Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 по делу N А09-4827/2009 По делу об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения тепловой энергией.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2009 г. по делу N А09-4827/2009

Дата объявления резолютивной части постановления - 03 ноября 2009 года

Дата изготовления постановления в полном объеме - 10 ноября 2009 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Заикиной Н.В.,

судей Можеевой Е.И., Юдиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Позиловой И.В.,

при участии в заседании:

от истца: Стрелкова В.В. - представителя по доверенности N 458 от 02.1.2009;

от ответчика: Козловой Н.А.- представителя по доверенности N 407-П-16 от 13 февраля 2009.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО “Жилсервис“ на решение Арбитражного суда Брянской области от 01 сентября 2009 года по делу N А09-4827/2009 (судья Саворинко И.А.),

установил:

общество
с ограниченной ответственностью “Жилсервис“ (далее по тексту - ООО “Жилсервис“) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к открытому акционерному обществу “Брянские коммунальные системы“ (далее по тексту - ОАО “Брянские коммунальные системы“) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 01 сентября 2009 года открытое акционерное общество “Брянские коммунальные системы“ и общество с ограниченной ответственностью “Жилсервис“ понуждены заключить договор энергоснабжения тепловой энергией N 022-03032577 на условиях ответчика - ОАО “Брянский коммунальные системы“.

Пункт 4.1 изложен в следующей редакции: “Учет и расчет потребления тепловой энергии производится в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ от 12.09.95 г. N ВК-4936 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. N 954). До начала монтажа проект узла учета должен быть согласован с энергоснабжающей организацией. Начало расчетов по показаниям приборов учета тепловой энергии, установленных у абонента, определяется с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В объем реализации тепловой энергии абоненту включаются тепловые потери в трубопроводах, находящихся в эксплуатационной ответственности абонента в соответствии с Приложением N 2 настоящего договора“.

Пункт 6.1 изложен в следующей редакции: “Оплата за отпущенную тепловую энергию производится до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании счета-фактуры путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации“.

Не согласившись с указанным решением суда, ООО “Жилсервис“ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Указывает, что при вынесении решения суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Законность и
обоснованность решения от 01.09.2009 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Из материалов дела усматривается, что между ОАО “Брянские коммунальные системы“ и ООО “Жилсервис“ подписан договор на отпуск тепловой энергии N 022-03032577 от 01.01.2009 с протоколом разногласий.

ОАО “Брянские коммунальные системы“, рассмотрев протокол разногласий, направило в адрес ООО “Жилсервис“ протокол урегулирования разногласий.

ООО “Жилсервис“, не согласившись с протоколом урегулирования разногласий, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Понуждая открытое акционерное общество “Брянские коммунальные системы“ и общество с ограниченной ответственностью “Жилсервис“ заключить договор энергоснабжения тепловой энергией N 022-03032577 на условиях ответчика - ОАО “Брянский коммунальные системы“, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

На момент рассмотрения дела у сторон имелись разногласия по редакциям пунктов 4.1 и 6.1.

Утверждая пункт 4.1 договора в редакции ответчика, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Как установлено судом первой инстанции, между
сторонами договора существуют гражданско-правовые отношения, основанные на договоре энергоснабжения. Данные правоотношения регулируются ст. 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и рядом иных нормативно-правовых актов.

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок предусмотрен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства N 307 от 23.05.2006.

Раздел 3 данных Правил и Приложение 2 к Правилам устанавливают механизм оплаты потребленного коммунального ресурса исходя из показаний коллективного прибора учета. Требования к учету, в том числе порядок учета, определяется Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 25.09.1995 N 954).

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что к спорным правоотношениям сторон по расчету количества тепловой энергии следует применять постановление Брянской городской администрации N 1854-п от 12.07.2007, правомерно отклонен судом первой инстанции как противоречащий действующему законодательству, поскольку норматив, указанный в данном постановлении, не применяется для определения размера платы
в домах, в которых установлен общедомовой прибор учета, что также подтверждается п. 21 пп. “б“ Правил N 307.

Установленные данным Постановлением нормативы потребления отопления участвуют только в расчете ежемесячного размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета, при этом полученные данные 1 раз в год корректируются (п. 19 Правил). Установленный норматив не участвует в определении количества тепловой энергии за год. Норматив является усредненным показателем, не отражающим индивидуальные особенности жилого дома.

Указанное выше обстоятельство также подтверждается положениями п. 19 Правил, в соответствии с которыми при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.

При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила), установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Величина корректировки зависит от правильности установления применяемого для конкретного многоквартирного дома норматива потребления, состояния внутридомовых инженерных сетей и оборудования (за это в соответствии с пунктом 13 Правил отвечают собственники помещений в многоквартирном доме, а также привлекаемые ими исполнители и иные лица в соответствии с договором).

Формулы корректировки (подпункты 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам) предусматривают включение в нее показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

В подпунктах 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действующим законодательством установлено, что при отсутствии приборов учета количество потребленной тепловой энергии определяется расчетным путем. Причем данный расчетный метод только согласуется с исполнителем, определяется он ресурсоснабжающей организацией, ввиду чего при расчете требуемого количества тепловой энергии на жилой дом, находящийся в управлении ООО “Жилсервис“, а также при перерасчете на фактически сложившуюся среднемесячную температуру наружного воздуха обоснованным является применение ОАО “Брянские коммунальные системы“ Методики от 06.05.2000 N 105, разработанной РАО “Роскоммунэнерго“ в качестве пособия к утвержденным Приказом от 11.10.1999 N 73 Госстроя России Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях,
в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы, согласно которой при расчетах учитываются общий наружный объем зданий, проектные данные и фактическая температура наружного воздуха, нормируемая температура внутри помещения.

Утверждая пункт 6.1 в редакции ответчика, суд первой инстанции также правомерно руководствовался следующим.

Как установлено судом первой инстанции, сторонами договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-03032577 от 01.01.2009 являются энергоснабжающая организация (Брянские коммунальные системы) и абонент (ООО “Жилсервис“).

В обоснование заявленного требования истец ссылается на то, что в случае принятия норматива потребления коммунальных услуг в редакции ответчика у управляющей организации будут отсутствовать денежные средства для оплаты потребленной тепловой энергии, так как население рассчитывается за потребленную тепловую энергию по 1/12 равными долями в течение года.

Вместе с тем, в соответствии с договором N 022-03032577 от 01.01.2009 ООО “Жилсервис“ является потребителем теплоэнергии.

При этом, согласно п. 1.1. договора, абонент принимает и оплачивает теплоэнергию в объемах, сроки и на условиях указанного договора.

Таким образом, анализируя указанный договор, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что фактически между сторонами сложились отношения, где энергоснабжающая организация поставляет теплоэнергию, а тепловая компания ее принимает, т.е. фактически является ее потребителем, ввиду чего источники поступления денежных средств, необходимых для оплаты отпущенной тепловой энергии, не влияют на правоотношения сторон.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ООО “Жилсервис“ и отмены принятого законного и обоснованного решения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на ООО “Жилсервис“.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 01 сентября 2009 года по делу N А09-4827/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО “Жилсервис“ - без удовлетворения.

Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.В.ЗАИКИНА

Судьи

Е.И.МОЖЕЕВА

Л.А.ЮДИНА