Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2009 по делу N А12-11843/09-31 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2009 г. по делу N А12-11843/09-31

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисовой Т.С.,

судей Кузьмичева С.А., Пригаровой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,

с участием в заседании:

от открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“ - представитель Козлов И.И. по доверенности от 30 декабря 2008 года,

от Управления Россвязькомнадзора по Волгоградской области - представители Никитина Е.В. по доверенности от 13.08.2009 N 42, Киселев Б.М. по доверенности от 13.08.2009 N 41,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную
жалобу открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“ в лице Волгоградского филиала (г. Волгоград)

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июля 2009 года по делу N А12-11843/09-31 (судья Болдырев Н.Ю.)

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области (г. Волгоград)

к открытому акционерному обществу “Южная телекоммуникационная компания“ в лице Волгоградского филиала (г. Волгоград)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области (далее - Управление Россвязькомнадзора по Волгоградской, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской с заявлением о привлечении открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“ (далее - ОАО “ЮТК“, Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области требования Управления удовлетворены. ОАО “ЮТК“ привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 31 000 (тридцать одна тысяча) руб.

Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать. По мнению Общества, оказание услуг связи с использованием мультисервисной сети не должно осуществляться в рамках лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, а предоставление доступа абоненту к информационно-телекоммуникационной сети является одним из условий лицензии на телематические услуги связи.

Управление
Россвязькомнадзора по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители ОАО “ЮТК“, Управления Россвязькомнадзора по Волгоградской области в судебном заседании поддержали доводы соответственно апелляционной жалобы и отзыва на нее, дали пояснения, аналогичные изложенным в них.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО “ЮТК“ имеет лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи на осуществление услуг связи для целей кабельного вещания N 34205 от 25 августа 2005 года сроком действия до 25 августа 2010 года и на осуществление телематических услуг связи N 50984 от 24 октября 2007 года, сроком действия до 24 октября 2012 года.

На основании приказа руководителя Управления Россвязькомнадзора по Волгоградской области от 28 апреля 2009 г. N 172-п в период с 29.04.2009 по 28.05.2009 Управлением проведена внеплановая проверка деятельности ОАО “ЮТК“ в области телевизионного вещания.

В результате проверки Управлением выявлены:

- нарушения пункта 1
статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“, пункта 9 лицензии на осуществление услуг связи для целей кабельного вещания N 34205 от 25 августа 2005 года, выразившиеся в ретрансляции телепрограмм “Детский мир“, “Знание“, “Русский Иллюзион“, “Иллюзион+“, “Sarafan“, “Недвижимость“, “Bibigon“, “Bridge TV“, “Zoo (Зоопарк)“, “Шансон ТВ“, “Sex World“, “R-1“ (итого 12 программ), принимаемых со спутника-ретранслятора, в отсутствие лицензии на осуществлении вещания в г. Волгограде в сети кабельного телевидения.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22 мая 2009 года N 34205-34-07/0170, в приложениях N 1 и N 2 к акту проверки, а также в протоколе измерения параметров сети кабельного вещания от 20 мая 2009 года N 34-07-172-П/001 (л.д. 15 - 22).

10 июня 2009 года Управлением Россвязькомнадзора по Волгоградской области в присутствии представителя ОАО “ЮТК“ Нефедова И.Е. составлен протокол об административном правонарушении N 45, которым действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 9).

Полагая факт выявленного правонарушения установленным, Управление в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, привлекая Общество к административной ответственности, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава и события вмененного ему административного правонарушения.

Апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет
наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. N 18 в пункте 17 дано разъяснение о том, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ “О связи“ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименования услуг связи, вносимых в лицензию, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Из содержания статьи 2 Федерального закона “О связи“ следует, что услугой связи является деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Пунктом 1 статьи 29 данного закона предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В силу пункта 9 раздела XVII Перечня лицензионных условий осуществления
деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87, одним из лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного вещания является наличие лицензии (лицензий) на вещание или договоров с лицензиатами-вещателями.

Пунктами 1, 2 статьи 44 Федерального закона “О связи“ предусмотрено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил оказания услуг связи оператор связи вправе оказывать те услуги связи для целей телерадиовещания, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия.

Согласно пункту 43 Правил оказания услуг связи оператор связи обязан, в частности, оказывать вещателю услуги связи для целей телерадиовещания в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, названными Правилами, лицензией и договором.

