Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2009 по делу N А82-2421/2008-29 В удовлетворении заявления о признании недействительными предписания об устранении выявленного нарушения требований, предъявляемых к построению телефонной сети, и предупреждения о приостановке действия лицензии отказано правомерно, так как факт присоединения заявителем сети местной телефонной связи через сеть, не имеющую самостоятельного присоединения к сети фиксированной зоновой телефонной связи, подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2009 г. по делу N А82-2421/2008-29

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.

В полном объеме постановление изготовлено 03 марта 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Тютина Д.В.,

судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.

при участии представителя

от ответчика: Лазарева Д.С., доверенность от 19.02.2009 N 16 (участвовал в заседании 25.02.2009)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Компания РТС“

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.08.2008,

принятое судьей Мухиной Е.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008,

принятое судьями Лысовой Т.В., Караваевой А.В., Буториной Г.Г.,

по делу N А8-22421/2008-29

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Компания
РТС“

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ярославской области

о признании недействительными предписания от 31.01.2008 N П272537602/14 и предупреждения от 31.01.2008 N ПП272537602/15,

третьи лица - общество с ограниченной ответственностью “РТС“, открытое акционерное общество “ЦентрТелеком“,

и

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Компания РТС“ (далее - ООО “Компания РТС“) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Ярославской области (далее - Управление Россвязькомнадзора) о признании недействительными предписания от 31.01.2008 N П272537602/14 об устранении выявленного нарушения и предупреждения от 31.01.2008 N ПП272537602/15 о приостановления действия лицензии.

В оспариваемых предписании и предупреждении, вынесенных правопредшественником Управления Россвязькомнадзора - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Ярославской области (далее - Управление Россвязьохранкультуры), сделан вывод о том, что ООО “Компания РТС“ нарушило требования к построению телефонной сети связи общего пользования, а также установлен срок устранения нарушения - не позднее 31.03.2008.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью “РТС“ (далее - ООО “РТС“) и открытое акционерное общество “ЦентрТелеком“ (далее - ОАО “ЦентрТелеком“).

Решением суда первой инстанции от 29.08.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 решение Арбитражного суда Ярославской области оставлено без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы ООО “Компания РТС“ отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, ООО “Компания РТС“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт и признать
недействительными оспариваемые предписание и предупреждение.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 25.02.2009 был объявлен перерыв до 10 часов 02.03.2008.

По мнению ООО “Компания РТС“, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, в том числе статьи 50 и 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 31 Требований к построению телефонной сети связи общего пользования, утвержденных приказом Мининформсвязи России от 08.08.2005 N 97 (далее - Требования к построению телефонной сети). ООО “Компания РТС“ считает, что принадлежащие ему телефонные станции, расположенные в городе Рыбинске Рыбинского района Ярославской области, подключены к телефонной сети должным образом и обеспечивают пропуск трафика абонентов без нарушений действующего законодательства. В частности, обслуживаемые ООО “Компания РТС“ абоненты могут беспрепятственно пользоваться услугами местной и фиксированной зоновой телефонной связи. Кроме того, ООО “Компания РТС“ полагает, что Управление Россвязьохранкультуры не провело проверку тех данных, на основании которых был сделан вывод о нарушении требований к построению телефонной сети связи общего пользования. Также ООО “Компания РТС“ настаивает на том, что суды ошибочно не учли при вынесении оспариваемых судебных актов вступившие в законную силу судебные акты по делу N А821027/200829. В дополнение ООО “Компания РТС“ приводит доводы о том, что Управление Россвязькомнадзора не может осуществлять процессуальные действия по делу, поскольку в отношении данного органа власти по настоящее время не утверждено соответствующее положение. Подробно позиция ООО “Компания РТС“ изложена в кассационной жалобе от 19.01.2009 N 06/09юр и в пояснениях к кассационной жалобе от 20.02.2009 N 23/09юр.

Управление Россвязькомнадзора не согласилось с позицией заявителя кассационной жалобы, просило оставить в силе
оспариваемые судебные акты. По мнению Управления Россвязькомнадзора, построение телефонной сети связи общего пользования, осуществленное ООО “Компания РТС“, не соответствует действующему законодательству, в том числе пункту 31 Требований к построению телефонной сети. Управление Россвязькомнадзора поясняет, что в соответствии с указанной нормой к телефонной сети зоновой телефонной связи (в рассматриваемом случае принадлежащей ОАО “ЦентрТелеком“) может быть подключена сеть местной телефонной связи (также в данном случае принадлежащая ОАО “ЦентрТелеком“). К указанной сети местной телефонной связи может быть подключена еще только одна сеть местной телефонной связи (принадлежащая ООО “РТС“). Если рассматривать сеть местной телефонной связи, принадлежащую ООО “Компания РТС“ и имеющую подключение к сети местной телефонной связи, принадлежащей ООО “РТС“, то такое подключение уже не допускается пунктом 31 Требований к построению телефонной сети. По мнению Управления Россвязькомнадзора, ООО “Компания РТС“ необоснованно настаивает на том, что сеть местной телефонной связи ООО “РТС“ одновременно подключена как к сети местной телефонной связи ОАО “ЦентрТелеком“, так и к сети зоновой телефонной связи ОАО “ЦентрТелеком“ - подключение является последовательным. Доводы Управления Россвязькомнадзора изложены в отзыве на кассационную жалобу от 20.02.2009 N 0128/337 и поддержаны его представителем в судебном заседании.

ООО “РТС“ в отзыве на кассационную жалобу от 22.02.2009 N 09/09юр поддерживает позицию ООО “Компания РТС“ и считает оспариваемые предписание и предупреждение незаконными.

