Решения и определения судов

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2009 по делу N А19-8330/08 Заявление о признании недействительным распоряжения органа власти об утверждении проекта границ земельного участка удовлетворено правомерно, поскольку при принятии оспариваемого распоряжения должен был быть определен размер земельного участка, который подлежал передаче в собственность Российской Федерации, и учтены права Российской Федерации на земельный участок в определенном размере.

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2009 г. по делу N А19-8330/08

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, Г. В. Борголовой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ф.И.О. на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2008 года по делу N А19-8330/08 по заявлению Агентства имущественных отношений Иркутской области к Администрации г. Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска
о признании действий незаконными и ненормативного правового акта недействительным.

(суд первой инстанции судья Ушакова О. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованных лиц:

1. Администрации г. Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска: не явился;

2. ЗАО “Гелиос-95“: не явился;

3. Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области: не явился;

4. ЗАО “Агора“: не явился;

5. Михайлова Ю. А.: Драчева Н.В. - представитель по доверенности от 10.04.2009 г.

установил:

Агентство имущественных отношений Иркутской области (далее Агентство) обратилось в суд с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации г. Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска о признании незаконными действий по согласованию акта согласования границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Чехова, 23, кадастровый номер 38:36:000034:0436 и признании недействительным п. 2 Распоряжения заместителя главы администрации г. Иркутска от 07.12.2007 г. N 504-02-3847/7 “Об утверждении границ земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска по ул. Чехова, 23“.

Решением суда первой инстанции от 30.10.2008 г. заявленные требования удовлетворены частично.

Признан недействительным п. 2 Распоряжения заместителя главы администрации г. Иркутска от 07.12.2007 г. N 504-02-3847/7 “Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного в Кировском районе г. Иркутска по ул. Чехова, 23“. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для частичного удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о противоречии п. 2 обжалуемого Распоряжения нормам действующего законодательства и о недоказанности Администрацией г. Иркутска, что при принятии оспариваемого акта, учтены права Российской Федерации, как собственника земельного
участка, размер которого подлежал определению в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо - Михайлов Ю.А. обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм материального права и принятии по делу нового судебного акта.

В судебном заседании представитель Михайлова Ю. А. - Драчева Н. В., действующая в пределах полномочий, предоставленных ей доверенностью, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований заявителя отказать.

Агентство имущественных отношений Иркутской области в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ЗАО “Гелиос-95“, ЗАО “Агора“ в представленных отзывах на апелляционную жалобу указывают на незаконность обжалуемого решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Заинтересованные лица - Управление федеральной регистрационной службы по Иркутской области, Администрация г. Иркутска в лице Комитета по градостроительной политике и Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель обратился в суд с ходатайством о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ,
неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя Михайлова Ю. А., пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению государственным имуществом Иркутской области (Арендодатель) и ЗАО “Гелиос-95“ (Арендатор) заключен Договор аренды объекта недвижимости N 106/01 от 30.11.2001 г., находящегося в областной государственной собственности.

По условиям договора Арендодатель обязуется передать, а Арендатор принять во временное владение и пользование без права выкупа объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Чехова, 23, литер Б (памятник истории и культуры). Срок аренды установлен с 01.01.2002 г. по 01.12.2010 г.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.05.2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и УОБАО зарегистрировано право собственности ЗАО “Агора“ на долю в праве 14/20 на нежилое 4-этажное кирпичное здание - памятник архитектуры XIX века Дом Попова, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Чехова, д. 23, кадастровый номер 38:36:000034:0436:25:401:001:020211380.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.01.2006 г. зарегистрировано право собственности ЗАО “Гелиос-95“ на нежилое отдельно стоящее 4-этажное кирпичное здание - памятник архитектуры XIX века Дом Попова, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Чехова, д. 23, кадастровый номер 38:36:000034:0436:25:401:001:020211380.

На основании свидетельства о государственной регистрации права от 18.04.2007 г. зарегистрировано право собственности Михайлова Ю. А. на долю в праве 6/20 на нежилое 4-этажное кирпичное здание - памятник архитектуры XIX века Дом Попова, расположенное по адресу: Иркутская
область, г. Иркутск, ул. Чехова, д. 23, кадастровый номер 38:36:000034:0436:25:401:001:020211380.

