Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 N 20АП-2785/2009 по делу N А68-2653/09 По делу о признании незаконными отказов уполномоченного органа в государственной регистрации права муниципальной собственности.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2009 г. N 20АП-2785/2009

Дело N А68-2653/09

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2009 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Тиминской О.А.,Еремичевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2785/2009) Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области

на решение Арбитражного суда Тульской области

от 29.05.2009 по делу N А68-2653/09 (судья Драчен А.В.), принятое

по заявлению Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тульской области,

о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности,

при участии в судебном заседании
представителей:

от заявителя: Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы - Бурмистров О.Н., ведущий специалист отдела реестра, доверенность от 08.04.2009 N 1613;

от ответчика: Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области - Щербакова А.В., специалист 1-ого разряда отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность от 12.01.2009 N 01-30/2-АС,

установил:

Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (далее - КИЗО г. Тулы) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Тульской области (далее - Управление, УФРС по Тульской области) о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Тула

- от 06.04.2009 N 01/013/2009-72 в отношении сооружения: подземная теплотрасса участок N 1 от существующего колодца до колодца N 3; участок N 2 от колодца N 3 до колодца N 5, протяженностью 308,86 пог.м., расположенное по адресу: г. Тула, ул. Обручева, д. 3/1; 3/2; 1/6; 5;

- от 06.04.2009 N 01/013/2009-73 в отношении сооружения: воздушная теплотрасса, расположенная по адресу: г. Тула, от ул. Советской д. 53 до ул. Тургеневской д. 7, протяженностью 93,18 пог.м.;

- от 06.04.2009 N 01/013/2009-77 в отношении сооружения: водопровод, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Пархоменко, д. 26, 30, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 43а протяженностью 189,9 пог.м.;

- от 06.04.2009 N 01/013/2009-76 в отношении сооружения: теплотрасса от хлебзавода - проспект Ленина, д. 18 - к/т “Родина“, протяженностью 204,05 пог.м.;

- от 06.04.2009 N 01/013/2009-74 в отношении сооружения: 1-теплотрасса к жилым домам по ул. Н.Руднева д. 28а, 28, 30, 32, протяженностью 225,25 пог.м.;

- от 06.04.2009 N 01/013/2009-78 в отношении сооружения: 2-канализация от
колодца N 1 до колодца N 12, участок N 1; от колодца N 12 до колодца N 15, участок N 2, по адресу: ул. Пархоменко, д. 26, 30, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 43а, протяженностью 309,7 пог.м.;

- от 06.04.2009 N 01/013/2009-75 в отношении сооружения: 1 теплотрасса по адресу: г. Тула, к жилым домам по ул. Циолковского д. 2, 2а, 2б, 2в протяженностью 303,3 пог.м. и обязании осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанные объекты (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.05.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей КИЗО г. Тулы, Управления, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 02.09.2008 Центральный районный суд г. Тулы вынес решение о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: сооружение подземная теплотрасса участок N 1 от существующего колодца до колодца N 3; участок N 2 от колодца N 3 до колодца N 5, протяженностью 308,86 пог.м., расположенное по адресу: ул. Обручева, д. 3/1; 3/2; 1/6; 5.(л.д.9-10).

Указанное решение вступило в законную силу 12.09.2008.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 03.09.2008 признано право муниципальной собственности муниципального образования город Тула на бесхозяйное имущество: сооружение: воздушная теплотрасса
по адресу: г. Тула, от ул. Советской д. 53 до ул. Тургеневской д. 7, протяженностью 93,18 пог.м.; сооружение: водопровод по адресу: г. Тула, ул. Пархоменко, д. 26, 30, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 43, 43а протяженностью 189,9 пог.м.; сооружение: г. Тула, теплотрасса от хлебзавода - пр-т Ленина, д. 18 - к/т “Родина“, протяженностью 204,05 пог.м.; сооружение: 1-теплотрасса к жилым домам по ул. Н.Руднева д. 28а, 28, 30, 32 протяженностью 225,25 пог.м.; сооружение: 2-канализация от колодца N 1 до колодца N 12, участок N 1; от колодца N 1 до колодца N 15, участок N 2, по адресу: ул. Пархоменко, д. 26, 30, 32, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41,43, 43а, протяженностью 309,7 пог.м.; сооружение: 1 теплотрасса по адресу: г.Тула, к жилым домам по ул. Циолковского д. 2, 2а, 2б, 2в протяженностью 303,3 пог.м. (л.д.11-12).

Решение вступило в законную силу 16.09.2008.

06.03.2009 Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы обратился в УФРС по Тульской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности на указанные объекты (л.д.30,33,36,39,42, 45,48).

При этом к указанным заявлениям приложены решения суда общей юрисдикции (л.д. 6-7).

Заявления с приложенными к ним документами Управлением приняты, что подтверждается расписками в получении документов (л.д.28,32,35,38,41,44,47).

06.04.2009 УФРС по Тульской области в адрес КИЗО г. Тулы направило сообщения N 01/013/2009-72, N 01/013/2009-73, N 01/013/2009-77, N 01/013/2009-76, N 01/013/2009-74, N 01/013/2009-78, N 01/013/2009-75, согласно которым заявителю отказано в государственной регистрации права (л.д.13,14, 15,16,17,18,19).

При этом указанные сообщения УФРС по Тульской области мотивированы тем, что заявителем не представлены документы об уплате государственной пошлины.

Полагая, что отказы УФРС
по Тульской области в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Тула, являются незаконными, КИЗО г. Тулы обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования КИЗО г. Тулы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон N 122-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.

Так, согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 названного закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.

Согласно ч. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.

При этом частью 3 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.

Аналогичная норма содержится
в подпункте 4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ч. 3 ст. 215 ГК РФ).

В силу ч. 2 ст. 8, ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Вместе с тем часть 3 статьи 225 ГК РФ определяет правила приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи.

Согласно части 3 статьи 225 указанного закона бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Из анализа указанной нормы следует, что право собственности на бесхозяйное недвижимое возникает на основании решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае основанием возникновения права муниципальной собственности
явились решения суда общей юрисдикции, принятые в соответствии со ст. 225 ГК РФ.

Заявленные к регистрации права объекты поступили в собственность муниципального образования г. Тула 12.09.2008 и 16.09.2008, что подтверждается решениями Центрального районного суда от 02.09.2008 и 03.09.2008.

Поскольку данное имущество не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями, оно правомерно рассматривается заявителем как составляющее казну муниципального образования г.Тула.

Следовательно, Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы пользуется льготой по уплате государственной пошлине, установленной ч. 3 ст. 16 Закона N 122-ФЗ, подп. 4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ при регистрации права на указанные в рассматриваемом судом заявлении объекты.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации права не имелось.

Довод, положенный в основу апелляционной жалобы о том, что вступившее в законную силу решение суда не является доказательством возникновения права собственности на бесхозяйную вещь, поскольку это противоречит ч. 2 ст. 8 ГК РФ и нормам Закона N 122-ФЗ, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Действительно, ч. 2 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

При этом ст. 225 ГК РФ установлены особенности возникновения права собственности на бесхозяйную вещь.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Следовательно, акт регистрации носит правоподтверждающий характер, в рассматриваемом случае в регистрирующем органе лишь регистрируется за лицом уже
возникшее право собственности.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК России, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 29.05.2009 по делу N А68 - 2653/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

В.Н.СТАХАНОВА

Судьи

О.А.ТИМИНСКАЯ

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА