Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.02.2009 по делу N А82-5108/2008-19 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 НК РФ удовлетворено правомерно, так как упомянутое налоговое правонарушение выявил другой налоговый орган, который вынес решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2009 г. по делу N А82-5108/2008-19

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Масловой О.П., Радченковой Н.Ш.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2008,

принятое судьей Кокуриной Н.О., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008,

принятое судьями Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В., Черных Л.И.,

по делу N А82-5108/2008-19

по заявлению открытого акционерного общества “Автодизель“ (Ярославский моторный завод)

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
N 4 по Ярославской области

и

установил:

открытое акционерное общество “Автодизель“ (Ярославский моторный завод) (далее - ОАО “Автодизель“ (ЯМЗ), Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области (далее - Межрайонная инспекция N 4, налоговый орган) от 01.02.2008 N 888 о привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 22.09.2008 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением апелляционного суда от 03.12.2008 решение суда оставлено без изменения.

Межрайонная инспекция N 4 не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 346.22 Налогового кодекса РФ пункт 3 отсутствует.

Налоговый орган указывает, что не пересматривал решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8, а провел самостоятельные мероприятия налогового контроля, в ходе которых выявил факт несвоевременного представления Обществом налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за 3 квартал 2005 года. В обоснование своей позиции заявитель жалобы ссылается на подпункт 4 пункта 1 статьи 23, пункт 2 статьи 100.1, пункт 1 статьи 101.4, пункт 2 статьи 119, пункт 3 статьи 346.22 и статью 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации.

Общество в отзыве возразило против доводов жалобы.

Межрайонная инспекция N 4 и Общество заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как свидетельствуют материалы дела, должностное
лицо Межрайонной инспекции N 4 на основании пункта 1 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации составило в отношении Общества акт от 10.01.2008 N 2615 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях. Из акта следует, что налоговым органом обнаружен факт непредставления ОАО “Автодизель“ (ЯМЗ) в установленный срок налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 3 квартал 2005 года в налоговый орган по месту учета: срок представления декларации - 20.10.2005, фактически декларация представлена 05.10.2007.

По результатам рассмотрения акта заместитель руководителя Межрайонной инспекции N 4 вынес решение от 01.02.2008 N 888 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 671 рубля 40 копеек.

ОАО “Автодизель“ (ЯМЗ) не согласилось с принятым решением и обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, которое решением от 28.05.2008 N 124 оставило жалобу без удовлетворения.

Общество обжаловало решение Межрайонной инспекции N 4 в арбитражный суд.

Руководствуясь частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 100.1 и 101.4, пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование. Суд установил, что факт непредставления Обществом декларации по единому налогу на вмененный доход установлен Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Межрегиональная инспекция N 8) в ходе проведения выездной налоговой проверки ОАО “Автодизель“ (ЯМЗ), поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.

Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами и согласился с выводами суда
первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

В пункте 1 статьи 82 Кодекса определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях установлен в статье 100.1 Кодекса, согласно которой дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.

В силу пунктов 1 и 8 статьи 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. По результатам рассмотрения акта
и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Таким образом, основанием для применения статьи 101.4 Кодекса является самостоятельное выявление налоговым органом фактов совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений и фиксация его в акте.

Как следует из материалов дела и установили суды, налоговое правонарушение (непредставление в установленный законом срок налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности) в ходе выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов Обществом (в том числе его обособленным подразделением пансионатом “Лесное“) выявила Межрегиональная инспекция N 8. Результаты проверки отражены в акте от 09.10.2007 N 13-12/17.

В частности, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что ОАО “Автодизель“ (ЯМЗ) в 2004, 2005 годах не уплачивало в бюджет единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; не сдавало декларации по данному налогу.

До окончания выездной налоговой проверки, 05.10.2007, Общество представило в Межрайонную инспекцию N 4 по месту осуществления пансионатом “Лесное“ деятельности, облагаемой единым налогом, налоговые декларации и уплатило налог в сумме 3 022 рублей, пени в сумме 1 127 рублей. При этом в сопроводительном письме от 05.10.2007 N 762-07/1281 Общество указало, что декларации представлены в связи с выявленной в ходе выездной налоговой проверки неуплатой налога.

По результатам проверки руководитель Межрегиональной инспекции N 8 вынес решение от 08.11.2007 N 13-12/01 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности.

Суды также установили, что Межрайонная инспекция N 4 проверку представленной Обществом декларации по единому
налогу на вмененный доход за 3 квартал 2005 года либо иные мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, не проводила, оспариваемое решение приняла после окончания выездной налоговой проверки, проведенной Межрегиональной инспекцией N 8.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Межрайонной инспекции N 4 правовых оснований для принятия в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации решения о привлечении Общества к ответственности, поскольку налоговое правонарушение выявил другой налоговый орган, который и принял соответствующее решение. Действующее законодательство не предусматривает возможность принятия двух решений по одному и тому же налоговому правонарушению.

С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили требование Общества, признав недействительным решение Межрайонной инспекции N 4 от 01.02.2008 N 888.

Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А82-5108/2008-19 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня
его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

О.П.МАСЛОВА

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА