Решения и определения судов

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2009 по делу N А57-20384/08-5 Если в период выставления налоговым органом требований об уплате налога, сбора, пени и штрафа с предложением об уплате недоимки и пени по налогам действовали обеспечительные меры в виде приостановления действия решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, то налоговый орган до окончания действия принятых обеспечительных мер не вправе принимать меры принудительного взыскания в отношении налогоплательщика.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2009 г. по делу N А57-20384/08-5

Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 апреля 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Жевак И.И.,

судей Александровой Л.Б., Лыткиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ченцовой Ю.Г.,

при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества “Облкоммунэнерго“ Бондаренко Р.В., действующего на основании доверенности от 14 октября 2008 года, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области Родионовой И.Н., действующей на основании доверенности N 03-01/5628

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Облкоммунэнерго“ (г. Балаково Саратовской области)

на решение
Арбитражного суда Саратовской области от 2 февраля 2009 года

по делу N А57-20384/08-5, принятое судьей Вулахом Г.М.,

по заявлению открытого акционерного общества “Облкоммунэнерго“ (г. Балаково Саратовской области)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области (г. Саратов), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (г. Саратов)

о признании недействительным требования налогового органа N 29417 от 29 августа 2008 года,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество “Облкоммунэнерго“ с заявлением о признании недействительными требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области N 1651, 1652, 44058, 44059, 44060, 44061 от 02 сентября 2008 года.

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Открытое акционерное общество “Облкоммунэнерго“ не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления N 91506 2.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

От МРИ ФНС N 8 по Саратовской области в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы
в отсутствие представителя инспекции.

Судом удовлетворено заявленное ходатайство.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в адрес ОАО “Облкоммунэнерго“ МРИ ФНС России N 9 по Саратовской области выставлены требования N 1651, 1652, 44058, 44059, 44060, 44061 от 02 сентября 2008 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа с предложением к уплате указанных в них сумм недоимки и пени. Основанием для выставления указанных требований явилось решение МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области N 432/11 от 28 июня 2006 года о привлечении к налоговой ответственности ОАО “Облкоммунэнерго“, измененное в результате признания его недействительным в части решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 марта 2008 года по делу N А57-10464/06-5 и постановлениями Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Поволжского округа по тому же делу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого требования налогового органа нормам действующего законодательства о налогах и сборах.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, исходя
из отсутствия оснований, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным. При этом суд установил соответствие оспариваемого требования нормам статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что МРИ ФНС N 8 по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ОАО “Облкоммунэнерго“ по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2003 по 31.12.2004 (налог на прибыль, НДС, налог на имущество предприятий, транспортный налог, земельный налог, ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на рекламу).

По результатам проверки составлен акт от 26 мая 2006 года N 340/11, на основании которого инспекцией принято решение от 28 июня 2006 года N 340/11, которым обществу доначислены налоги, пени, а также применены налоговые санкции.

Считая решение налоговой инспекции в части незаконным ОАО Облкоммунэнерго“ обратилось в суд с требованием о признании его недействительным, одновременно заявив ходатайство об обеспечении иска в виде приостановления действия оспариваемого решения.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 14 июня 2006 года об обеспечении иска по делу N А57-10464/06-5 заявление было удовлетворено, действие решения налогового органа N 340/11 от 28 июня 2006 года приостановлено до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.

Решением суда первой инстанции от 20 марта 2008 года заявленное требование общества удовлетворено частично.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2008 года решение суда частично отменено. Дело в отмененной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 28 октября 2008 года названные судебные акты оставил без изменения.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской федерации
от 25 декабря 2008 года N ВАС-16679/08 в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А57-10464/2006-5 Арбитражного суда Саратовской области для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов отказано.

На основании решения налогового органа от 28 июня 2006 года N 340/11, МРИ ФНС N 9 по Саратовской области 2 сентября 2008 года в адрес налогоплательщика направлены уточненные требования N 1651, 1652, 44058, 44059, 44060, 44061 от 02.09.2008 г. об уплате налога, сбора, пени, штрафа с предложением к уплате недоимки по налогам (сборам) и пени в сумме указанной в требованиях.

Не согласившись с требованиями МРИ ФНС N 9 по Саратовской области N 1651, 1652, 44058, 44059, 44060, 44061 от 02.09.2008 г., Общество обратилось в суд с заявлением, о признании указанных требований недействительными.

Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого требования налогового органа нормам действующего законодательства о налогах и сборах.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, а в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене
мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска.

Таким образом, из содержания указанной нормы следует, что обеспечительные меры считаются отмененными только тогда, когда это прямо отражено в судебном акте, которым рассмотрено дело по существу, либо в определении, вынесенном судом по ходатайству лица, участвующего в деле после вступления судебного акта в законную силу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приостановление действия решения инспекции влечет невозможность его исполнения до отмены данной обеспечительной меры судом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Поскольку в период выставления требования действовали обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения, а направление требования фактически означает начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, налоговый орган в указанные период (до окончания действия принятых обеспечительных мер) был не вправе принимать меры принудительного взыскания в отношении Общества.

Следовательно, налоговым органом нарушены требования ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для признания
оспариваемых требований недействительными.

На основании изложенного, решение Арбитражного суда Саратовской области подлежит отмене, а заявленные открытым акционерным обществом “Облкоммунэнерго“ требования - удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 2 февраля 2009 года по делу N А57-20384/08-5 отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявление открытого акционерного общества “Облкоммунэнерго“ удовлетворить.

Признать недействительными требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Саратовской области N 1651, 1652, 44058, 44059, 44060, 44061 от 2 сентября 2008 года.

Возвратить открытому акционерному обществу “Облкоммунэнерго“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 301 от 25 февраля 2009 года.

Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий

И.И.ЖЕВАК

Судьи

Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

О.В.ЛЫТКИНА