Решения и определения судов

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 по делу N А65-20032/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2009 г. по делу N А65-20032/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2009 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,

с участием в судебном заседании представителя ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ Ихсанова А.А. (доверенность от 01 марта 2007 г.),

представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан не явился, Управление извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 декабря 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, на решение Арбитражного
суда Республики Татарстан от 22 сентября 2009 г. по делу N А65-20032/2009 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое по заявлению ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,

о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания,

установил:

закрытое акционерное общество “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ (далее - ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - Росприроднадзор по РТ, административный орган) от 21 мая 2009 г. N N 253, 254 о назначении административного наказания по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30000 руб. по каждому из них, а также постановлений от 21 мая 2009 г. N N 253, 254 о назначении административного штрафа в размере 3000 руб. по каждому из них.

Решением от 22 сентября 2009 г. по делу N А65-20032/2009 Арбитражный суд Республики Татарстан частично удовлетворил заявление ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“, признал незаконными и отменил постановления от 21 мая 2009 г. N N 253, 254 о назначении административного штрафа в размере 3000 руб. по каждому из них. В удовлетворении заявлении общества в остальной части было отказано.

По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе и дополнениях к ней (с учетом ходатайства от 09 декабря 2009 г.), ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ просит отменить решение суда первой инстанции в той части, в которой в удовлетворении его требований было отказано.

Административный орган отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Судебное заседание, назначенное на
18 ноября 2009 г., было отложено на 14 декабря 2009 г. в связи с необходимостью получения дополнительных сведений по делу.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело без участия представителя Росприроднадзора по РТ, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании представитель ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней мотивам.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, а также в дополнениях к жалобе, заслушав представителя ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Росприроднадзор по РТ провел плановую проверку ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“, как пользователя недр, на предмет соблюдения обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр. Результаты проверки административный орган отразил в акте от 13 мая 2009 г. N 89-ГК (т. 1, л.д. 13 - 15).

Ссылка ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ на незаконность проведения Росприроднадзором по РТ указанной проверки в связи с тем, что в ноябре 2008 г. в обществе Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан уже была проведена проверка по государственному экологическому контролю, является безосновательным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Согласно пункту 1 указанной статьи
предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, не чаще, чем один раз в три года может быть проведена плановая проверка конкретным органом государственной власти на предмет соблюдения требований законодательства в определенной сфере в пределах компетенции указанного органа.

Поскольку проверки в отношении ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ проводились различными государственными органами (Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Росприроднадзором по РТ), а также учитывая различный предмет указанных проверок, административный орган, осуществляя проверку общества, не допустил нарушений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“.

Из материалов дела усматривается, что на основании акта от 13 мая 2009 г. N 89-ГК Росприроднадзор по РТ составил в отношении ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ протоколы от 13 мая 2009 г. N N 163, 164 (т. 1, л.д. 35 - 36, 11 - 12), в которых отразил, что общество при эксплуатации водозаборных скважин, выданных к лицензиям ТАТ 00373 ВЭ, ТАТ 00374 ВЭ, допустило нарушение лицензионных условий недропользования с целью добычи подземных вод.

Суд апелляционной инстанции считает безосновательным утверждение ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ о нарушении Росприроднадзором по РТ требований КоАП РФ о процедуре возбуждения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица. Пунктом 4.1 данной статьи предусмотрено, что в отсутствие законного представителя юридического лица протокол может быть составлен только при условии его надлежащего и заблаговременного извещения о времени и месте составления протокола.

Материалами
дела подтверждается, что генеральный директор ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ - Юнусов Р.С., был надлежаще извещен о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, а также присутствовал при составлении протокола. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, пояснениями представителя общества Исханова А.А., данными им в заседании суда первой инстанции, состоявшемся 18 августа 2009 г. (т. 1, л.д. 60), а также письменными пояснениями указанного лица (т. 1, л.д. 64).

При таких обстоятельствах сам по себе факт подписания протокола об административном правонарушении иным лицом, а не директором общества, не свидетельствует о нарушении Росприроднадзором по РТ процедуры возбуждения производства по делу об административном правонарушении.

