в свою очередь согласно типовому перечню видов разрешенного использования относится к пятой категории - “земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания“, и распоряжением от 09.02.2009 N 65/з предоставил в собственность Сагателяну С.Н. упомянутый земельный участок по выкупной цене 845 437 рублей 10 копеек.

Посчитав, что удельный показатель кадастровой стоимости не соответствует данным кадастрового паспорта, а выкупная стоимость земельного участка завышена, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) при выкупе индивидуальными предпринимателями земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

В части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий
(бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В кадастровом паспорте от 20.10.2008 указано, что земельный участок площадью 15 038,08 квадратного метра с кадастровым номером 44:27:061201:162, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. П. Щербины, д. 9, имеет кадастровую стоимость 11 193 745 рублей 23 копейки, а удельный показатель кадастровой стоимости земли составляет 744 рубля 36 копеек.

При этом Департамент при расчете выкупной цены применил удельный показатель кадастровой стоимости земли 2 248 рублей 79 копеек, указав в качестве оснований для применения коэффициента кратности Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ и постановление администрации Костромской области от 22.10.2007 N 242-а.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 14.08.2007 серии 44 АБ N 151886 Предпринимателю принадлежит нежилое строение, которое является зданием склада.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Суд установил, что в кадастровом паспорте земельного участка указан следующий вид разрешенного использования “для эксплуатации производственных цехов“. Данных об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленном порядке не имеется, в связи с чем, правомерно не принял в качестве доказательств акт обследования земельного участка от 18.12.2008 N
1477.

Кроме того, Департаментом не доказана обоснованность применения удельного показателя кадастровой стоимости земли 2 248 рублей 79 копеек, что привело к завышению выкупной стоимости участка, а также нарушило интересы Предпринимателя и нормы действующего законодательства.

На основании изложенного окружной суд не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 04. 05. 2009 по делу N А31-1138/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Ю.ПАВЛОВ

Судьи

Г.С.АПРЯТКИНА

С.В.БАБАЕВ