Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.06.2009 по делу N А11-3622/2008-К1-2/159 Исковое требование о признании наличия переплаты в бюджет субъекта РФ сумм арендных платежей по договорам аренды участков лесного фонда удовлетворено правомерно, так как факт переплаты денежных средств в бюджет субъекта РФ по указанным договорам подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2009 г. по делу N А11-3622/2008-К1-2/159

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шишкиной Е.Н.,

судей Кислицына Е.Г., Князевой Г.А.

при участии представителя

от третьего лица - Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области:

Андрианова П.Ю. (доверенность от 06.11.2008 N ДФБНП-04-16)

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы ответчика -

Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области и

третьего лица - Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области,

на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.12.2008,

принятое судьей Шимановской С.Я., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009,

принятое судьями Ершовой О.А., Казаковой Н.А., Аксеновой Г.А.,

по делу N А11-3622/2008-К1-2/159

по иску открытого акционерного
общества “Гусевской леспромхоз“

к Департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области

о признании наличия переплаты арендных платежей,

третьи лица - Государственное унитарное предприятие “Владимирское лесопромышленное предприятие“, Управление Федерального казначейства Владимирской области и Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области,

и

установил:

открытое акционерное общество “Гусевской леспромхоз“ (далее - ОАО “Гусевской леспромхоз“, Леспромхоз) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту лесного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент) о признании наличия у ОАО “Гусевской леспромхоз“ переплаты в бюджет субъекта Российской Федерации арендных платежей по договорам аренды участков лесного фонда от 23.04.2003 N 1-АР и от 11.06.2003 N 2-АР в сумме 1 347 250 рублей и об обязании Департамента (администратора поступлений в бюджет денежных средств по платежам за пользование лесным фондом) оформить соответствующее распоряжение на возврат Леспромхозу либо зачет в счет арендной платы 2008 года излишне уплаченной арендной платы.

Исковые требования основаны на статьях 58 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированны наличием переплаты в бюджет субъекта Российской Федерации арендных платежей по договорам аренды участков лесного фонда.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственное унитарное предприятие “Владимирское лесопромышленное предприятие“, Управление Федерального казначейства Владимирской области и Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 04.12.2008, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд руководствовался статьями 309, 310, 408, 421 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что
факт переплаты в 2007 году денежных средств по договорам аренды участков лесного фонда в бюджет субъекта Владимирской области в размере 1 347 250 рублей установлен, следовательно, Департамент обязан вернуть излишне внесенную арендную плату.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области и Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение и постановление, как незаконные и необоснованные.

По мнению заявителей, суд не применил закон, подлежащий применению, а именно часть 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Таким образом, переплата по договорам аренды должна рассчитываться с момента регистрации изменений к договорам.

Департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области считает, что суд сделал ошибочный вывод о том, что коэффициент 1,5 (установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255) отменен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“, поскольку указанный приказ утратил силу только 24.04.2008 в связи с изданием приказа Рослесхоза от 29.02.2008 N 60, вступившего в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.

Суд удовлетворил ходатайства ОАО “Гусевской леспромхоз“ и Департамента о рассмотрении дела без участия
их представителей.

Государственное унитарное предприятие “Владимирское лесопромышленное предприятие“ и Управление Федерального казначейства Владимирской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителя третьего лица, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как видно из документов, Леспромхоз (арендатор) и Предприятие (арендодатель) заключили договоры аренды от 23.04.2003 N 1-АР и от 11.06.2003 N 2-АР. Срок действия договоров установлен в пунктах 1.3 до 22.04.2023 и до 10.06.2023 соответственно.

К договорам подписаны дополнительные соглашения от 15.01.2008, согласно которым функции арендодателя принял на себя Территориальный отдел департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области “Гусевское лесничество“.

В соответствии с пунктом 2.1 данных договоров исчисление платежей арендной платы производится по ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню, установленным на момент проведения конкурса органами государственной власти Владимирской области. В зависимости от качества лесосечного фонда и транспортной доступности, конкурсная комиссия по предоставлению Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Владимирской области устанавливает стартовую цену участка лесного фонда, выставленного на конкурс.

Часть арендной платы в размере минимальной таксовой стоимости при заготовке древесины от рубок главного пользования устанавливается ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных в рубку, в соответствии с Проектами организации
рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемом участке лесного фонда в объеме ежегодного расчетного размера пользования в соответствии с приложением N 7 (пункт 2.2 договоров).