Ссылка ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ на отсутствие в протоколах сведений о месте, времени совершения и событии административного правонарушения, а также на отсутствие объяснений законного представителя юридического лица, является безосновательной и противоречит материалам дела.

В текстах протоколов указано на нарушение ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ лицензионных условий недропользования, что и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Временем совершения правонарушения является неисполнение соответствующих обязанностей к датам, определенным законом или лицензионным соглашением, что отражено в протоколах. Место совершения правонарушения также усматривается из текста протоколов, а отсутствие на него прямого указания само по себе не свидетельствует о незаконности протоколов.

Что касается утверждения ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ об отсутствии в протоколах объяснений законного представителя общества, то их наличие зависит исключительно от воли указанного лица и не может быть восполнено административным органом. Более того, в протоколах имеется запись о признании ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ события совершенного административного правонарушения.

Ссылка ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ на то, что Росприроднадзор по РТ “не дал ему возможность представить объяснение по поводу
выявленных нарушений“, является безосновательной. Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания, ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ не представило никаких доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что административный орган препятствовал обществу в представлении пояснений по делу об административном правонарушении.

Из текста протоколов видно, что рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 21 мая 2009 г. Причем представитель общества расписался в подтверждение того, что ему сообщено о времени рассмотрения дела. При таких обстоятельствах утверждение ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ о том, что обществу якобы не было известно о времени рассмотрения дела, противоречит материалам дела.

21 мая 2009 г. Росприроднадзор по РТ на основании акта, протоколов и иных материалов дел об административном правонарушении вынес в отношении ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ постановления N N 253, 254 о назначении административного наказания по статье 7.3 КоАП РФ.

Ссылка ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ на необходимость рассмотрения дел об административном правонарушении по месту нахождения общества (в г. Набережные Челны Республики Татарстан) является безосновательной. Оспариваемые постановления вынесены Росприроднадзором по РТ, то есть территориальным органом компетентного федерального органа исполнительной власти по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Аналогичные выводы были сделаны, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03 декабря 2008 г. по делу N А12-9441/2008.

Основанием для привлечения ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ на основании лицензий ТАТ 00374 ВЭ и ТАТ 00373 ВЭ на срок до 01 мая 2015 г. предоставлено право пользования участками недр, расположенными в п. Сидоровка юго-восточной части г. Набережные
Челны Республики Татарстан и в Промкомзоне центральной части г. Набережные Челны Республики Татарстан.

Статья 7.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в частности, за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Согласно части 4 статьи 1, части 5 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации к подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод, водоносные горизонты.

Частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Таким образом, правоотношения, связанные, в частности, с добычей подземных вод, регулируются законодательством о недрах.

Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах“ данный закон регулирует отношения, возникающие, в том числе, в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации.

Статьей 11 указанного закона и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1 (в редакции Федерального закона от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ), предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. При этом, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах“ пользователь недр обязан, в частности, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно Положению об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденному Постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219, при проведении государственного мониторинга используются сведения, полученные, в частности, в результате наблюдений собственниками водных объектов, водопользователей и недропользователей.

В силу пункта 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, владельцы лицензий обязаны предоставлять при добыче подземных вод в систему государственного мониторинга данные мониторинга подземных вод в пределах района действия лицензии.

В соответствии с пунктом 6.6 Инструкции Роскомнедра от 14 апреля 1994 г. по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами в лицензии должны быть установлено максимально допустимое понижение уровня подземных вод на других участках недр в связи с отбором подземных вод на лицензируемом участке с учетом интересов других земле- и недропользователей и ненанесения ущерба окружающей природной среде.

Пунктами 3.3.5 упомянутых лицензий также определена обязанность ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“, как недропользователя, вести мониторинг подземных вод, в том числе, посредством наблюдения за динамическим уровнем воды с занесением показателей в соответствующие журналы, а также посредством наблюдения за изменением качества подземных вод. Согласно пункту 3.3.7 лицензий на ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ также возложена обязанность по ежегодному представлению в срок до 10 января в Территориальное агентство по недропользованию по Республике Татарстан и в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан данных мониторинга подземных вод.

