Решения и определения судов

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2009 N 20АП-1337/2009 по делу N А23-579/09А-12-19 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за высадку пассажиров в неустановленном месте при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2009 г. N 20АП-1337/2009

Дело N А23-579/09А-12-19

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2009 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Стахановой В.Н.,

судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1337/2009) индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
на решение Арбитражного суда Калужской области

от 16.03.2009 по делу N А23-579/09А-12-19 (судья Дорошина А.В.), принятое

по заявлению прокуратуры г. Калуги

к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: прокуратуры г. Калуги - Сударчикова Л.В., советник юстиции, удостоверение от 20.03.2009 N
085648;

от ответчика: индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - Шевченко Н.Т., свидетельство от 05.09.2006 серия 40 N 000937586,

установил:

прокуратура г. Калуги (далее - прокуратура) обратилась с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (далее - ИП Шевченко Н.Т., предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.03.2009 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как установлено судом, ИП Шевченко Н.Т. имеет лицензию регистрационный номер N АСС-40-52225 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек сроком действия с 24.11.2006 по 23.11.2011 (л.д.31).

Прокуратурой г. Калуги совместно с сотрудниками 1 ОБ ДПС УВД по г. Калуге 18.02.2009 проведена проверка ИП Шевченко Н.Т. по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на маршруте регулярного сообщения N 3 “Кольцевой“.

В ходе проверки установлено, что предпринимателю принадлежит автобус ПАЗ 3205 г.н. В520 РК 40 rus, на котором осуществляются перевозки граждан. Автобусом управляет водитель, работающий у предпринимателя по трудовому договору от 15.12.2008 N 12 (л.д.24).

18.02.2009 водитель автобуса осуществил высадку
пассажиров в неустановленном месте на схеме маршрута N 3 - напротив ГОУ “Калужский базовый медицинский колледж“, находящегося по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, д. 26.

Указанные нарушения зафиксированы в справке о проверке соблюдения законодательства о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 18.02.2009 (л.д.16).

19.02.2009 прокуратурой г. Калуги вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.9 - 13).

В порядке абз.3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы прокурором в Арбитражный суд Калужской области для рассмотрения вопроса о привлечении ИП Шевченко Н.Т. к административной ответственности.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Закон N 128-ФЗ).

В соответствии с нормами Закона N 128-ФЗ одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Согласно ст. 2 Закона N 128-ФЗ лицензионные требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 128-ФЗ перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми
человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, установлено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров отнесено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также соблюдение установленных ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ (далее - Закон N 196-ФЗ) основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Согласно статье 20 Закона N 196-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктом 5.8 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов движения.

В силу п. 1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, требования данного Положения обязательны для всех водителей-предпринимателей. Каждый водитель, выполняющий городские, пригородные рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения
на маршруте с указанием времени прохождения остановок, схемой маршрутов с указанием опасных участков (пункт 5.7.4 данного Положения).

Посадка в автобус и выход пассажиров из автобуса производится только на установленных специальными указателями остановочных пунктах (пункт 16 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 N 176).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“ (далее - Закон N 259-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Статьей 2 Закона N 259-ФЗ определены понятия “маршрут регулярных перевозок“, “остановочный пункт“.

Маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны
в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров (ст. 19 Закона N 259-ФЗ).

Из анализа указанных норм следует, что по требованию пассажира водитель, осуществляющий регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок, кроме остановочных пунктов, указанных в схеме маршрута, имеет право остановиться только на остановочных пунктах, не указанных в схеме маршрута.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В рассматриваемом случае факт высадки пассажиров в неустановленном месте на схеме маршрута N 3 - напротив ГОУ “Калужский базовый медицинский колледж“, находящийся по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, д. 26 подтвержден справкой от 18.02.2009 (л.д.16), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.02.2009 (л.д.9-13), объяснениями предпринимателя от 19.02.2009 (л.д.14).

Кроме того, в материалах дела имеются объяснения водителя Хвостова Г.В., управлявшего автобусом ПАЗ
3205 г.н. В520 РК 40 rus, и кондуктора Климаковой Е.Е., из содержания которых следует, что 18.02.2009 в 11 час. 50 мин. Хвостов Г.В. управлял указанным автобусом. По просьбе пассажиров им была сделана остановка напротив ГОУ “Калужский базовый медицинский колледж“, находящийся по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, д. 26. На остановке вышли двое пассажиров (л.д.17, 18).

Более того, в материалы дела представлен паспорт маршрута регулярного сообщения N 3 “Кольцевой“, в котором остановка ГОУ “Калужский базовый медицинский колледж“ не предусмотрена и не отражена (л.д.57-68).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ИП Шевченко Н.Т. состава вменяемого административного правонарушения и его доказанности материалами дела.

Довод жалобы о том, что транспортное средство ПАЗ 3205 г.н. В520 РК 40 rus является маршрутным такси, и следовательно, имеет возможность осуществлять высадку пассажиров в любом месте пути следования, не может быть принят во внимание, поскольку в нарушение ст. 65 АПК РФ доказательств данному обстоятельству предпринимателем не представлено.

Ссылка подателя жалобы на то, что водитель совершил остановку грамотно и безопасно, является необоснованной, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения предпринимателя от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Апелляционной инстанцией отклоняется довод жалобы о том, что прокуратурой нарушена процедура проверки предпринимателя, поскольку не нашел своего подтверждения в материалах дела.

Ссылка апеллянта на то, что прокуратурой г. Калуги в материалы дела представлены фотографии, на которых запечатлено транспортное средство, не принадлежащее предпринимателю, несостоятельна.

Действительно, приобщенные к материалам дела фотографии достоверным и допустимым доказательством, подтверждающим факт высадки пассажиров в неустановленном месте на схеме маршрута N 3 - напротив ГОУ
“Калужский базовый медицинский колледж“, находящийся по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, д. 26, не являются, поскольку по ним не представляется возможным определить дату, место и обстоятельства съемки.

Между тем в материалах дела имеются иные доказательства, подтверждающие совершение предпринимателем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ссылка заявителя жалобы на п. 4, 5 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 259-ФЗ “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“ отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку основана на неправильном толковании норм материального права.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.

Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Поскольку при обращении с апелляционной жалобой ИП Шевченко Н.Т. по квитанции от 20.03.2009 СБ8608/0112 уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб., в силу ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ она подлежит возврату.

Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 16.03.2009 по делу N А23-579/09А-12-19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (248012, г. Калуга, территория Азаровского детского дома, д. 3а, кв. 8) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., излишне уплаченную по квитанции от 20.03.2009 СБ8608/0112.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий

В.Н.СТАХАНОВА

Судьи

Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

О.Г.ТУЧКОВА