Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2009 по делу N А09-5196/2009 По делу о признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, и признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2009 г. по делу N А09-5196/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тучковой О.Г.,

судей Полынкиной Н.А., Тиминской О.А.,

по докладу судьи Тучковой О.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гуленковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ИФНС России по Советскому району г. Орла

на решение Арбитражного суда Брянской области

от 21.07.2009 по делу N А09-5196/2009 (судья Грахольская И.Э.), принятое

по заявлению ИФНС России по Советскому району г. Орла

к МИФНС России N 4 по Брянской области,

третье лицо: ООО “Центр-Л-Строй“,

о признании недействительным решения о государственной регистрации,

при участии в
судебном заседании:

от заявителя: Костиной И.А. - специалиста 1 разряда юридического отдела по доверенности от 24.06.2009 N 35, Ушаковой Г.В. - начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков по доверенности от 30.06.2009 N 38,

от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,

от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Орла (далее - ИФНС России по Советскому району г. Орла, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Брянской области (далее - МИФНС России N 4 по Брянской области, ответчик) о признании недействительным решения от 26.09.2008 N 6616А МИФНС России N 4 по Брянской области о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Центр-Л-Строй“ (далее - Общество), и признании недействительной записи, внесенной 26.09.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц регистрационным номером 2083254181635.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.07.2009 заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, ИФНС России по Советскому району г. Орла подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.

Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Судом установлено, что 19 сентября 2008 г. от ООО “Центр-Л-Строй“ в МИФНС России N 4 по Брянской области поступило заявление по форме N 13001 о государственной регистрации изменений, вносимых
в учредительные документы юридического лица, с приложением пакета документов.

Рассмотрев представленные документы, МИФНС России N 4 по Брянской области приняла решение от 26.09.2008 N 6616 А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО “Центр-Л-Строй“, - изменен адрес места нахождения Общества: г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 118 на новый адрес - г. Орел, ул. Куйбышева, д. 1 кв. 4.

С этой же даты ООО “Центр-Л-Строй“ снято с учета в МИФНС России N 4 по Брянской области на основании сведений об изменении места нахождения юридического лица, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 2083254181635 от 26.09.2008 г.

Полагая, что указанное решение принято МИФНС России N 4 по Брянской области в нарушение норм действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ИФНС России по Советскому району г. Орла обратилась в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из буквального содержания данной нормы следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным только при наличии одновременно двух
условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и документ об уплате государственной пошлины.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

В силу подпунктов “а“ и “б“ статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Иных оснований для отказа
регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, законом не предусмотрено.

Следовательно, при представлении всех документов в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ у регистрирующего органа не имеется оснований для отказа в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Из материалов дела усматривается, что 19 сентября 2008 года за входящими номерами N 6616 А, N 6617 А от ООО “Центр-Л-Строй“ в МИФНС России N 4 по Брянской области поступил пакет документов:

заявление по форме N 13001, о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подписанное руководителем Филиным Дмитрием Викторовичем;

заявление по форме N 14001, о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений учредительные документы, подписанное руководителем Филиным Дмитрием Викторовичем;

договоры купли-продажи долей в уставном капитале ООО “Центр-Л-Строй“ от 17.04.2006 г.;

устав ООО “Центр-Л-Строй“ (новая редакция);

решение N 1 единственного участника Общества с ограниченной ответственностью “Центр-Л-Строй“ от 17.04.2006, подписанное единственным участником общества Филиным Д.В.;

протокол N 2 общего собрания участников ООО “Центр-Л-Строй“ от 17.04.2006, подписанное бывшими участниками Общества Лисецким Л.В. и Зубовым С.А. и новым участником Филиным Д.В.;

документ об уплате госпошлины.

При осуществлении государственной регистрации по заявлению ООО “Центр-Л-Строй“ Межрайонной ИФНС России N 4 по Брянской области была осуществлена проверка паспортных данных заявителя - единственного участника Общества на основании сведений федерального информационного ресурса - Единого государственного реестра налогоплательщиков по состоянию на 26.09.2008. В соответствии с указанными сведениями Филин Дмитрий Викторович был зарегистрирован по адресу: г. Орел, улица Куйбышева, д. 1, кв. 4.

Доказательства того, что на момент государственной регистрации изменений, касающихся
места нахождения общества, оно (постоянно действующий исполнительный орган ООО “Центр-Л-Строй“ либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени данного юридического лица без доверенности) по адресу: г. Орел, ул. Куйбышева, д. 1, кв. 4 не находилось, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов законом на регистрирующий орган не возложена.

Тот факт, что представленные на регистрацию документы содержали недостоверные сведения относительно адреса местонахождения Общества, не свидетельствует о нарушении регистрирующим органом требований закона, поскольку данное обстоятельство не могло быть известно регистрирующему органу, не наделенному полномочиями на проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица и незаконным решения о государственной регистрации в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице.

В силу ст. ст. 4, 198 АПК РФ в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверных сведений заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в арбитражный суд.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Как разъяснено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Доказательств же того, что принятием оспариваемого решения были нарушены именно права ИФНС России по Советскому району г. Орла, данной Инспекцией, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.

Кроме того, оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, так как ненахождение юридического лица по месту его государственной регистрации носит устранимый характер и само по себе не является основанием для признания недействительной государственной регистрации соответствующих изменений, внесенных в учредительные документы Общества.

Исходя из того, что предусмотренная ч. 1 ст. 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания ненормативных актов государственных органов недействительными, в рассматриваемом случае отсутствует, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявленного ИФНС России по Советскому району г. Орла требования о признании недействительным решения МИФНС России N 4 по Брянской области от 26.09.2008 N 6616А.

Довод апелляционной жалобы о том, что представление недостоверных сведений о местонахождении юридического лица является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не может быть принят во внимание судом.

В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица
осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, Законом о государственной регистрации установлен уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц и обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица, такая ответственность устанавливается законодательством Российской Федерации.

Довод ИФНС России по Советскому району г. Орла, заявленный в дополнении к апелляционной жалобе, о том, что госпошлина за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, оплачена по квитанции не Обществом, а его директором Филиным Д.В., отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство само по себе не опровергает факт отсутствия нарушения прав ИФНС России по Советскому району г. Орла принятием оспариваемого решения, а следовательно, и отсутствия одного из необходимых условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ, для признания решения МИФНС России N 4 по Брянской области от 26.09.2008 N 6616А недействительным.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем во внимание не принимаются.

Суд первой инстанции установил имеющие значение для дела обстоятельства, в связи с чем оснований для их переоценки у апелляционной инстанции не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь пунктом
1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 21.07.2009 по делу N А09-5196/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.Г.ТУЧКОВА

Судьи

Н.А.ПОЛЫНКИНА

О.А.ТИМИНСКАЯ