Из материалов дела видно, что ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ не осуществляло мониторинг подземных вод в пределах действия лицензий ТАТ 00374 ВЭ и ТАТ 00373 ВЭ с занесением динамических показателей в специальные журналы. Материалами дела также подтверждается, что общество не представляло в установленный в лицензиях срок данные мониторинга в уполномоченные государственные
органы, а также не вело наблюдения за качеством подземных вод. Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания, ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ не представило никаких доказательств, которые бы свидетельствовали об обратном.

Как верно указал суд первой инстанции, журнал учета воды (т. 1, л.д. 68 - 70) подтверждает осуществление ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ контроля за количеством воды, но не за ее качеством и не за уровнем динамических изменений.

Ссылка общества на отсутствие у него соответствующей обязанности является безосновательной и противоречит положениям упомянутых правовых актов.

В соответствии с пунктом 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, владелец лицензии при осуществлении добычи обязан измерять объем и вес добываемого минерального сырья методами и способами, оговоренными в лицензии, и фиксировать данные в специальных журналах.

Как видно из материалов дела, на момент проведения проверки на скважинах, эксплуатируемых ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“, отсутствовали устройства для замера уровня потребляемой воды.

Согласно пункту 6.10 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, лицензия на право добычи подземных вод выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла соответствующую государственную экспертизу и для которых проведена оценка воздействия эксплуатации на окружающую среду, то есть проведена государственная экологическая экспертиза (согласование) проекта разработки недр в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. При этом, при предоставлении лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут согласно лицензии начинать
добычу до государственной экспертизы геологической информации. Сроки последующего представления геологической информации на государственную экспертизу с уточнением условий пользования недрами, оговариваются в условиях этой лицензии.

Пунктами 3.3.17 лицензий ТАТ 00374 ВЭ и ТАТ 00373 ВЭ на ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ также возложена обязанность в срок до 01 января 2008 г. произвести оценку эксплуатационных запасов воды с их утверждением и постановкой запасов подземных вод на государственный учет.

Материалами дела подтверждается, что общество вплоть до момента проведения проверки не исполнило упомянутые требования лицензий.

Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ допустило пользование недрами с нарушением условий, установленных лицензиями. При таких обстоятельствах Росприроднадзор правомерно привлек общество к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ.

Ссылка ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ на то, что обязанности, за неисполнение которых общество привлечено к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ, якобы установлены недействующими нормативно-правовыми актами, безосновательно.

Утверждение ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ о том, что постановление о привлечении общества к административной ответственности, в частности, за отсутствие оценки эксплуатационных запасов воды якобы вынесено с нарушением срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, является несостоятельным.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок исполнения обязанности, предусмотренной лицензионными соглашениями, установлен только для оценки и утверждения эксплуатационных запасов. При этом, постановка на государственный учет запасов подземных вод является последующей, то есть может быть произведена после даты, установленной в пункте 3.3.17 лицензионных условий. Таким образом, правонарушение, состоящее в несвоевременной постановке запасов подземных вод на учет, является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение, следует исчислять с момента выявления соответствующего правонарушения, то есть с 13 мая 2009 г.

Аналогичные выводы были сделаны, в частности, в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03 марта 2009 г. по делу N А65-14728/2009.

Утверждение ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ о нарушении судом первой инстанции процессуальных норм при производстве по настоящему делу безосновательно. Отложение судебного разбирательства, вызов свидетелей по делу, в соответствии со статьями 56, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются правом суда и ни при каких обстоятельствах не свидетельствуют о незаконности решения суда первой инстанции.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал ЗАО “ЧЕЛНЫ-ХЛЕБ“ в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене постановлений от 21 мая 2009 г. N N 253, 254 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. по каждому из них.

Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 сентября 2009 г. по делу N А65-20032/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

В.С.СЕМУШКИН

Судьи

Е.И.ЗАХАРОВА

В.Е.КУВШИНОВ