Как следует из землеустроительного дела по составлению плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Чехова, д. 23, под эксплуатацию здания универсама, целевым назначением работ являлось формирование земельного участка под эксплуатацию здания универсама для постановки на кадастровый учет.

Согласование границ при составлении плана земельного участка не проводилось.

В землеустроительном деле имеется план границ земельного участка, кадастровый номер 38:36:000034:0436, площадью 2182 кв. м с описанием поворотных точек границ земельного участка.

Из представленных в материалы дела документов следует, что местоположение земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:0624 установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - г. Иркутск, р. Кировский, ул. Чехова, разрешенное использование (назначение) под строительство административного здания, площадью 2625 кв. м, местоположение земельного участка с кадастровым номером 38:36:000034:0111 установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - г. Иркутск, р. Кировский, ул. Дзержинского, д. 36а, разрешенное использование (назначение) под существующее административное здание и склад, площадью 1378 кв. м.

На основании заявления ЗАО “Гелиос-95“, заместителем главы Администрации г. Иркутска издано Распоряжение N 504-02-3847/7 от 07.12.2007 г.

Пунктом 2 указанного распоряжения утвержден проект границ земельного участка площадью 2367 кв. м, расположенного на землях поселений в Кировском районе г. Иркутска по ул. Чехова, 23 под эксплуатацию здания универсама.

Полагая, что оспариваемый п. 2 распоряжения заместителя главы администрации г. Иркутска от 07.12.07 г. N 504-02-3847/7 “Об утверждении проекта границ земельного участка“, а также действия Администрации г. Иркутска по согласованию акта согласования границ земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Чехова, д. 23, кадастровый номер 38:36:000034:0436:25:401:001:020211380 являются незаконными
и нарушают права и законные интересы собственника объекта недвижимости, которым является Иркутская область, Агентство имущественных отношений Иркутской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно статье 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми
в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Материалами дела подтверждается и достоверно установлено судом, что 21.01.02 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о праве оперативного управления ОГУ Центра по эксплуатации и содержанию объектов недвижимости на объект недвижимого имущества - офис лит Б - отдельно стоящее одноэтажное кирпичное здание с цокольным этажом, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Чехова, д. 23.

15.04.08 в ЕГРП была внесена запись о праве собственности Иркутской области на вышеуказанный объект недвижимости.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.04.2008 года зарегистрировано право собственности Иркутской области на нежилое, 1 - этажное (подземных этажей - 1), общей площадью 299,5 кв. м, инв. N 25:401:001:010044360, лит. Б, адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Чехова, д. 23, кадастровый номер 38:36:000034:0000:25:401:001:010044360.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 и пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 Положения об агентстве имущественных отношений Иркутской области, Агентство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению государственной собственностью Иркутской области.

Следовательно, Российская Федерация как собственник здания по ул. Чехова, 23, лит. Б, обладает и правом собственности на земельный участок, занятый зданием и необходимый для его использования.

В связи с чем, правомерен вывод суда первой инстанции, что при принятии оспариваемого распоряжения должен был быть определен размер земельного участка, который подлежал передаче в собственность Российской
Федерации и учтены права Российской Федерации на земельный участок в определенном размере.

В силу ч. 1 ст. 209, 304 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.02.1996 N 105 “Об утверждении положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений“, при установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.

Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Поскольку, при принятии оспариваемого акта не были учтены права Российской Федерации, как собственника земельного участка, в соответствии с землеустроительным и градостроительным законодательством и как
собственника здания, в соответствии градостроительными, пожарными и иными требованиями, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии п. 2 Распоряжения заместителя главы администрации г. Иркутска от 07.12.07 N 504-02-3847/7 положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“.

Кроме того, как правильно установил суд первой инстанции, на момент принятия оспариваемого Распоряжения отсутствовало и согласование границ испрашиваемого земельного участка со стороны землепользователя - Российской Федерации.

С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ.

Проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2008 года по делу N А19-8330/08, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 октября 2008 года по делу N А19-8330/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить Ф.И.О. из федерального бюджета излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере 950 руб., выдав справку.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья

Д.Н.РЫЛОВ

Судьи

Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Г.В.БОРГОЛОВА