Решения и определения судов

Определение ФАС Волго-Вятского округа от 20.05.2009 по делу N А29-6473/2008(Т-64928/2008) Производство по кассационной жалобе по заявлению Фонда социального страхования Российской Федерации о включении суммы капитализируемых платежей в реестр требований кредиторов прекращено, так как организация, являющаяся стороной по делу, ликвидирована.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 мая 2009 г. по делу N А29-6473/2008(Т-64928/2008)

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЕ

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Синякиной Т.В.,

судей Терешиной Н.М., Шутиковой Т.В.

без участия лиц, участвующих в деле о банкротстве

рассмотрел в судебном заседании ходатайство Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по городу Воркуте Республики Коми

о прекращении производства по кассационной жалобе

на определение Арбитражного суда Республики Коми от 23.01.2009

принятое судьей Авфероновой О.В.,

по делу N А29-6473/2008(Т-64928/2008)

по заявлению государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала N 1

о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью “Шахта
“Октябрьская“

и

установил:

решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2008 по делу N А29-6473/2008 общество с ограниченной ответственностью “Шахта “Октябрьская“ (далее - ООО “Шахта “Октябрьская“, должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО “Шахта “Октябрьская“ государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в лице филиала N 1 (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ООО “Шахта “Октябрьская“ с суммой 2 270 385 317 рублей 55 копеек капитализируемых платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Определением от 16.12.2008 суд в порядке части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделил в отдельное производство, требование о включении в третью очередь реестра требований кредиторов в сумме 113 623 630 рублей 09 копеек капитализируемых платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении 20 застрахованных лиц по второму списку (с 401-го по 420-й номер), рассматриваемое в рамках данного дела.

Арбитражный суд Республики Коми определением от 23.01.2008 включил Фонд в третью очередь реестра требований кредиторов с суммой 113 623 630 рублей 09 копеек капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность вынесенного определения не рассматривались.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы по городу Воркуте Республики Коми (далее - Управление, налоговый орган) обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в
которой просит отменить определение от 23.01.2008 и осуществить процессуальную замену Фонда на налоговый орган.

По мнению заявителя жалобы, по смыслу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ с учетом положений Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ капитализированные платежи относятся к обязательным платежам. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“ уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба. Согласно приложению N 2 к Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства к числу органов, требования которых представляет уполномоченный орган в делах о банкротстве, отнесен и Фонд социального страхования Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах Управление полагает, что лицом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве по требованиям Фонда о выплате капитализированных платежей, является налоговый орган.

Лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечили явку представителей в заседание суда кассационной инстанции. Дело рассмотрено в их отсутствие.

До принятия судом округа постановления по существу заявленной жалобы от Налогового органа поступило письменное ходатайство о прекращении производства по жалобе в связи с ликвидацией должника.

Рассмотрев материалы кассационного производства и ходатайство Управления, суд округа счел, что производство по кассационной жалобе подлежит прекращению в связи со следующим.

В соответствии с
пунктом 3 статьи 149 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Закон о банкротстве с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Порядок ликвидации юридических лиц предусмотрен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В пункте 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Суд кассационной инстанции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, установленными главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статья 284 Кодекса).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

В силу данной нормы закона указанное основание для прекращения производства по делу подлежит обязательному применению арбитражным судом, установившим факт ликвидации организации.

Как разъяснено в пункте 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О несостоятельности
(банкротстве)“ с момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц на основании доказательств о ликвидации должника, поступивших от конкурсного управляющего либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб.

Из материалов дела усматривается, что должник по настоящему делу - ООО “Шахта “Октябрьская“ - ликвидирован, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 28.04.2009 N 2091103012064 о государственной регистрации прекращения деятельности должника.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции лишен возможности давать оценку доводам кассационной жалобы по существу и обязан прекратить производство по кассационной жалобе Налогового органа, поскольку императивная норма пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключает возможность дальнейшего рассмотрения дела (кассационной жалобы) в случае ликвидации участвующей в нем организации.

При таких обстоятельствах, ходатайство Управления подлежит удовлетворению, а производство по кассационной жалобе - прекращению.

Руководствуясь статьями 150 (пунктом 5 части 1) и 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

определил:

ходатайство Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по городу Воркуте Республики Коми о прекращении производства по кассационной жалобе удовлетворить.

Производство по кассационной жалобе Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по городу Воркуте Республики Коми на определение Арбитражного суда Республики Коми от 23.01.2009 по делу N А29-6473/2008(Т-64928/2008) прекратить.

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.СИНЯКИНА

Судьи

Н.М.ТЕРЕШИНА

Т.В.ШУТИКОВА