При этом, согласно пункту 2 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785, вещателем является пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор и который составляет телепрограммы и (или) радиопрограммы для их приема неопределенным кругом лиц и на основании лицензии на вещание, распространяет их либо обеспечивает их распространение в полной и неизменной форме третьим лицом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ “О связи“ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией,
а также договором об оказании услуг связи.

Таким образом, из системного анализа вышеперечисленных норм права следует, что вещание телепрограмм может осуществляться только при наличии соответствующих лицензии и письменного договора.

Пункт 9 лицензии, выданной ОАО “ЮТК“ на осуществление услуг связи для целей кабельного вещания N 34205 от 25 августа 2005 года, содержит требование об оказании услуг связи только при наличии лицензии на осуществление вещания и/или при наличии договора на оказание услуг связи с лицензиатом-вещателем.

Из протокола об административном правонарушении от 10 июня 2009 года N 45 следует, что Общество допустило ретрансляцию телевизионных программ (“Детский мир“, “Знание“, “Русский Иллюзион“, “Иллюзион+“, “Sarafan“, “Недвижимость“, “Bibigon“, “Bridge TV“, “Zoo (Зоопарк)“, “Шансон ТВ“, “Sex World“, “R-1“), принимаемых со спутника-ретранслятора, в собственной сети кабельного вещания в отсутствие лицензии на осуществление вещания у вещателей программ на территории г. Волгограда.

Это является нарушением требований пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“, пункта 9 лицензии на осуществление услуг связи для целей кабельного вещания N 34205 от 25 августа 2005 года.

Доказательств того, что вышеуказанные СМИ являются лицензированными вещателями на территории г. Волгограда, Общество не представило.

Судом первой инстанции установлено отсутствие указанных статусов у правообладателей телевизионных каналов, Обществом установленное обстоятельство не опровергнуто.

Довод Общества о том, что часть вышеперечисленных телевизионных программ, а именно: “Недвижимость“, “Bibigon“, “Bridge TV“, “Zoo (Зоопарк)“, “Шансон ТВ“, “Sex World“, “R-1“, транслируется Обществом только через сеть IP-телевидения, а потому на ретрансляцию этих телепрограмм не требуется лицензия на осуществление вещания лицензиата-вещателя и/или заключение ОАО “ЮТК“ договора на оказание услуг связи с лицензиатом-вещателем, суд апелляционной инстанции отклоняет.

IP-телевидение является услугой, которую можно передавать
по мультисервисной сети, предназначенной для предоставления множества сервисов (услуг). По сути IP-телевидение представляет собой телевизионное кабельное вещание, которое в соответствии с требованиями Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, подлежит лицензированию. Формирование пакета программ происходит на головной станции оператора связи, в рассматриваемом случае пакет программ формирует ОАО “ЮТК“, которое несет ответственность перед пользователем услуги мультисервисной сети, подключившимся к услуге IP-телевидения.

Законодательство о связи не ставит обязанность по лицензированию на осуществление услуг связи в зависимость от применения конкретных технологий, способов и реализации фактической доставки абонентам телерадиопрограмм.

В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 деятельность по возмездному оказанию услуг связи в целях распространения и доставки абонентам программ телерадиовещания может осуществляться по сетям передачи данных, телефонным сетям, иным сетям, не использующим радиочастотный спектр, после получения лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания.

В связи с этим, доводы Общества о том, что ретранслирование телевизионных программ “Недвижимость“, “Bibigon“, “Bridge TV“, “Zoo (Зоопарк)“, “Шансон ТВ“, “Sex World“, “R-1“ через сеть IP-телевидения может осуществляться в отсутствие лицензии на осуществление вещания у вещателей программ на соответствующей территории, а данном случае на территории г. Волгограда, не основано на нормах законодательства о связи.

Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела.

Соблюдение административным органом порядка привлечения ОАО “ЮТК“ к административной ответственности проверено судом, нарушений не установлено. Каких-либо доводов в отношении нарушения
прав и законных интересов Общества при составлении протокола об административном правонарушении апелляционная жалоба не содержит.

Суд первой инстанции, установив событие, а также наличие в действиях ОАО “ЮТК“ состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно привлек Общество к административной ответственности.

За совершение административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодателем установлена санкция для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

При определении размера административного наказания в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда и не могут служить основаниями к отмене судебного акта.

Апелляционная жалоба ОАО “ЮТК“ удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июня 2009 года по делу N А12-11843/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи
кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья

Т.С.БОРИСОВА

Судьи

С.А.КУЗЬМИЧЕВ

Н.Н.ПРИГАРОВА