Решения и определения судов

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 по делу N А48-4910/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 ст. 14.6 КоАП РФ за отклонение величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию, от опубликованной величины средневзвешенной стоимости электрической энергии.

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2009 г. по делу N А48-4910/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2009 года

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Протасова А.И.

судей Сергуткиной В.А.,

Семенюта Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,

при участии:

от открытого акционерного общества “Орелэнергосбыт“: Лаштабег Ю.А., начальника юридического отдела по доверенности N 4 от 26.03.2009,

от Управления по тарифам Орловской области: Сорокиной И.В., начальника отдела регулирования тарифов и анализа по доверенности от 14.01.2009, Фролова А.К., начальника отдела контроля по доверенности от 01.09.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Орелэнергосбыт“ на решение Арбитражного суда
Орловской области от 22.10.2009 по делу N А48-4910/2009 (судья Соколова В.Г.) по заявлению открытого акционерного общества “Орелэнергосбыт“ к Управлению по Тарифам Орловской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Открытое акционерное общество “Орелэнергосбыт“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению по тарифам Орловской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 14.09.2009 N 01-17-14 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

Решением суда от 22.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.

При этом, ОАО “Орелэнергосбыт“ указывает, что в материалах дела отсутствуют и Управлением по тарифам Орловской области не представлены доказательства, подтверждающие наличие в рассматриваемом случае события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, следовательно, его вины в совершении указанного правонарушения.

Управление по тарифам Орловской области в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что ОАО “Орловская сбытовая компания“ использовало для расчетов с потребителями при определении предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке опубликованную величину средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенную при установлении тарифов на электрическую энергию, которая меньше величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО “Орловская сбытовая компания“.

Этими действиями ОАО “Орловская сбытовая компания“ увеличивало сбытовую
надбавку, установленную на 2009 год Приказом Службы по тарифам Орловской области от 26.12.2008 N 601-т в размере 61,69133 руб./МВтч (без НДС).

В результате использования для расчета предельного уровня нерегулируемой цены на розничном рынке опубликованной величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию, у гарантирующего поставщика “ИНТЕР РАО ЕЭС“ (Орловский филиал) должны были возникнуть убытки, а у ОАО “Орловская сбытовая компания“ - дополнительный доход.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.

На основании Приказа Управления по тарифам от 09.06.2009 N 370-т, в соответствии с Положением об Управлении по тарифам Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2009 N 27, в период с 01.01.2008 по 01.08.2009 Управлением по Тарифам Орловской области проведена плановая проверка ОАО “Орелэнергосбыт“ в части контроля за деятельностью гарантирующего поставщика электрической энергии.

В ходе указанной проверки выявлен факт использования ОАО “Орловская сбытовая компания“ использовало для расчетов с потребителями при определении предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке опубликованную величину средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенную при установлении тарифов на электрическую энергию, которая меньше величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО “Орловская сбытовая компания“. Данными действиями ОАО “Орловская сбытовая компания“ увеличивало сбытовую надбавку, установленную на 2009 год Приказом Службы по тарифам Орловской области от 26.12.2008 N 601-т в размере 61,69133 руб./МВтч (без НДС). Отклонение величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО “Орловская сбытовая компания“, от опубликованной величины средневзвешенной стоимости электрической энергии составляет
9,014 руб./МВтч (без НДС).

11.09.2009 Управлением в отношении Общества по данному факту составлен протокол N 13 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

Постановлением N 01-17-14 от 14.09.2009 Управления по тарифам Орловской области ОАО “Орелэнергосбыт“ привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 3304832,32 руб.

Полагая, что указанное постановление принято с нарушением требований действующего законодательства, общество обратилось в суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из доказанности факта совершения ОАО “Орловская сбытовая компания“ вменяемого правонарушения, следовательно, вины в его совершении, и отсутствия в рассматриваемом случае в действиях Управления по тарифам Орловской области нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.

Частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), в виде взыскания административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение регулируемого государством порядка ценообразования, завышение или занижение цен, установленных надбавок.

В соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 18.03.2009 N
73 “О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области“ Управление по тарифам Орловской области является правопреемником Службы по тарифам Орловской области.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, Положением о Службе по тарифам Орловской области, утвержденным постановлением Коллегии Орловской области от 28.07.2006 N 146, к полномочиям Службы по тарифам относилось установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных минимального и (или) максимального уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам; осуществление контроля за применением регулируемых цен (тарифов).

Согласно п. 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, одновременно с публикацией решения об установлении тарифов регулирующий орган публикует следующую информацию: величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенная при установлении этих тарифов, - при установлении одноставочных тарифов; величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии и единицы мощности на оптовом и розничном рынках, учтенная соответственно при установлении ставки за 1 киловатт-час электрической энергии и ставки за 1 киловатт мощности, - при установлении двухставочных тарифов.

В случае если тариф дифференцирован по зонам (часам) суток,
средневзвешенная стоимость приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках публикуется для каждой зоны суток, либо диапазона числа часов использования мощности.

Согласно п. 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, в целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность): для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по одноставочным тарифам, используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии с учетом мощности на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная; для покупателей, осуществляющих расчеты за электрическую энергию (мощность) по двухставочным тарифам, используются рассчитанные отдельно в отношении электрической энергии и в отношении мощности величины, равные разности тарифной ставки на электрическую энергию (тарифной ставки на мощность) двухставочного тарифа, установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (средневзвешенного тарифа покупки мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная.

В соответствии с п. 57 Основ ценообразования регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций,
энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке; сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.

