Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2009 по делу N А62-3375/2009 В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка и обязании заключить договор аренды указанного участка отказано, так как государственная регистрация договора безвозмездного пользования участком лесного фонда осуществлена не была, данный договор является незаключенным. Таким образом, оспариваемый отказ законодательству не противоречит.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2009 г. по делу N А62-3375/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 8 декабря 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Игнашиной Г.Д.,

судей Полынкиной Н.А., Дорошковой А.Г.,

по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко Н.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству

на решение Арбитражного суда Смоленской области

от 22.09.2009 по делу N А62-3375/2009 (судья Печорина В.А.)

по заявлению СПК “Колхоз Рассвет“

к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству

о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании заключить договор,

при участии:

от заявителя: не
явились, извещены надлежаще,

от ответчика: не явились, извещены надлежаще,

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив “Колхоз Рассвет“ (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка от 11.11.2008 N 2350 и обязании заключить договор аренды указанного участка.

Решением суда первой инстанции от 22.09.2009 требования удовлетворены.

Департамент обжаловал решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.

Как установлено судом, на основании договора от 19.10.2000 о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций заявителю в безвозмездное пользование сроком на 49 лет передан участок лесного фонда площадью 2051 га.

07.03.2008 Кооператив в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ), п. 2 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок), обратился в Департамент с заявлением о заключении договора аренды лесного участка, ранее переданного заявителю в бессрочное пользование на основании договора от 19.10.2000.

Письмом от 11.11.2008 N 2350 Департамент отказал заявителю в
заключении договора аренды лесного участка со ссылкой на отсутствие государственной регистрации договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 19.10.2000.

Не согласившись с указанным отказом, Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что несмотря на отсутствие государственной регистрации договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 19.10.2000, Кооператив фактически владел и пользовался лесным участком на протяжении семи лет, участок передан заявителю в безвозмездное пользование уполномоченными на то лицами имелись объективные препятствия для осуществления государственной регистрации договора безвозмездного пользования. Также суд первой инстанции указал, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, так как препятствует осуществлению предоставленного ему права на заключение договора аренды лесного участка без проведения аукциона.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным решением суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 13 ГК РФ, п. 2 ст. 29, ст. ст. 198, 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов органов местного самоуправления недействительными является одновременная совокупность двух условий, а именно: несоответствие оспариваемых актов закону и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), п. 6 Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 244, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора, а при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что государственная регистрация договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 19.10.2000 осуществлена не была.

В силу статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009 года.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.

По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29 - 47
Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 “О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности“.

Исходя из смысла указанных норм, переоформлен может быть лишь заключенный договор безвозмездного пользования лесного участка.

Поскольку в рассматриваемом случае, государственная регистрация договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 19.10.2000 осуществлена не была, данный договор является незаключенным, следовательно, у ответчика отсутствует обязанность переоформить указанный договор на договор аренды.

Таким образом, оспариваемый отказ законодательству не противоречит.

Относительно имевших место объективных препятствий для государственной регистрации договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 19.10.2000 суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Действительно, суд первой инстанции правильно указал, что право Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 318560000 кв. м зарегистрировано лишь 20.06.2001. Инструкция о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса и прав на участки лесного фонда (леса) утверждена Министерством юстиции Российской Федерации приказом от 23.01.2002 N 18 и вступила в силу 19.02.2002 и категория указанного земельного участка в части занятой лесами изменена на соответствующую категорию “земли лесного фонда“ распоряжением администрации Смоленской области от 05.12.2007 N 1-35-р/адм. Следовательно, заявитель объективно не имел возможности до 05.12.2007 осуществить государственную регистрацию договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 19.10.2000.

Вместе с тем, после 05.12.2007 заявитель имел такую возможность, однако, как следует из письма УФРС по
Смоленской области от 07.09.2009, с таким заявлением Кооператив не обращался.

По мнению суда апелляционной инстанции, у заявителя имелось достаточно времени, с 05.12.2007 по 07.03.2008 (дата обращения заявителя в Департамент) для регистрации договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 19.10.2000.

Суд апелляционной инстанции также учитывает, что как Департаментом проведен аукцион на право заключения договора аренды спорного земельного участка.

Согласно протоколу N 40 от 30.10.2009 аукцион признан несостоявшимся и принято решение заключить договор с единственным его участником - заявителем.

12.11.2009 между Кооперативом и Департаментом заключен договор аренды N 40 лесного участка, площадью 2051 га.

Размер госпошлины за подачу заявления в арбитражный суд составляет 2000 рублей, Кооперативу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей по квитанции от 26.06.2009 серии АК N 369919.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.09.2009 по делу N А62-3375/2009 отменить.

В удовлетворении требований сельскохозяйственного производственного кооператива “Колхоз Рассвет“ отказать.

Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу “Колхоз “Рассвет“ из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей по квитанции от 26.06.2009 серии АК N 369919.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

Г.Д.ИГНАШИНА

Судьи

Н.А.ПОЛЫНКИНА

А.Г.ДОРОШКОВА