Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2009 по делу N А23-2809/09А-12-96 По делу о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и обязании внести в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности предприятия в связи с его ликвидацией.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2009 г. по делу N А23-2809/09А-12-96

Резолютивная часть постановления оглашена 21 октября 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тиминской О.А.,

судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,

по докладу судьи Тиминской О.А.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной ИФНС России N 5 по Калужской области

на решение Арбитражного суда Калужской области

от 14.09.2009 по делу N А23-2809/2009А-12-96 (судья Дорошина А.В.), принятое

по заявлению МУП “Горжилкомхоз“

к Межрайонной ИФНС России N 5 по Калужской области

о признании недействительным решения от 01.07.2009 N 262

при участии:

от заявителя: Данилов Е.И. - председатель ликвидационной комиссии (постановление N 297 от 18.03.2009), Тихонова Т.Г.
- юрисконсульт (доверенность б/н от 31.03.2009).

от ответчика: Головачева М.А. - начальник юридического отдела (доверенность N 230 от 20.01.2009).

установил:

Муниципальное унитарное предприятие “Горжилкомхоз“ (далее - МУП “Горжилкомхоз“, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Калужской области (далее - ИФНС, Инспекция) о признании недействительным решения N 262 от 01.07.2009 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, а также об обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении деятельности муниципального унитарного предприятия “Горжилкомхоз“ в связи с его ликвидацией.

Решением суда от 14.09.2009 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИФНС подала апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва не нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Судом установлено, что Муниципальное унитарное предприятие “Горжилкомхоз“, находящееся в г.Людиново, ул. Фокина, д. 21, было зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1024000913661, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 03.08.2009 N 06-543 (л.д. 40).

Постановлением администрации муниципального района “Город Людиново и Людиновский район“ N 224 от 14.03.2008 решено осуществить ликвидацию МУП “Горжилкомхоз“, для чего была назначена ликвидационная комиссия под председательством Данилова Е.И. (л.д. 10).

Срок ликвидации был установлен в шесть месяцев с момента публикации сведений о ликвидации предприятия.

25.06.2009 председателем ликвидационной комиссии Предприятия в ИФНС было подано заявление о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, ликвидационный баланс
и квитанция об оплате государственной пошлины.

Рассмотрев представленное заявление и приложенные к нему документы, ИФНС 01.07.2009 приняла решение N 262 об отказе в государственной регистрации на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ ликвидационного баланса МУП “Горжилкомхоз“.

По мнению Инспекции, задолженность Предприятия по налогам, сборам, пеням и штрафам перед бюджетами различных уровней составляет в общем размере 19205632 руб. 99 коп., указанная задолженность не была отражена в ликвидационном балансе, в связи с чем баланс, представленный в ИФНС вместе с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, содержал недостоверные сведения, что расценивается как непредставление баланса.

Посчитав, что указанное решение ИФНС нарушает его права и законные интересы, не соответствует нормам материального права, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о государственной регистрации), в соответствии с которым для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Исчерпывающий перечень оснований для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации дан в п. 1 ст.
23 Закона о государственной регистрации, а именно: такой отказ возможен в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, либо представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (в редакции Закона, действовавшей на момент подачи Предприятием заявления - 25.06.2009 - и принятия Инспекцией оспариваемого решения - 01.07.2009).

В рассматриваемом случае 26.03.2008 в журнале “Вестник государственной регистрации“ N 12 опубликовано сообщение N 321 о ликвидации муниципального унитарного предприятия “Горжилкомхоз“ и установлен двухмесячный срок подачи требований кредиторов (л.д. 16).

Все требования кредиторов, заявленные в вышеназванный срок, предприятием были удовлетворены, что подтверждается материалами дела (л.д. 143 - 151, 159 - 162).

ИФНС в связи с публикацией сообщения о ликвидации юридического лица была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт N 9 от 28.04.2008, а затем принято решение N 13 от 23.05.2008 о привлечении к налоговой ответственности, согласно которому МУП “Горжилкомхоз“ были доначислены налоги, начислены пени и штрафные санкции в общем размере 24153686 руб. 45 коп., после чего в адрес ликвидационной комиссии инспекцией было направлено требование о включении в промежуточный ликвидационный баланс задолженность перед бюджетом в вышеуказанном размере.

Требования налогового органа на сумму 6523681 руб. предприятием были удовлетворены, что не отрицал ответчик в судебном заседании суда первой инстанции.

В оставшейся части требования ИФНС не были признаны МУП “Горжилкомхоз“.

В связи с изложенным Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с Предприятия задолженности в размере 17546390 руб. 45 коп.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.02.2009 по делу N А23-4198/08А-13-147 требования налогового органа были удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2009 по делу N А23-4198/08А-13-147
указанное решение суда отменено: в удовлетворении требований ИФНС о взыскании с МУП “Горжилкомхоз“ задолженности в размере 17546390 руб. 45 коп. было отказано.

Постановлением ФАС ЦО от 13.08.2009 по делу N А23-4198/08А-13-147 постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.

Таким образом, довод заявителя жалобы о том, что у Предприятия имеется задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам в размере 17546390 руб. 45 коп., образовавшаяся на основании решения налогового органа по итогам выездной налоговой проверки, признается судом апелляционной инстанции безосновательным.

Оставшаяся часть задолженности из общего ее размера в 19205632 руб. 99 коп., на наличие которой указывает Инспекция в жалобе, т.е. 1659242 руб. 54 коп., является пеней за неуплату задолженности по налогам, доначисленным по итогам выездной налоговой проверки на основании решения ИФНС от 23.05.2008 N 13.

Согласно гл. 11 НК РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов, сборов.

Следовательно, при отсутствии обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов), основания для начисления пени, предусмотренные ст. 75 НК РФ, отсутствуют.

Учитывая изложенное, ликвидационный баланс, представленный председателем ликвидационной комиссии Даниловым Е.И., согласно которому у Предприятия отсутствует задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам перед бюджетами различных уровней, является достоверным.

Таким образом, решение ИФНС от 01.07.2009 N 262 об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением МУП “Горжилкомхоз“ ликвидационного баланса, а именно: в связи с указанием в нем недостоверных сведений, является недействительным как не основанное на нормах закона и не соответствующее фактическим обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК
РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калужской области от 14.09.2009 по делу N А23-2809/09А-12-96 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Калужской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа (в г. Брянске) в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А.ТИМИНСКАЯ

Судьи

Г.Д.ИГНАШИНА

В.Н.СТАХАНОВА