Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2009 по делу N А62-5122/2008 По делу о расторжении договора аренды лесного фонда.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. по делу N А62-5122/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Юдиной Л.А.,

судей Можеевой Е.И., Никуловой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матузиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24 апреля 2009 года по делу N А62-5122/2008 (судья Ткаченко В.А.), принятое

по иску Департамента Смоленской области по лесному хозяйству

к обществу с ограниченной ответственностью “Альянс-С“

о расторжении договора,

при участии:

от истца: Корнеева Д.А. - представителя по доверенности
от 01.07.2008;

от ответчика: Мартиной Л.Н. - генерального директора на основании протокола N 2 от 10.03.2006,

установил:

Департамент Смоленской области по лесному хозяйству обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Альянс-С“ (далее - ООО “Альянс-С“) о расторжении договора аренды лесного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец неоднократно уточнял основания иска и окончательно просил расторгнуть договор на основании статьи 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с существенным нарушением условий договора или назначения имущества, причинившим ущерб на сумму 1 173 258 руб. 65 коп.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24 апреля 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным решением, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя, судом не полностью исследованы обстоятельства дела, а также не применены нормы материального права, подлежащие применению.

Заявитель жалобы указывает, что арендатором не исполняются п. 4.2 и 17 договора, а именно не разработан проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда, в связи с чем невозможно определить ежегодный объем заготовки древесины арендатором.

Кроме этого, заявитель считает, что протоколы согласования объема лесопользования и согласования арендной платы на 2006, 2007 годы являются ничтожными сделками, поскольку не прошли государственную регистрацию.

Также заявитель утверждает, что невозможно определить сумму арендной платы, подлежащей уплате арендатором.

Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит решение суда
оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнение представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 24.06.2005 между ФГУ “Демидовский лесхоз“ (арендодатель) и ООО “Альянс-С“ (арендатор) был подписан договор аренды, в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду участок лесного фонда общей площадью 6 147 га для осуществления лесопользования в виде заготовки древесины (т. 1, л.д. 10 - 19).

На основании распоряжения администрации Смоленской области от 26.01.2007 N 62-р/адм. ФГУ “Демидовский лесхоз“ реорганизовано путем присоединения к областному государственному учреждению “Смоленское областное лесохозяйственное объединение“.

Постановлением администрации Смоленской области от 20.04.2007 N 139 создан Департамент Смоленской области по лесному хозяйству и утверждено Положение о Департаменте Смоленской области по лесному хозяйству.

Согласно п. 1.1 данного Положения Департамент Смоленской области по лесному хозяйству является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Смоленской области, а также уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений.

Полагая, что ответчиком ненадлежащим образом исполняется договор аренды, истец обратился с настоящим иском в суд.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия существенных нарушений условий договора, являющихся основанием для досрочного расторжения договора аренды.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и
обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В данном случае правоотношения сторон возникли из договора аренды участка лесного фонда N 2 от 24.06.2005.

Правовое регулирование указанного договора предусмотрено параграфом 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор, в частности, пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 настоящего Кодекса.

Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной.

Существенным признается нарушение договора одной
из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Как усматривается из материалов дела, истец считает существенным нарушением договора отсутствие проекта организации рубок главного пользования и неполучение в результате этого бюджетами разных уровней 1 173 258 руб. 65 коп. в виде арендной платы.

Согласно Положению об аренде лесного фонда, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 345 от 24.03.1998, действовавшему на момент заключения спорного договора, в случае предоставления в аренду участка лесного фонда площадью свыше 200 гектаров для заготовки древесины на срок более 5 лет арендатор обязан в течение года после подписания передаточного акта представить арендодателю проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда.

В соответствии со Схемой типового проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 07.06.1994 N 123, изданным в соответствии с пунктом 18 Положения об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 N 712, проект разрабатывается по материалам лесоустройства.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству только 06.03.2008 (исх. N 254) направил ответчику претензию с указанием в течение 9 дней представить проект организации рубок (т. 1. л.д. 38 - 39).

ООО “Альянс-С“ письмами от 11.03.2008 (исх. N 15) и 20.03.2008 (исх. N 21) запросило у истца лесоустроительную документацию для изготовления проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства (т.
2, л.д. 4).

Однако лесоустроительная документация и ответы на запросы ООО “Альянс-С“ получены не были. Истец доказательств направления документации, необходимой для разработки проекта, не представил.

Вместе с тем, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса РФ“ Лесной кодекс РФ введен в действие 1.01.2007.

На основании статьи 4 указанного Закона лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются действительными до истечения срока их действия.

До истечения срока действия лесорубочного билета и (или) лесного билета договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

В июне, июле, сентябре, ноябре 2006 года лесорубочные билеты были выданы ООО “Альянс-С“ (т. 2, л.д. 42 - 45).

Федеральным законом от 24.07.2007 N 217-ФЗ срок переоформления договоров продлен до 1 января 2009 года.

Согласно ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов. Изготовление проекта организации рубок новым лесным законодательством не предусмотрено.

Как видно из материалов дела, 04.03.2008 года ответчик обратился в Департамент Смоленской области по лесному хозяйству с заявлением о переоформлении договора аренды, однако договор не был переоформлен.

Также 01.12.2008 года заключением государственной экспертизы при Департаменте Смоленской области по лесному хозяйству одобрен проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО “Альянс-С“ (т. 2, л.д. 12 - 13).

При этом довод заявителя о том, что арендатором не исполняются п. 4.2 и 17 договора, а именно не разработан проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на переданном в
аренду участке лесного фонда, в связи с чем невозможно определить ежегодный объем заготовки арендатором древесины, подлежит отклонению.

Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие проекта организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства не является существенным нарушением условий договора, являющимся основанием для досрочного расторжения договора аренды.

Кроме этого, в материалах дела имеются протоколы согласования объемов лесопользования и арендной платы на 2005 - 2007 годы, подписанные сторонами по договору (т. 1, л.д. 20 - 23). Доказательств нарушения положений протоколов истцом не представлено.

Доводы заявителя о том, что протоколы согласования объема лесопользования и арендной платы на 2006 - 2007 годы являются ничтожными сделками, поскольку не прошли государственную регистрацию и что невозможно определить сумму арендной платы, подлежащей уплате арендатором, судебной коллегией отклоняется, как не влияющие на разрешение спора по существу.

Таким образом, суд первой инстанции по праву отказал в удовлетворении исковых требований.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Смоленской области от 24 апреля 2009 года принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 24 апреля 2009 года по делу N А62-5122/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не
превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Л.А.ЮДИНА

Судьи

Е.И.МОЖЕЕВА

М.В.НИКУЛОВА