ОАО “ЦентрТелеком“ возразило против доводов кассационной жалобы, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты. По мнению ОАО “ЦентрТелеком“, возможность пропуска зонового трафика через телефонную сеть ООО “Компания РТС“ не свидетельствует о том, что данная телефонная сеть имеет присоединение Ф.И.О. Обеспечение выхода трафика на зоновый уровень - обязанность любого
оператора местной телефонной связи перед своими абонентами в соответствии с требованиями лицензии. Подробно позиция ОАО “ЦентрТелеком“ изложена в отзыве на кассационную жалобу от 19.02.2009 N 010814/17.

Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установили суды, на основании лицензии от 13.08.2003 А 027063 N 27253 ООО “Компания “РТС“ осуществляет деятельность по предоставлению услуг местной телефонной связи, срок действия лицензии до 13.08.2013. Приложением к данной лицензии являются “Условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 27253“ (далее - Перечень лицензионных условий).

Управление Россвязьохранкультуры провело проверку соблюдения ООО “Компания РТС“ лицензионных условий и обязательных требований в области связи, в ходе которой выявило, что в нарушение пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ (далее - Закон о связи), пункта 59 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 N 310 (далее - Правила оказания услуг связи), пункта 31 Требований к построению телефонной сети, пункта 31 Перечня лицензионных условий сеть местной телефонной связи ООО “Компания РТС“ присоединена к сети местной телефонной сети ООО “РТС“, не имеющей присоединения к сети зоновой телефонной связи ОАО “ЦентрТелеком“. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 11.01.2008 N 272537602/0012. На основании пункта 4 статьи 27, подпункта 4 пункта 2 статьи 29 Закона о связи выданы оспариваемое предписание N П272537602/14 и предупреждение N ПП272537602/15.

Считая предписание и предупреждение незаконными, ООО “Компания РТС“ оспорило их в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований,
суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 29, пунктом 1 статьи 46 Закона о связи, пунктом 31 Требований к построению телефонной сети, пунктом 59 Правил оказания услуг связи. Суд исходил из того, что сеть местной телефонной связи ООО “РТС“, как и сеть местной телефонной связи ООО “Компания РТС“, не имеют присоединения к сети фиксированной зоновой телефонной связи; трафик абонентов ООО “РТС“ и абонентов ООО “Компания РТС“ проходит исключительно через сеть местной связи ОАО “ЦентрТелеком“. Такая последовательность присоединения сетей связи противоречит пункту 31 Требований к построению телефонной сети и свидетельствует о нарушении заявителем лицензионных требований и условий, являющемся основанием для выдачи государственным органом, уполномоченным на осуществление надзора за деятельностью в области связи, предписания об устранении нарушения и предупреждения о приостановлении действия лицензии.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и руководствовался аналогичными нормами права.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 29, подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 37 Закона о связи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области связи, осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий.

Довод ООО “Компания РТС“ относительно того, что Управление Россвязькомнадзора не может осуществлять процессуальные действия по делу, поскольку в отношении данного органа власти по настоящее время не утверждено соответствующее положение, суд кассационной инстанции не принимает. Временное отсутствие положения о преобразованном органе исполнительной власти не означает невозможности осуществления им властных полномочий. В частности, имеющие отношение к настоящему делу
полномочия Управления Россвязькомнадзора, ранее - Управления Россвязьохранкультуры, закреплены в Законе о связи, а полномочие органа исполнительной власти выступать ответчиком в арбитражном суде следует из главы 24 АПК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о связи юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оказывать услуги связи только при наличии у них соответствующей лицензии. Лицензионные требования и условия оказания услуг связи содержатся в соответствующих перечнях, утвержденных Правительством Российской Федерации, и в приложении к лицензии, выдаваемой каждому хозяйствующему субъекту, осуществляющему эту деятельность.

Согласно пункту 31 Перечня лицензионных условий ООО “Компания РТС“ обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации. Также в силу пунктов 5 и 6 Перечня лицензионных условий лицензиат обязан соблюдать Правила оказания услуг связи. Аналогичное требование содержится в пункте 59 Правил оказания услуг связи и в пункте 1 статьи 46 Закона о связи.

В силу пункта 31 Требований к построению телефонной сети, сеть местной телефонной связи должна иметь присоединение к сети (сетям) фиксированной зоновой телефонной связи и (или) имеющей присоединение к сети (сетям) фиксированной зоновой телефонной связи другой сети местной телефонной связи, функционирующей в пределах одного и того же муниципального образования, являющегося городским или сельским поселением, муниципальным районом, городским округом, либо города федерального значения.

Суды первой и апелляционной инстанции, оценив доказательства по делу в совокупности, сделали вывод о нарушении ООО “Компания РТС“ пункта 31 Требований к построению телефонной сети, а именно о присоединении сети местной телефонной связи ООО “Компания РТС“ к сети местной телефонной связи ОАО “ЦентрТелеком“ через сеть местной телефонной связи ООО “РТС“, не имеющей самостоятельного
присоединения к сети фиксированной зоновой телефонной связи. В силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции не имеет права на переоценку данного вывода.

Доводы ООО “Компания РТС“ относительно судебных актов по делу N А821027/200829 судом кассационной инстанции не принимаются по следующим основаниям. В рамках дела N А821027/200829 суды разрешали вопрос о привлечении ООО “Компания РТС“ к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и сделали вывод об отсутствии в материалах дела доказательств совершения ООО “Компания РТС“ указанного правонарушения. Данное обстоятельство не может означать, что в деле N А82-2421/2008-29 отсутствуют доказательства нарушения ООО “Компания РТС“ Требований к построению телефонной сети.

На основании изложенного кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на ООО “Компания РТС“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.08.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.11.2008 по делу N А82-2421/2008-29 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Компания РТС“ - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью “Компания РТС“.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Д.В.ТЮТИН

Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

А.И.ЧИГРАКОВ