Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А58-4233/2009 По делу о признании незаконным отказа органа власти в обращении в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации по вопросу изменения границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков открытого акционерного общества и обязать подать такое обращение.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 г. по делу N А58-4233/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.В. Клочковой,

судей Е.В. Желтоухова, Г.Г. Ячменева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Открытого акционерного общества “Сахаэнерго“ на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2009 года по делу N А58-4233/2009 по заявлению Открытого акционерного общества “Сахаэнерго“ о признании незаконными действий Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 16
мая 2009 года по отказу в обращении в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации по вопросу изменения границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков Открытого акционерного общества Акционерной компании “Якутскэнерго“ и ОАО “Сахаэнерго“ и обязании подать обращение в ФСТ РФ (суд первой инстанции: Шевелев В.В.);

при участии в судебном заседании:

от заявителя ОАО “Сахаэнерго“: не было;

от заинтересованного лица ГКЦ-РЭК РС (Я): не было;

от третьего лица ОАО АК “Якутскэнерго“: не было;

установил:

Открытое акционерное общество “Сахаэнерго“ (далее - ОАО “Сахаэнерго“) обратилось в арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признани незаконным отказа Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) (далее - ГКЦ-РЭК РС (Я)) от 16 мая 2009 года обратиться в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ РФ) по вопросу изменения границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков открытого акционерного общества Акционерной компании “Якутскэнерго“ и ОАО “Сахаэнерго“ и обязать подать такое обращение в ФСТ РФ.

Судом по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество Акционерная компания “Якутскэнерго“ (далее - ОАО АК “Якутскэнерго“).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении требований заявителя отказано. Как следует из судебного акта основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 58 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования элекроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530, для изменения границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО “Сахаэнерго“ и ОАО АК “Якутскэнерго“, а также отсутствие обязанности ГКЦ-РЭК РС (Я) обращаться в ФТС РФ об
изменении границ гарантирующих поставщиков.

Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель просит решения суда отменить и удовлетворить заявленные требования, считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Являясь собственником генерирующих объектов и осуществляя производство электрической энергии на территории 17 технически изолированных районов Республики Саха (Якутия), а также продажу и сбор средств за потребленную электроэнергию, заявитель 26 марта 2009 года получил от ОАО АК “Якутскэнерго“ письмо о расторжении с 01.01.2010 г. договора купли-продажи электроэнергии и агентского договора. Согласившись с этим, он направил в ГКЦ-РЭК РС (Я) заявление о присвоении ему статуса гарантирующего поставщика в зоне, ранее являвшейся зоной деятельности ОАО АК “Якутскэнерго“, но получил отказ. На заявление ОАО АК “Якутскэнерго“ от 13 мая 2009 года об обращении в ФСТ РФ по вопросу изменения границ смежных зон деятельности ОАО АК “Якутскэнерго“ и ОАО “Сахаэнерго“ ГКЦ-РЭК РС (Я) 16 мая 2009 года ответил отказом, тем самым нарушил права и законные интересы ОАО “Сахаэнерго“: создал препятствия для предпринимательской деятельности - продаже электроэнергии напрямую потребителям по установленным тарифам с установлением сбытовой надбавки (согласно действующих правил); а также неправомерно возложил на ОАО “Сахаэнерго“ обязанность заключить с ОАО АК “Якутскэнерго“ договор купли-продажи электроэнергии, что ограничивает свободу договора, нарушает основы гражданского законодательства о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (пункт 1 статьи 1, статья 421 ГК РФ).

ОАО “Сахаэнерго“, ГКЦ-РЭК РС (Я) и ОАО АК “Якутскэнерго“ о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. В судебное заседание не явились.

ГКЦ-РЭК РС
(Я) ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, представило отзыв, в котором указывает, что отказ ОАО “Сахаэнерго“ в ФТС РФ по воросу изменения границ смежных зон деятельности гарантирующего поставщика ОАО АК “Якутскэнерго“ и ОАО “Сахаэнерго“ было законным, обоснованным и не нарушающим права и законные интересы заявителя, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании части 5 статьи 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 31 октября 2007 года Правлением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) вынесено постановление N 279 “О гарантирующих поставщиках на территории Республики Саха (Якутия) и границах зон их деятельности“, согласно которому до определения победителей первого конкурса определены гарантирующие поставщики электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) с обозначением границ зон их деятельности, среди которых:

ОАО АК “Якутскэнерго“ в границах зон деятельности, соответствующих административным границам Республики Саха (Якутия), за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в подпунктах 2 - 12 настоящего пункта постановления;

ОАО “Сахаэнерго“ в границах зон деятельности, соответствующих административным границам Республики Саха (Якутия) на территории п. Черский, п. Зеленый Мыс
Нижнеколымского района и п. Угольный Верхнеколымского района за исключением зон деятельности гарантирующих поставщиков указанных в подпункте 1, 3 - 12 настоящего пункта постановления.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ до 1 января 2011 года оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года N 530.

Понятие гарантирующего поставщика дано в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“: гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Пунктом 16 Правил установлено, что статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, а пунктом 36 Правил определено, кто является гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящих Правил и до
определения победителя первого конкурса.

Согласно Уставу ОАО АК “Якутскэнерго“, утвержденному собранием акционеров 19 мая 2008 года, общество учреждено в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 г. N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“, является правопреемником государственного производственного объединений энергетики и электрификации “Якутскэнерго“ и осуществляет деятельность по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии, по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии, по получению (покупке) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности), по получению (покупке) тепло- и электроэнергии у их производителей, по эксплуатации электрического оборудования и сетей (пункты 1.1, 1.2, 3.2).

Как следует из Устава ОАО “Сахаэнерго“, утвержденного общим собранием акционеров 18 мая 2004 года, общество учреждено для энергообеспечения арктических населенных пунктов Республики Саха (Якутия) субъектами малой энергетики, является дочерним акционерным обществом ОАО АК “Якутскэнерго“ - единственного акционера общества, и осуществляет деятельность по производству, поставке (продаже) электрической и тепловой энергии, по эксплуатации электрических и тепловых сетей (пункты 1.1, 2.3, 3.2).

Представитель ГКЦ-РЭК РС (Я) в суде первой инстанции пояснил, что ОАО АК “Якутскэнерго“ и ОАО “Сахаэнерго“ признаны гарантирующими поставщиками на основании подпункта “а“ пункта 36 Правил, в соответствии с которым до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящих Правил являются акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения или приобретшие права и обязанности по указанным договорам в результате реализации иных мер, обеспечивающих
выполнение требований статьи 6 Федерального закона “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявитель и ОАО АК “Якутскэнерго“ признаны и является в настоящее время гарантирующими поставщиками в определенных границах территории Республики Саха (Якутия) на основании подпункта “а“ пункта 36 Правил.

Согласно пункту 54 Правил границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом “а“ пункта 36 настоящих Правил, являются административные границы субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого на дату вступления в силу настоящих Правил осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

Если в пределах административных границ субъекта Российской Федерации деятельность в качестве гарантирующих поставщиков осуществляют несколько таких организаций, являющихся участниками оптового рынка, разграничение зон деятельности гарантирующих поставщиков производится по их точкам (группам точек) поставки на оптовом рынке.

Пунктом 58 Правил установлено, что границы зоны деятельности гарантирующего поставщика не подлежат изменению в период между проведением очередных конкурсов. Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика могут быть изменены до проведения первого очередного конкурса в следующих случаях:

включение в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил территории, соответствующей зоне деятельности организации, указанной в подпункте “б“ или “в“ пункта 36 настоящих Правил, в качестве гарантирующего поставщика в случае лишения ее статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил в зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом “а“ пункта 36 настоящих Правил;

принятие решения федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов об изменении (объединении или разделении)
границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков на основании обращения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и письменного согласия на такое изменение зон деятельности всех гарантирующих поставщиков, границы зон деятельности которых изменяются.