В счетах на оплату электрической энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.

Тариф для потребителей, рассчитывающихся по высокому уровню напряжения (ВН) в диапазоне числа часов использования заявленной мощности от 7000 и выше установлен 1 810,0 руб./МВтч. Он состоит из: средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках - 733,32 руб./МВтч; сбытовой надбавки - 61,69133 руб./МВтч; единого (котлового) тарифа на услуги по передаче по ВН -1 014,3777 руб./МВтч; тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО “АТС“ - 0,611 руб./МВтч.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из представленных материалов дела следует, что на территории Орловской области действуют два гарантирующих поставщика электрической энергии - ОАО Орловская сбытовая компания“ и ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“ (Орловский филиал).

Приказом Службы по тарифам Орловской области от 27.11.2008 N 492-т установлены тарифы на электрическую энергию (отдельно для каждого гарантирующего поставщика), поставляемую ОАО “Орловская сбытовая компания“ и ОАО “ИНТЕР РАО ЕЭС“ (Орловский филиал) потребителям группы “прочие“ на розничном рынке Орловской области в 2009.

В газете “Орловская Правда“ N 213 от 30.12.2008 Службой по тарифам Орловской области одновременно с публикацией приказа от 27.11.2008 N 492-т об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям группы “прочие“ на розничном рынке Орловской области в 2009 году, была опубликована информация (в среднем по двум гарантирующим поставщикам, действующим на территории Орловской области) о величине средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках (далее - величина средневзвешенной стоимости электрической энергии), учтенной при установлении данных тарифов.

Средневзвешенные нерегулируемые цены покупки электроэнергии на оптовом рынке публикуются ежемесячно на сайте ОАО “АТС“.

Величина средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенная при установлении тарифов на электрическую энергию для каждого из гарантирующих поставщиков электроэнергии, различна. ОАО “Орловская сбытовая компания“ использовало для расчетов с потребителями при определении предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке опубликованную величину средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенную при установлении тарифов на электрическую энергию, которая меньше величины средневзвешенной стоимости электрической энергии, учтенной при установлении тарифов на электрическую энергию для ОАО “Орловская сбытовая компания“.

Для определения предельного уровня нерегулируемой цены электрической
энергии на розничном рынке в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность), ОАО “Орловская сбытовая компания“ должно было использовать разность установленного одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность) 1810,0 руб./МВтч и средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках 733,32 руб./МВтч, которая составляет 1076,68 руб./МВтч, в том числе: сбытовая надбавка - 61,69133 руб./МВтч; единый (котловой) тариф на услуги по передаче по ВН - 1014,3777 руб./МВтч; тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО “АТС“ - 0,611 руб./МВтч.

Сбытовая надбавка, тариф на услуги по передаче электрической энергии, тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО “АТС“, являются регулируемыми величинами.

Однако для определения предельного уровня нерегулируемой цены электрической энергии на розничном рынке в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность) ОАО “Орловская сбытовая компания“ использовало разность установленного одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность) 1810,0 руб./МВтч и опубликованной величины средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках 724,306 руб./МВтч, которая составляет 1 085,694 руб./МВтч, в том числе: сбытовая надбавка - 61,69133 руб./МВтч; единый (котловой) тариф на услуги по передаче по ВН - 1 014,3777 руб./МВтч; тариф на услуги коммерческого оператора, оказываемые ОАО “АТС“ - 0,611 руб./МВтч.

Таким образом, завышение регулируемых тарифов (надбавок) составило 9,014 руб./МВтч.

Согласно отчетной форме N 46-ЭЭ “Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии (мощности)“, представляемой ежемесячно ОАО “Орловская сбытовая компания“, объем полезного отпуска электрической энергии за 7 месяцев 2009 года составил 867043000 кВтч, в том числе: полезный отпуск электрической энергии и мощности, реализуемый по регулируемым ценам - 683
726,0 тыс. кВтч; полезный отпуск электрической энергии и мощности, реализуемый по нерегулируемым ценам - 183 317,0 тыс. кВтч.

Объем полезного отпуска электрической энергии и мощности, реализуемого ОАО “Орловская сбытовая компания“ по нерегулируемым ценам потребителям, с интегральным учетом за 7 месяцев 2009 года составляет 183317000 кВтч.

Следовательно, объем денежных средств, полученных ОАО “Орловская сбытовая компания“ за 7 месяцев 2009 года за счет завышения свободной (нерегулируемой) цены на розничном рынке (предельного уровня нерегулируемой цены) электрической энергии составил 1652416,12 руб.

Изложенным в непосредственной взаимосвязи с представленными материалами дела подтверждается факт совершения ОАО “Орловская сбытовая компания“ административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При осуществлении деятельности в качестве поставщика электрической энергии у ОАО “Орловская сбытовая компания“ имелась возможность соблюдать требования изложенных выше норм. Однако обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.

Осуществляя производство по делу об административном правонарушении, Управление по тарифам Орловской области действовало в строгом соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не допустило процессуальных нарушений.

Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, и установив в действиях ОАО “Орелэнергосбыт“ состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования и привлек последнего к административной ответственности в пределах санкции ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.

В этой связи, довод апелляционной жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ признается апелляционной коллегией несостоятельным и отклоняется.

Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт ОАО “Орелэнергосбыт“ на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.

При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом не допущено.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 22.10.2009 по делу N А48-4910/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Орелэнергосбыт“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья

А.И.ПРОТАСОВ

Судьи

В.А.СЕРГУТКИНА

Е.А.СЕМЕНЮТА