Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 по делу N А19-12256/09 По делу о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении исполнительного листа.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2009 г. по делу N А19-12256/09

Резолютивная часть постановления вынесена 14 декабря 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2009 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,

судей Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Нижнеилимского муниципального района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2009 года по делу N А19-12256/09 по заявлению Муниципального унитарного предприятия “Жилищно-эксплуатационное управление“ о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского муниципального района, выразившегося в неисполнении судебного решения, (суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.)

при участии в судебном
заседании:

от заявителя: не было,

от управления: не было,

от третьего лица: не было,

установил:

заявитель - Муниципальное унитарное предприятие “Жилищно-эксплуатационное управление“ - обратился с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Финансовому управлению Нижнеилимского муниципального района Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении исполнительного листа N 9581, выданного Арбитражным судом Иркутской области 02.07.2008 года по делу А19-2277/08-13.

Суд первой инстанции решением от 29 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворил. Как следует из судебного акта, суд, установив, что Финансовым управлением Нижнеилимского муниципального района Иркутской области нарушены требования статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, пришел к выводу о незаконности оспариваемого заявителем бездействия по неисполнению исполнительного листа N 9581, выданного Арбитражным судом Иркутской области 02.07.2008 года по делу N А19-2277/08-13. Срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для обращения в арбитражный суд, заявителем не пропущен.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Муниципального образования “Нижнеилимский район“, - не согласившись с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, указывая, что судом нарушены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и основаны на недопустимых доказательствах.

Как указывает заявитель жалобы, МУП “ЖЭУ“ пропущен срок подачи заявления в Арбитражный суд для защиты нарушенных прав и законных интересов. Исполнительный лист N 9581 от 02.07.2008 года был получен Финансовым управлением Нижнеилимского муниципального района Иркутской области 02.10.2008 года, поэтому,
по мнению управления, срок исполнения указанного исполнительного листа с учетом требований пп. 5, 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ истек 02.01.2009 года, а срок для обращения в суд - 02.04.2009 года. С иском в суд заявитель обратился в июне 2009 года. Полагает, что устные пояснения должностного лица прокуратуры, которые были даны МУП “ЖЭУ“, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.

Заявитель, ответчик, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст. 266 АПК РФ, в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Иркутской области от 12.05.2008 года по делу N А19-2277/08-13 с Администрации Нижнеилимского муниципального района Иркутской области в пользу Муниципального унитарного предприятия “Жилищно-эксплуатационное управление“ взыскано 300000 руб. основного долга и 7500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

02.07.2008 года заявителю выдан исполнительный лист N 9581, 30.09.2008 года предъявленный МУП “ЖЭУ“ в Финансовое управление для осуществления взыскания и перечисления задолженности.

Поскольку требования направленного исполнительного листа в установленный п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнены не были, заявитель, полагая, что данное бездействие ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского муниципального района Иркутской области, выразившегося в неисполнении исполнительного листа N 9581, выданного Арбитражным судом Иркутской области 02.07.2008 года по делу А19-2277/08-13.

Решение суда первой инстанции от 29 сентября
2009 года об удовлетворении заявленных требований не подлежит отмене (изменению), исходя из следующего.

Финансовое управление Нижнеилимского муниципального района Иркутской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, регулируется статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно указанной правовой норме орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с письмом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов
бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.

Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Должник обязан представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 6 статьи 242.5 Бюджетного
кодекса Российской Федерации).

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Из изложенного следует, что ответчик в случае получения от заявителя исполнительного листа на взыскание денежных средств с Администрации района, обязан был исполнить его в срок и в порядке, установленные пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ.

Как следует из материалов дела, исполнительный лист не был исполнен в установленные сроки и порядке.

Как усматривается из ответа Прокуратуры Нижнеилимского района от 22.06.2009 года, уведомление о поступлении исполнительного листа направлено в течение пяти дней должнику, о чем имеется его роспись в получении.

Вместе с тем в материалах дела не имеется письма, направленного должником в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержащего необходимую информацию, в том числе об источнике образования задолженности, а также платежного поручения на перечисление денежных средств, направленных в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления от ответчика.

Должником, органом, осуществляющим исполнение исполнительных
документов, не подтверждено отсутствие у Администрации на лицевом счете получателя средств местного бюджета, и на лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, денежных средств в размере, достаточном для исполнения исполнительных документов.

При нарушении должником требований, установленных пунктом 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ответчиком не приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника.

Не приостановлены ответчиком операции по расходованию средств на лицевых счетах должника в связи с неисполнением должником исполнительного документа в течение трех месяцев на основании пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Отсутствие необходимого объема финансирования не освобождает должника от исполнения судебного акта. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на исполнение бюджетными учреждениями взятых на себя денежных обязательств.

В связи с тем, что ответчиком не принято всех предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации мер по исполнению поступившего к нему исполнительного листа, оспариваемое взыскателем бездействие следует признать незаконным.

Таким образом, требование заявителя правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Довод ответчика о пропуске заявителем срока на обращение с иском в суд обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо мэра от 10.02.2009 года N 1-9/423 является необоснованной, поскольку в нем имеется ссылка на иной исполнительный лист.

Администрация полагает, что, поскольку исполнительный лист поступил ответчику 02.10.2008 года, он подлежал исполнению в срок до 02.01.2009 года, соответственно, срок для обращения с иском в суд истек 02.04.2009 года, и заявитель, обратившись с иском в июне 2009 года, пропустил установленный срок.

Между тем заявителем апелляционной жалобы не учтено, что из материалов дела не следует, что о нарушении своих прав взыскателю
стало известно 02.01.2009 года. В указанную дату истекли три месяца, установленные для исполнения исполнительного документа. Однако из материалов дела не усматривается, что 02.01.2009 года взыскатель был уведомлен о неисполнении исполнительного документа в порядке ст. 242.5 БК РФ и ему стало известно о наличии противоправного бездействия ответчика. В материалах дела отсутствуют и ответчиком либо третьим лицом не представлены доказательства того, что взыскатель уведомлялся о совершении либо о несовершении действий, связанных с исполнением исполнительных документов. Ответчик, обязанный произвести действия по исполнению, при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления, в течение 10 дней не проинформировал об этом взыскателя. Соответственно, вывод ответчика о пропуске взыскателем срока на обращение с иском в суд является необоснованным и документально не подтвержденным, поскольку само по себе истечение срока исполнения или непоступление денежных средств по исполнительным документам в течение трех месяцев не свидетельствует о наличии противоправного бездействия органа, исполняющего взыскание по решению суда.

С иском в суд заявитель обратился 16.06.2009 года, при этом отсутствуют доказательства того, что данное обращение произведено за пределами установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2009 года по делу N А19-12256/09, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей
258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2009 года по делу N А19-12256/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.

Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Т.О.ЛЕШУКОВА

Судьи

Е.О.НИКИФОРЮК

Э.В.ТКАЧЕНКО