Заявитель направил в ГКЦ-РЭК РС (Я) письмо от 12.05.2009 года N 09-1931 с просьбой обратиться в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации об изменении границ смежных зон деятельности ОАО АК “Якутскэнерго“ и ОАО “Сахаэнерго“ с 01 января 2010 года, выразил свое согласие на изменение зон деятельности, мотивы обращения заявитель не указал.

ОАО АК “Якутскэнерго“ также направило в ГКЦ-РЭК РС (Я) письмо от 13.05.2009 года N 480/2924 с просьбой обратиться в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации об исключении из границ смежных зон деятельности ОАО АК “Якутскэнерго“ территорий рядя улусов и включении их с 01 января 2010 года в зону деятельности ОАО “Сахаэнерго“, выразил свое согласие на изменение зон деятельности, мотивы обращения также не указал.

Письмом от 16 мая 2009 года N 07-1129 ГКЦ-РЭК РС (Я) отказало заявителю в его просьбе, мотивировав отказ отсутствием достаточных оснований для изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков ОАО “Сахаэнерго“ и ОАО АК “Якутскэнерго“ до проведения первого конкурса.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение
или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вывод суда первой инстанции о соответствии действий ГКЦ-РЭК РС (Я) закону и иным правовым актам является правильным.

Открытые конкурсы по определению гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Республики Саха (Якутия) еще не проводились, статус гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО АК “Якутскэнерго“ не утратило.

Приказом Федеральной службы по тарифам РФ от 24.11.2008 г. N 423-э утвержден Административный регламент по формированию и ведению федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности.

Пунктом 3.3.3 указанного Регламента предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Реестр является соответствующее заявление (обращение) Уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о внесении изменений в Реестр в соответствии с приложением N 2 к настоящему Регламенту, а также иные документы, свидетельствующие о произошедших изменениях (изменение границ зоны деятельности гарантирующего поставщика, изменение наименования, смена организационно-правовой формы и т.п.).

Пунктом 3.3.4 названного Регламента установлено, что в случае если у организации, включенной в Реестр, произошли изменения, влекущие за собой внесение изменений в Реестр (изменение границ зоны деятельности гарантирующего поставщика, изменение наименования, смена организационно-правовой формы и т.п.), Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации письменно уведомляет об этом ФСТ России в течение 10 календарных дней со дня, когда Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации узнал о данном изменении, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих такие изменения.

Таким образом, из содержания пункта 58 Правил и пунктов 3.3.3 и 3.3.4 Регламента следует, что при указанных заявителем обстоятельствах
обращение ГКЦ-РЭК РС (Я) в Федеральную службу по тарифам РФ об изменении границ действующих гарантирующих поставщиков в переходный период реформирования электроэнергетики является правом, а не обязанностью ГКЦ-РЭК РС (Я), а уведомление о намерении расторгнуть договор купли-продажи электроэнергии и агентский договор и согласие в связи с этим обоих гарантирующих поставщиков на изменение зон деятельности действующим законодательством не отнесены к основаниям для обращения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов об изменении границ смежных зон деятельности гарантирующих поставщиков.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении обжалуемым отказом прав и законных интересов заявителя и создании препятствий для продажи электроэнергии напрямую потребителям по установленным тарифам с установлением сбытовой надбавки, а также произвольном возложении на заявителя обязанности заключать с ОАО АК “Якутскэнерго“ договор купли-продажи электроэнергии подлежат отклонению в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Обязанность заявителя как гарантирующего поставщика заключать договоры поставки электроэнергии с гарантирующим поставщиком ОАО АК “Якутскэнерго“ в зону деятельности последнего, а также ограничения по заключению договоров купли-продажи электроэнергии с потребителями в зоне деятельности ОАО АК “Якутскэнерго“, обусловлено не оспариваемыми действиями ГКЦ-РЭК РС (Я), а статусом заявителя и положениями пункта 2 статьи 7, пункта 3 статьи 8, статьями 32, 37, 41 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“, статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года N 530.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит и доводы апелляционной жалобы суд отклоняет.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2009 года по делу N А58-4233/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья

Н.В.КЛОЧКОВА

Судьи

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Г.Г.ЯЧМЕНЕВ