На основании пункта 2.3 указанных договоров размер арендной платы может быть изменен в одностороннем порядке арендодателем (кроме платежей по прошедшим срокам уплаты) при вступлении в силу правовых актов, изменяющих ставки (арендной платы, лесных податей или минимальных ставок лесных податей), лесотаксовые разряды, расчетные объемы лесопользования. При этом соблюдение порядка, установленного пунктом 2.2 настоящего договора, обязательно.

Согласно расчету на 2007 год (приложение N 7), являющемуся неотъемлемой частью договоров, при выборке лесосечного фонда по договору N 1-АР в объеме 36,9 тысячи кубических метров размер арендной платы по главному пользованию на арендуемом участке лесного фонда должен составить 4 286 130 рублей, в том числе в Федеральный бюджет (по минимальным ставкам) - 2 597 650 рублей и в Бюджет субъекта Российской Федерации (по сверхминимальным ставкам с применением коэффициента 1,5) - 1 688 480 рублей. При выборке лесосечного фонда по договору 2-АР в объеме 11,1 тысячи кубических метров размер арендной платы по главному пользованию на арендуемом участке лесного фонда должен составить 1 487 770 рублей, в том числе в Федеральный бюджет (по минимальным ставкам) 831 530 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации (по сверхминимальным ставкам с применением коэффициента 1,5) - 652 240 рублей.

Указанный расчет произведен в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 с учетом коэффициента 1,5 для исчисления сверхминимальной ставки в бюджет субъекта (Владимирской области).

Истец внес арендную плату за пользование участками лесного фонда за 2007 год.

Правительство
Российской Федерации приняло постановление от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“. Данным постановлением утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Федеральное агентство лесного хозяйства в письме от 19.06.2007 N АА-05-54/4400 разъяснило, что в связи с принятием постановления Правительства от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“, приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 следует считать утратившим силу.

ОАО “Гусевской леспромхоз“ обратилось в администрацию Владимирской области с просьбой предоставить информацию о порядке применения постановления Правительства от 22.05.2007 N 310 (письмо от 31.07.2007 N 570).

Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области в письме от 24.09.2007 N ДЛХ-2010-04 ответил, что в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ арендная плата подлежит пересмотру с отменой коэффициента 1,5.

Соглашением от 01.10.2007 стороны внесли изменения в приложения N 7 договоров в части расчета арендной платы на 2007 год с учетом отмены коэффициента 1,5.

Факт излишней уплаты в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств по договорам аренды послужил основанием для обращения Леспромхоза в суд с настоящим иском.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или
регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

На основании части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, в данном случае цены по договорам аренды устанавливаются уполномоченными органами (являются регулируемыми), поэтому к спорным отношениям подлежит применению постановление Правительства от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“, в результате принятия которого изменился размер арендной платы.

В соответствии со статьей 3 Закона Владимирской области от 27.12.2006 N 186-03 “Об областном бюджете на 2007 год“ Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области является администратором доходов областного бюджета Владимирской области по плате за использование лесов в части, превышающей размер арендной платы.

В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Департамент, являющийся администратором доходов областного бюджета Владимирской области, должен вернуть излишне внесенные арендные платежи, и удовлетворил исковые требования.

Довод заявителей о неприменении судом положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется, так как в данном случае подлежит применению статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой регулируемые цены обязательны для
сторон договора.

Утверждение Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области о том, что суд сделал ошибочный вывод об отмене постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 “О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности“ коэффициента 1,5, установленного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255, поскольку он утратил силу только 24.04.2008 в связи с изданием приказа Рослесхоза от 29.02.2008 N 60, неправомерно. Приказ от 14.09.2005 N 255, на который ссылается заявитель, применялся в совокупности с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127, утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, поэтому данный приказ не мог применяться после вступления в действие упомянутого постановления Правительства.

При таких обстоятельствах по делу суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, в связи с рассмотрением кассационной жалобы государственная пошлина, уплаченная Департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области в сумме 1 000 рублей, подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.12.2008 и постановление
Первого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А11-3622/2008-К1-2/159 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области и Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области - без удовлетворения.

Возвратить Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, уплаченную за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 22.05.2009 N 24936.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н.ШИШКИНА

Судьи

Е.Г.КИСЛИЦЫН

Г.А.КНЯЗЕВА