Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.01.2009 по делу N А29-5533/2008 Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, начисляемое работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, рассчитывается исходя из должностного оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2009 г. по делу N А29-5533/2008

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Базилевой Т.В.,

судей Радченковой Н.Ш., Шутиковой Т.В.

при участии представителя

от заинтересованных лиц: Остапчук О.А. (доверенность от 29.12.2008 N 166)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2008,

принятое судьей Шипиловой Э.В., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008,

принятое судьями Черных Л.И., Хоровой Т.В., Буториной Г.Г.,

по делу N А29-5533/2008

по заявлению открытого акционерного общества “Коми тепловая компания“

о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
по Республике Коми

и

установил:

открытое акционерное общество “Коми тепловая компания“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ГУ РО ФСС, Учреждение) от 29.04.2008 N 99 в части непринятия к зачету расходов в сумме 11 232 рублей за октябрь 2007 года.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2008 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 судебный акт оставлен без изменения.

Учреждение не согласилось с выводами судов и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили абзац 1 пункта 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375. По его мнению, учет процентной надбавки к заработной плате, применяемой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при исчислении среднего заработка застрахованному лицу, которое в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, не предусмотрен.

В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил доводы, изложенные в жалобе.

Общество отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и дате рассмотрения дела, представителя в суд не направило.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.01.2009.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского
округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление провело документальную выездную проверку Общества за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, в ходе которой, в частности, установило, что Общество в нарушение статьи 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, пункта 44 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2006 N 865, и пункта 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет Павозковой Е.В. рассчитало исходя из оклада с учетом районного коэффициента и северной надбавки, что повлекло неправомерное расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 11 232 рублей.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.03.2008 N 65с/с, на основании которого Учреждение вынесло решение от 29.04.2008 N 99 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования за октябрь 2007 года в сумме 11 232 рублей.

Не согласившись с решением Учреждения в указанной части, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суды двух инстанций руководствовались статьями 129, 139 и 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 2 статьи 6, статьями 8, 19 Федерального закона от 16.05.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, статьями 5 и 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, статьей 15 Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“, статьей 13 Федерального закона от 19.12.2006
N 234-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год“, статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, пунктом 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 “Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей“, пунктами 11, 19, 20 и 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 “Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию“ и пришли к выводу о правомерной выплате Обществом пособия по уходу за ребенком из расчета должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки по месту работы за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.

На основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Согласно статье 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком указанным
лицам выплачивается в размере 40 процентов сред него заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

На основании статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

В силу статьи 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ порядок исчисления среднего заработка (дохода) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 “Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию“ установлено, что с 01.01.2007 исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом “Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию“ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в
том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.

Пунктом 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, определено, что в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

На основании статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Таким образом, в силу приведенных норм денежное вознаграждение, учитываемое при исчислении рассматриваемого пособия, определяется с учетом надбавок и коэффициентов.

Суды установили, что работник Общества Павозкова Е.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. В расчетном периоде до наступления отпуска по уходу за ребенком, в связи с которым ей в 2007 году выплачено рассматриваемое пособие, она не имела заработка, поскольку находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Обществом застрахованному лицу произведены выплаты пособия по уходу за
ребенком до достижения им полутора лет исходя из должностного оклада работника с учетом районного коэффициента и северной процентной надбавки.

Правомерность применения районного коэффициента Учреждение не оспаривало.

Исходя из изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Учреждением неправомерно исключена из расчета пособия по уходу за ребенком процентная надбавка к заработной плате и обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав недействительным решение Учреждения от 29.04.2008 N 99 в части непринятия к зачету за октябрь 2007 года расходов в сумме 11 232 рублей выплаченного Обществом работнику Павозковой Е.В. пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.

Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 по делу N А29-5533/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины отнести на государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.БАЗИЛЕВА

Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Т.В.ШУТИКОВА