Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2009 по делу N А19-15313/09 По делу о взыскании штрафа за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2009 г. по делу N А19-15313/09

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Клочковой, Г.Г. Ячменева, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2009 года по делу N А19-15313/09, по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о
взыскании 386 рублей 40 копеек, принятое судьей Красько Б.В.,

при участии:

от заявителя: не было;

от ответчика: не было

установил:

Заявитель, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области, обратился с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании 386 рублей 40 копеек за непредставление в установленный законом срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 27 августа 2009 года заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определение понятий “страхователь“ и “физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы“ дано в статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений
о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно положениям пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика наемных работников, следовательно, ответчик не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Срок представления сведений данной категорией лиц Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен.

Учитывая изложенное, у заявителя не имелось правовых оснований для привлечения предпринимателя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и следовательно требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Пенсионный фонд, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель Пенсионного фонда в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление
N 17070989.

Из апелляционной жалобы Пенсионного фонда следует, что в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Из содержания указанной нормы следует, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Статьей 19 Закона N 27-ФЗ (в редакции от 01.04.1996 г.) было предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“.

Пунктом 38 Инструкции (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 г. N 422) установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведении об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.

В решении арбитражного суда указано, что срок представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ не установлен, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано.

Как указано заявителем, данный вывод суда
является ошибочным, так как хотя срок представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ не определен, он установлен действующим законодательством, а именно Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лиц для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318, и следовательно имеются правовые основания для привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, почтовый конверт N 17070972 возвращен в адрес суда с отметкой “Истек срок хранения“.

Отзыва на апелляционную жалобу ответчик суду не представил.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.

Согласно п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к выводам, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеудинском районе Иркутской области, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области о взыскании с индивидуального
предпринимателя Ф.И.О. 386 руб., 40 коп. на основании части третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон об индивидуальном учете, Закон) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Предпринимателем в срок до 01 марта 2009 года не были представлены в территориальный орган пенсионного фонда сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2008 год.

Сделав вывод о том, что предпринимателем не представлены в установленный Законом об индивидуальном учете срок (ежегодно до 1 марта) сведения индивидуального (персонифицированного) учета, фонд составил акт от 13.03.2009 N 44 и вынес решение от 28.04.2009 N 44 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона.

В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке фонд обратился в арбитражный суд за его принудительным взысканием.

В качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено непредставление в определенные Законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу пятому статьи 1 Закона индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.

Закон об индивидуальном учете в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 устанавливает: физическое лицо, самостоятельно
уплачивающее страховые взносы, представляет в орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи этих документов; гражданство.

Пункт 1 статьи 10 Закона определяет, что указанные сведения представляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих случаях:

при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя;

при снятии с учета в качестве страхователя;

при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона;

при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.

Пункт 2 статьи 10 Закона определяет порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из названных случаев.

Следовательно, Закон об индивидуальном учете установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающие перечень сведений и случаи, при которых они представляются в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Однако в настоящем деле названные обстоятельства фондом не доказаны и материалами дела не подтверждены. В
связи с этим предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом об индивидуальном учете, не относится.

Таким образом, у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона об индивидуальном учете обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона неприменима.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для привлечения предпринимателя как страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ.

Кроме того, согласно доводам заявителя, изложенным в исковом заявлении (л.д. 5 - 6) копия акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании N 44 от 13.03.2009 года направлена ответчику по почте заказным письмом с уведомлением.

Как следует из материалов дела (л.д. 7) актом N 44 от 13.03.2009 г. ответчику разъяснено, что рассмотрение акта с учетом представленных страхователем документов состоится в 10-00 часов 02 апреля 2009 года. В то же время, решение о привлечении предпринимателя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании вынесено 28 апреля 2009 года.

Представленная в материалы дела копия списка заказных писем, поданных в Нижнеудинский почтамт отправителем ГУ УПФР в г. Нижнеудинске и Нижнеудинском районе имеет отметку о получении почтовой корреспонденции от отправителя -
04.05.09 г., что свидетельствует о направлении в адрес ответчика только решения пенсионного фонда. Каких-либо доказательств, подтверждающих направление в адрес предпринимателя извещения о времени и месте рассмотрения акта об установлении факта правонарушения, в материалы дела заявителем не представлено.

Таким образом, в нарушение положений статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации решение фонда от 28.04.2009 N 44 о привлечении предпринимателя к ответственности вынесено без участия предпринимателя и при отсутствии доказательств надлежащего его извещения о времени и месте рассмотрения акта об установлении факта правонарушения, что является нарушением существенных условий процедуры привлечения страхователя к ответственности, поскольку лицо, в отношении которого составлен акт, был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и представлять свои объяснения

Нарушение процедуры привлечения страхователя к ответственности является самостоятельным основанием для отказа пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований заявителя.

На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы пенсионного фонда.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от “27“ августа 2009 года по делу N А19-15313/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его
в законную силу.

Председательствующий судья

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи

Н.В.КЛОЧКОВА

Г.Г.ЯЧМЕНЕВ